ПППП Учитель русского языка и литературы школы –лицея 266 Казыгулова А.Т. Тема урока:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Функции знаков препинания «Знаки препинания служат нотами при чтении» (А.П. Чехов)
Advertisements

Пунктуация. Знаки препинания нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. К. Паустовский. Учитель русского языка и литературы. Школы.
ДА. ДА ? ДА ! ДА ?! ДА … Д А, да, да, Д А : Д А. - это спокойное ДА.
МБОУ Гимназия 4 Исследовательская работа по теме: «Что могут знаки препинания» выполнила: ученица 4 класса «Б» Евсеенко Даша руководитель: Аникина Н.А.
1. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква 1. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква 1. 1.А) в землянк_, у землянк_,
Урок русского языка в 9 классе в системе подготовки к Государственной итоговой аттестации. Учитель - Ряскина Н.Н.
Обособление – один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания. В устной речи обособленные члены предложения произносятся с особой.
Приложение - второстепенный член предложения.. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованное с определяемым словом в падеже.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация?
Предложения с обособленными членами Обособленные второстепенные члены (определения, приложения, обстоятельства).
В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века.
Класс МБОУ СОШ 1. (К.Паустовский) совершенствовать знания синтаксиса и пунктуации обобщить и выработать пунктуационные навыки.
Подготовка к ГИА. 9 класс. Выполнение задания С2.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Зачем нужна пунктуация?
Предложения с обособленными членами.. Обособление – это выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную смысловую самостоятельность,
Готовимся к ЕГЭ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Свечаревская С.А.
Термин «обособление» введён А. М. Пешковским в книге «Русский синтаксис в научном освещении» -Википедия об обособлении.
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
9 класс. Выполнение задания С2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему) Зачем нужна пунктуация? Подготовила: Калинина С.В.,учитель русского языка.
Рассказ о русской пунктуации. Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? Ведь из букв,
Класс МБОУ СОШ 1 Prezentacii.com Портал готовых презентаций Prezentacii.com Портал готовых презентаций.
Транксрипт:

ПППП Учитель русского языка и литературы школы –лицея 266 Казыгулова А.Т. Тема урока:

умение находить и обособлять в предложении приложение Цель урока:

А.П.Чехов в одном из своих писем назвал знаки препинания «нотами при чтении» (Письмо Н.А.Хлопову от 13 февраля 1888 года)

В.И.Даль связывает происхождение слова «запятая» с глаголами «запястье, запять, записать» - «останавливать», «задерживать».

Поставить статую золотую пику держащую

« Главное условие обособления – это желание говорящего (автора) увеличить информативную, смысловую емкость предложения. Если автор ставит целью пояснить что-либо, то он как-то иначе, по-другому обозначит поясняемый член, а при желании уточнить что-либо в предложении он использует слова, которые конкретизируют описываемое понятие. Для пояснения и уточнения чаще всего используются определения и обстоятельства». (С В.Боброва, «Светозар 13»)

При решении вопроса о выделении второстепенных членов предложения запятыми (реже –тире) следует учесть: 1) к какому слову (какой части речи) они относятся; 2) чем выражен второстепенный член, распространен или нет; 3) положение второстепенного члена относительно определяемого слова (перед ним или после, отделен или нет другими членами предложения); 4)имеются или отсутствует дополнительные смысловые оттенки (чаще всего обстоятельственные, например причины). 5) выделяется интонационно или нет. Памятка

Приложение обособляется: Правило 1 Если распространено и относится к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова), например: Говорила больше мать, дама с седыми волосами. (Тургенев)

Правило 2 Приложения, одиночные и с зависимыми словами, обособляются в любом положении, если относятся к личному местоимению, например: Я, ваш старинный сват и кум, пришёл мириться к вам. (Крылов)

Правило 3 Приложение обособляется, если распространено, относится к имени собственному и стоит после определяемого слова, например: Сергей Иванович, глава семьи, был хороший столяр. (Солоухин)

Правило 4 Собственное имя лица или кличка животного выступает в роли обособленного приложения, если служит для пояснения или уточнения нарицательного существительного (перед таким приложением можно без изменения смысла вставить слова а зовут его, а именно, то есть), например: А братья Ани, Петя и Андрюша, гимназисты, дергали его сзади за фрак и шептали сконфуженно... (Чехов)

Правило 5 Приложение, присоединяемое союзом как ( с дополнительным значением причинности), а также словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др., обычно обособляется, если стоит в начале или середине предложения, например: Илюше иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому. (Гончаров) Маленький чернявый лейтенант, по фамилии Жук, привел батальон к задним дворам той улицы. (Симонов)

Примечание Приложение запятыми не выделяется, если союз как имеет значение «в качестве»: Все знают Сорокина как хорошего токаря. Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если им придается большое значение и при произнесении они отделяются от определяемого слова более длительной паузой: Среди ребят в классе выделялся Володя Коробов – староста класса.

П – пять П – пунктуационных П – правил П – о приложениях П – пять П – пунктуационных П – правил П – о приложениях

Найдите обособленные приложения и объясните расстановку знаков препинания при них. 1. Когда я упал, первой ко мне прибежала старшая сестра, Убианна. (Б.М.) 2. Даже старший сын, мой отец Момыш, перед бабушкой был ребенком. (Б. М.) 3. Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом. (П.) 4. Мой брат Петя, учитель, чудесно поёт. (Ч.) 5. Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться. (Т). 6.Вскоре, когда повернули от «Голубого моря», Балхаша, на запад, к Сейхундарье, твёрдая почва сменилась барханами. (И.Е.)

Абай Пушкин

Абай Принадлежа народу, лишённому широких культурных связей с другими, Абай _________________________________ ______________________ сумел приобщиться к классической поэзии Востока, а затем и к русской культуре. Это сыграло решающую роль в становлении Абая ______________________ _______________. Он открыл казахскому народу произведения ________________________________________________________. Популярный общественный деятель ________________ ___________ Абай был горячо любим честными тружениками. _____________________________ Абай в своих сочинениях воспевал трудолюбие, честность, мужество простых людей. Горячо призывал он народ ______________________________ за лучшее будущее. Абай ___________________________открыто высмеивал угнетателей народа, защищал интересы бедноты. Он надеялся увидеть народ _______________________________________. (По М. Ауэзову)

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Земл…ки …кружили Абая пр…красного …ротора и вн…метельно слушали. Он старо…ик просв…мщения говорил о пользе знаний, о ру…кой кул…туре. Потом читал «Письмо Татьяны». Имя А.С.Пушкина автора этого ст…сотворения было уже зн…камо слушающим. В д…лёкой казахской степи были п…нятны чу…ства девушки…, в…спетые кла…иком русской литературы А.С.Пушкин…м. в этом з…слуга Абая талан…левого перевод…чека.

Обобщение урока: В рассказе А. Каневского «О пользе знаков препинания» говорится о том, как «человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого- нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания!»