Определение целевых установок на 2015 год, связанных с работой экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина В.Н. Субботин СЕМИНАР «Апробация модели экспертно- методического центра в области юриспруденции»
Advertisements

Отчет по исполнению IV этапа Государственного контракта 12.Р от 07 сентября 2011 г. Организация-исполнитель: Университет имени О.Е.Кутафина.
Отчет по исполнению II этапа Государственного контракта 12.Р от 07 сентября 2011 г. Организация-исполнитель: МГЮА имени О.Е. Кутафина Апробация.
Обзор региональных нормативных документов, регламентирующих процедуру сертификации квалификаций Заместитель начальника отдела профессионально общественной.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Гуськова Марина Владимировна Заместитель начальника Управления оценки качества образования, к.т.н., доцент Федеральная служба по надзору в сфере образования.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
И.В.Редькин «Результаты реализации проекта по оценке и сертификации квалификации юристов» «Результаты реализации проекта по оценке и сертификации квалификации.
Независимая оценка качества профессионального образования Институт профессионального образования и исследования рынка труда.
О возможности участия профессиональных образовательных организаций Белгородской области в разработке профессиональных стандартов Российской Федерации Начальник.
Проект: «Разработка и апробация моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в области юриспруденции» А.А.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
1 Независимая система оценки и сертификации квалификаций Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович Генеральный директор.
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 26 июня 2014 года Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем профессиональном образовании.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
«Создание информационной системы, обеспечивающей разработку типологии субъектов Российской Федерации для целей проведения образовательной политики с учетом.
Транксрипт:

Определение целевых установок на 2015 год, связанных с работой экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций Ганеев Алексей Рафисович – к.т.н., эксперт в области реализации проектов в сфере образования, НИТУ «МИСиС»

Сертификация профессиональных квалификаций 2 Профессиональный стандарт – нормативный документ, определяющий требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям Квалификация – готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности Сертификация – это процедура подтверждения соответствия квалификации требованиям профессиональных стандартов, осуществляющаяся через комплексную и объективную оценку квалификации соответствие

Цели и задачи системы оценки и сертификации квалификаций 3 Цель обеспечение гарантии соответствия специалиста сертификационным требованиям, правилам, стандартам и процедурам оценки и сертификации Основная задача дать объективную признаваемую всем профессиональным сообществом (работодателями) оценку соответствия квалификации работника (его знаний, умений и компетенций) требованиям производства и бизнеса, установленным соответствующими профессиональными стандартами, и подтверждать готовность работника выполнять конкретные виды трудовой деятельности вне зависимости от места, времени и способа получения квалификации

Экспертно-методические центры и центры оценки и сертификации квалификаций 4 осуществляет разработку с учетом отраслевой специфики базы контрольно- измерительных материалов, организационно-методическую поддержку деятельности центров оценки и сертификации квалификаций, подготовку экспертов, принимающих непосредственное участие в процессе оценки и сертификации квалификаций персонала отрасли Экспертно- методический центр осуществляют главную функцию системы оценки и сертификации квалификаций – производят непосредственно оценку квалификаций и сертификацию персонала отрасли Центры оценки и сертификации квалификаций

Нормативно-правовая база 5 Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2014 г. 970 О внесении изменений в Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от г. 487-р) Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. 170 н) Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. 148 н) Макет профессионального стандарта (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. 147 н)

Функции ЭМЦ 6 разработка организационно-методических документов, регулирующих процедуры оценки и сертификации квалификаций, в том числе, с использованием международного опыта подготовка регламентов и организационно-методических материалов в сфере оценки и сертификации квалификаций выпускников ОО высшего образования и других профессиональных ОО субъекта РФ, различных категорий лиц, желающих подтвердить свою квалификацию, прошедших профессиональное обучение в различных формах разработка единых процедур и фондов оценочных средств для оценки и сертификации профессиональных квалификаций заявителя, обеспечивающих получение достоверных результатов разработка, экспертиза и актуализация оценочных средств для оценки квалификаций на соответствие требованиям профессиональных стандартов с привлечением экспертов и экспертных организаций обмен ресурсами между экспертно-методическими центрами других регионов, необходимых для функционирования системы оценки и сертификации квалификаций (информационные, материально-технические, кадровые, интеллектуальные и др.)

Функции ЭМЦ 7 формирование и актуализация перечня нормативных документов, на основании которых разрабатываются профессиональные стандарты формирование и поддержка в актуальном состоянии банка оценочных средств разработка образовательных программ подготовки экспертов, обучение и ведение реестра подготовленных экспертов по оценке и сертификации квалификаций подбор и подготовка экспертов для осуществления независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций мониторинг и контроль качества мероприятий по оценке и сертификации профессиональных квалификаций заявителей и другие

Функции ЦОСК 8 оценка квалификации соискателя на соответствие требованиям профессионального стандарта выдача (прекращение, продление действия) сертификатов установленных общественно – государственным советом образца и приложений к ним по форме, установленной соответствующим ЭМЦ на основании примерной формы, разрабатываемой базовой организацией системы оценки и сертификации квалификаций публикация информации о выданных сертификатах в средствах массовой информации, в том числе, в сети Интернет подбор, организация подготовки и ведение реестра привлекаемых в ЦОСК экспертов формирование апелляционных комиссий

Функции ЦОСК 9 подготовка предложений по актуализации профессиональных стандартов подготовка предложений по актуализации организационно-методических документов в области оценки и сертификации квалификаций консультирование работодателей, образовательных организаций, других заинтересованных организаций и лиц в пределах своей компетенции предоставление соискателям по их требованию необходимой информации в пределах своей компетенции

Опыт создания экспертно-методических центров по сертификации квалификаций в регионах Экспертно-методический центр в области управления персоналом на базе НИИ труда. 2. Экспертно-методический центр в области юриспруденции (ЭМЦ) на базе Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина. 3. Экспертно-методический центр в нефтегазоперерабатывающей отрасли при Российском государственном университете нефти и газа им. И. М. Губкина. 4. Автономная некоммерческая организация «Экспертно-методический центр оценки и сертификации квалификаций специалистов атомной отрасли». 5. Экспертно-методический центр в области информатики и вычислительной техники на базе кафедры Вычислительной техники ФГБОУ ВПО «НИУ МЭИ». 6. Центр добровольной сертификации педагогических кадров при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». 7. Межкафедральный центр сертификации специалистов на базе Волгоградского государственного медицинского университета. 8. Центр оценки и сертификации квалификаций при Удмуртской торгово- промышленной палате.

Опыт создания экспертно-методических центров по сертификации квалификаций в регионах Липецкий региональный центр оценки и сертификации профессиональных квалификаций в металлургии для уровня подготовки квалифицированных рабочих (служащих) на базе профессионального лицея 10 г. Липецка. 10. Межотраслевой экспертно-методический центр, созданный на базе ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина» (машиностроение, металлургия). 11. Экспертно-методический центр в отрасли энергетики на базе Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина. 12. Многопрофильный экспертно-методический центр федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет». 13. Экспертно-методический центр в области информатики и вычислительной техники (ЭМЦ ИВТ). 14. Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно - методический центр», Автономная некоммерческая организация «Центр оценки и сертификации квалификаций Алтайского края» (АНО «ЦОСК»). 15. Центр сертификации профессиональных квалификаций топливно-энергетического профиля Костромской области.

Структурная схема АНО «Центр оценки и сертификации квалификаций Алтайского края» 12 Директор ЦОСК Отдел информационного и организационно- технического обеспечения Отдел по технологическому обеспечению процедур оценки и сертификации квалификаций Отдел экспертно-методического обеспечения База данных экспертов Эксперты Экзаменационные комиссии Сертификационные комиссии Апелляционные комиссии

Организационная структура ЦОСК на базе РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина 13 Директор ЦОСК Административный отдел Организационно- методический отдел Информационно- аналитический отдел Экзаменационные комиссии Сертификационные комиссии Апелляционные комиссии

Структура системы оценки и сертификации квалификаций 14

Структура системы оценки качества высшего образования в Российской Федерации 15 Министерство образования и науки Российской Федерации Российский союз промышленников и предпринимателей Федеральный институт развития образования Национальное агентство развития квалификаций Общественно- государственный совет Экспертно-методические центры Центры оценки и сертификации профессиональных квалификаций Система независимой оценки и сертификации профессиональных квалификаций

Структура экспертно-методического центра 16 Директор ЭМЦ Информационно- аналитическая группа Группа разработки и ведения фонда оценочных средств Учебно-организационная группа Административная группа Архивирование Комиссии для проведения экспертизы измерительных средств и программ подготовки экспертов Информация (сайт) Мониторинг Маркетинг Разработка ПО (ведение реестра) Формирование и поддержка банка оценочных средств и измерительных материалов Разработка образовательных программ и организация обучения экспертов Отчеты для базовой организации

Организационная структура и функции структурных подразделений ЭМЦ 17 Руководитель (директор) ЭМЦ Отдел организационно- методического обеспечения Руководитель Специалист (1-5) Отдел разработки программ подготовки и обучения Руководитель Методист (1-2) Отдел организационного обеспечения и делопроизводства Руководитель Специалист (1) Отдел информационно- технического обеспечения и ведения реестров Руководитель Специалист (1) Программист (1) Экспертная комиссия Председатель Эксперты (от 5) Функции: разработка оценочных средств и критериев оценки квалификаций; формирование и поддержание в актуальном состоянии фонда оценочных средств; разработка и верификация методов оценки; разработка методики сертификации. Функции: разработка требований к уровню квалификации экспертов; разработка программ обучения экспертов; обучение экспертов. Функции: организация работы по приему, учету, регистрации документов; прием заявочных документов на обучение от экспертов; заключение договоров с потребителями; архивирование документов и выдача необходимых удостоверений и сертификатов. Функции: проведение экспертизы оценочных средств и программ подготовки экспертов. Функции: формирование и поддержание в актуальном состоянии информационных ресурсов; обеспечение внешней и внутренней информ. инфраструктуры; тех.поддержка; ведение реестра экспертов ЭМЦ и ЦОСК; проведение мониторинговых исследований.

Процедура и порядок проведения сертификации в ЭМЦ на базе РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина 18 Специалист Проверка заявочной документации и заключение договора на проведение сертификации Идентификация компетенций Обучение выявленным недостающим компетенциям Экспертиза документов и принятие решений по сертификации Выдача сертификата и принятие прав и обязанностей сертифицированного лица Кандидат Квалификационный экзамен и оформление экзаменационных протоколов Сертифицированное лицо Апелляция для принятия решений по жалобам и спорным ситуациям вариант 2 вариант 1

Процедуры оценки и сертификации квалификаций в АНО «Центр оценки и сертификации квалификаций Алтайского края» 19 Административная проверка документов Индивидуальное (очное/заочное) собеседование: согласование порядка, графика, времени и места проведения оценки, заключение договора Проведение оценки компетенций и оформление экзаменационных протоколов Анализ результатов оценки и принятие решений по сертификации Выдача сертификата Сертифицированный специалист Соискатель Апелляция Ведение реестра и архивирование личных дел

Модель измерительных средств для оценки и сертификации квалификаций 20

Измерительные средства, используемые при сертификации измерителей в экспертно-методическом центре на базе РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина 21 тестирование решение задач написание эссе Письменный экзамен Базовые измерительные средствакомпетенции Тематический вопрос Эссе (краткий ответ на тематический вопрос) Условие задачи Метод решения Ответ Тип вопроса выбор одного ответа; выбор нескольких вариантов; установление соответствия; ранжирование; ввод текстовой строки или числа. Вопрос Варианты ответа Ответ

Измерительные средства, используемые при сертификации измерителей в экспертно-методическом центре на базе РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина 22 Применение симуляторов, компьютерных тренажеров Практический экзамен Деятельностные измерительные средствакомпетенции Условие практической задачи Методы и средства решения Выполнение практической задачи

Измерительные средства, используемые при сертификации измерителей в экспертно-методическом центре на базе РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина 23 Собеседование Устный экзамен Базовые, деятельностные измерительные средствакомпетенции Тематический вопрос Устный ответ

Взаимодействие экспертно-методических центров с заинтересованными участниками/структурами и органами государственной власти 24 Подсистема выработки стратегии, политики и целей, планирования Подсистема менеджмента процессов и ресурсов и контроля качества Подсистема методического обеспечения оценки и сертификации квалификаций и совершенствования процедур Подсистема управления информационными потоками, мониторинга и анализа Подсистема осуществления процессов оценки и сертификации квалификаций Базовая организация Общественно- государственный совет регистр «кустовые» связи «перекрестные» связи Экспертно- методические центры Центры оценки и сертификации квалификаций

Лучшие практики деятельности экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций 25 Разработаны необходимые нормативные, методические и организационные документы, осуществлена апробация моделей ЭМЦ в области юриспруденции, созданного на базе МГЮА имени О.Е. Кутафина, и ЦОСК юридических кадров, созданных на базе МГЮА имени О.Е. Кутафина, а также Санкт-Петербургского и Ростовского отделений Ассоциации юристов России (АЮР). В ходе проведения апробации моделей оценивались качество и достоверность измерительных средств и методов оценки, полнота нормативного, организационно-технического и методического обеспечения деятельности центров, качество и полнота подготовки экспертов по сертификации в области юриспруденции. Особое внимание уделялось апробации модели измерительных средств для оценки и сертификации юридических кадров. Вошедшие в модель измерительные средства отражают инновационный подход в оценивании профессиональных компетенций юристов, предполагающий сочетание объективности тестовых заданий, индивидуального подхода при решении практических задач и оценку внешнего эксперта.

Лучшие практики деятельности экспертно-методических центров системы оценки и сертификации квалификаций 26 Результат – осуществлена подготовка 57 экспертов 19 в МГЮА имени О.Е. Кутафина 23 в Санкт-Петербургском отделении АЮР 15 в Ростовском отделении АЮР Проведена пробная сертификация 48 выпускников-юристов Планируется: создание единой ИС обеспечения деятельности и взаимодействия ЭМЦ и ЦОСК юридических кадров, а также формирование при Ассоциации юристов России Совета по сертификации юридических кадров и дополнительно создать на базе региональных отделений АЮР не менее 4 ЦОСК юридических кадров (в Саратовской области, в Свердловской области, в Приморском крае, в Красноярском крае).

Отраслевые модели экспертно-методических центров Медико-биологическая и фармацевтическая отрасль. 2. Металлургия. 3. Машиностроение. 4. Энергетика. 5. Педагогическая область. 6. Область информатики и вычислительной техники. 7. Область экономики. 8. Юриспруденция. 9. Управление и социология. 10. Нефтегазоперерабатывающая отрасль. 11. Атомная отрасль.

Система независимой оценки качества профессионального образования 28 курирует процесс создания независимых центров сертификации на государственном уровне Российский союз промышленников и предпринимателей призвано осуществлять проведение отбора организаций для наделения полномочиями по выполнению функций организаторов системы сертификации квалификаций (экспертно-методических центров) и центров оценки и сертификации квалификаций Национальное агентство развития квалификаций основная задача Совета развитие организационных и методических концепций функционирования системы независимой оценки качества профессионального образования Общественно- государственный совет системы независимой оценки качества профессионального образования

Направления функционирования системы независимой оценки качества профессионального образования 29 оценка качества образовательных программ профессионального образования первое направление оценка деятельности организаций, в том числе структурных подразделений, в части реализации программ профессионального образования второе направление оценка и сертификация квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах третье направление

Организационно-методическое и информационное сопровождение формирования и функционирования центров сертификации квалификаций 30 Методическое обеспечение процедур оценки и сертификации квалификаций, осуществляемое экспертно-методическими центрами, представляет собой: подготовку организационно-методических, инструктивных материалов, регламентирующих процедуры оценки и сертификации квалификаций; разработку оценочных средств, методов, критериев оценки квалификаций, осуществление их проверки и актуализации; разработку и актуализацию банка оценочных средств. Одним из важных направлений методического обеспечения процедур оценки и сертификации квалификаций является разработка ЭМЦ организационно- методических документов, которые оптимизируют процедуры оценки и сертификации квалификаций.

Особенности формирования системы оценки качества образования в субъектах 31 1 формирование системы оценки качества образования в субъектах целесообразно начинать с создания региональных агентств развития квалификаций (РАРК) 2 3 вид ы деят ельн ости, выпо лняе мые спец иали стам и сред ней и выс шей квал ифик ации, прох одят оцен ку и серт ифик аци ю, как прав ило, в рамк ах не реги онал ьных, а отра слев ых сист ем 4 особое место среди систем оценки и сертификации занимают организации, которые реализуют процедуры в соответствии с международными требованиями 5 в большинстве регионов России создание независимых центров сертификации происходит на базе Торгово-промышленных палат (ТПП) и объединений работодателей 6 обеспечение устойчивого финансирования процедур оценки и сертификации квалификаций является одним из важнейших вопросов, которые стоят перед системами оценки и сертификации

Целевые установки на 2015 год, связанные с работой экспертов и экспертных организаций 32 В рамках ФЦПРО (мероприятие по развитию системы оценки качества профессионального образования) на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов планируются: создание сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций; обеспечение центров необходимыми технологиями и инструментарием; проведение обучения персонала центров, апробация технологий и инструментария, мониторинг деятельности и аккредитация центров. Доля укрупненных направлений подготовки и специальностей, в отношении которых внедрены механизмы сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, в общем числе укрупненных направлений подготовки и специальностей должна составить 40%

Рекомендации по внедрению лучших практик в новых субъектах Российской Федерации 33 Необходимо обеспечить подготовку предложения в Правительство о нормативно – правовой поддержке системы независимой оценки качества профессионального образования с учетом введения профессиональных стандартов, включая внесение соответствующих дополнений и поправок в законодательство о труде, об образовании, об объединениях работодателей и др. Следует продолжить разработку профессиональных стандартов в соответствии с планом их разработки, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г р. Рекомендуется проанализировать практики деятельности общественных организаций и профессиональных ассоциаций в сфере независимой оценки профессионального уровня квалификации работников. Следует синхронизировать работы по формированию системы независимой оценки качества профессионального образования и процедур профессионально – общественной аккредитации программ профессионального образования.

Рекомендации по внедрению лучших практик в новых субъектах Российской Федерации 34 Необходимо обеспечить методическую поддержку формирования и функционирования многофункциональных центров прикладных квалификаций в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г р. Следует активизировать модернизацию образовательных программ профессионального образования, обеспечивающую гибкость и индивидуализацию процесса обучения с использованием новых технологий в рамках реализации подпрограммы 1"Развитие профессионального образования" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. 792-р.