Йошкар-Ола 2014 Гармонизация профессиональных стандартов и образовательных программ А.М.Петрова к.э.н., Заслуженный учитель России.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
Advertisements

Профессиональные стандарты : разработка и внедрение проф. Александр Лейбович ген. директор,
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
О ходе разработки профессиональных стандартов Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин Заседание Национального совета при Президенте.
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Концепция федерального закона « О НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКЕ КВАЛИФИКАЦИИ (СЕРТИФИКАЦИИ КВАЛИФИКАЦИИ)И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ.
О регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования Москва, 2014 г.
Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Коломенцев Д.В. Воронеж 2014.
Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
«Основные принципы формирования, перспективы и задачи развития независимой системы оценки и сертификации квалификаций в России» Генеральный директор Александр.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Транксрипт:

Йошкар-Ола 2014 Гармонизация профессиоанальных стандартов и образовательных программ А.М.Петрова к.э.н., Заслуженный учитель России

Рынок труда: баланс спроса и предложения Создание комплексного информационно- аналитического центра для вывода системы ПО н а качественно новый уровень, при котором подготовка кадров осуществляется с учетом интересов и потребностей работодателей (как бизнеса, так и государственных структур), что позволит добиться оптимальной профессиональной структуры трудовых ресурсов, баланса спроса и предложения на рынке труда и повышения уровня социальной защищенности населения и повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОРИЕНТАЦИЕЙ НА БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОРИЕНТАЦИЕЙ НА БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Глобализация, конкуренция, мобильность: Лисcабонский процесс (2000) Создание общеевропейского пространства обучения в течение всей жизни: Болонский процесс (1999) Копенгагенский процесс (2003) Туринский процесс Европейская рамка квалификаций (2008) Подход основанный на результатах обучения (компетенциях) Cмена парадигмы

Отправная точка Образовательные организации не существуют в вакууме Они работают в социуме и в интересах социума Они должны соответствовать задачам общественного развития и меняться с изменениями социума Факторы влияния Внешние – глобализация, рост темпов технологических изменений, развитие ИКТ, темпы социального развития. Внутренние – о них поговорим далее.

КОМПЕТЕНТ НОСТЬ Способность выполнять необходимые задания (функции) (необходимые компетенции) Необходимые знания, понимания, умения и... (результаты обучения)

многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с Указом Президента применительно к основным отраслям Профессиональные стандарты разрабатываются в соответствии с Указом Президента применительно к основным отраслям

Система обучения в течение течение всей жизни всей жизни (формальное, неформальноеиинформальное обучение) Рыноктруда Система про- фессиo- анальных квалификаций

Система обеспечения качества обучения в течение всей жизни Система квалификаций Система профессиоанальных квалификаций 10

Профессиональное образование Самообразование Стажировки Опыт профессиональной деятельности ОПОПДПО Независимые сертификационные центры Признание квалификаций Объединения (союзы) работодателей Инновационные государственные и частные компании Современные квалификации Закрепление изменений в новом законе «Об образовании в РФ»

Функ- ции Про- фессио- нальные стандарты Оценивание Валидация Присвоение квалификации Серти- фикаты РЫНОКРЫНОКТРУДАТРУДАРЫНОКРЫНОКТРУДАТРУДА Компе- тен- ции Ожидаемая компетентность Действительная компетентность Ситема профессиоанальных квалификаций Образова тельные программы

13 Отраслевыесоветы BO СИСТЕМАОБУЧЕНИЯВТЕЧЕНИЕВСЕЙ ЖИЗНИ ЖИЗНИ РЫНОКТРУДА … … … СПО ПрО НРК 13 Система образования

14 Отраслевыесоветы BO СИСТЕМАОБУЧЕНИЯВТЕЧЕНИЕВСЕЙ ЖИЗНИ ЖИЗНИ РЫНОКТРУДА СПО ПрО НРК 14 Система образования

Реализация региоанальных программ Совместное выполнение и координация работ ОО Координа ционные советы при ОО Единый координационный (межведомственный) совет Отраслевые советы

Сетевоевзаимодействие ЧГП Создание и развитие центров прикладных квалификаций Межрегиональные советы по ПО Оптимизация сети ОО и Перспективные направления развития Предпринимательская активность Инфраструктура:

Рекомендации по валидации по валидации Программы европейской европейской интеграции,российские программы Национальная система валидации валидации неформального неформального и спонтанного обучения обучения Международныйопыт Концепция Долгосрочного развития развития страны 2020 Укрепление Потенциала в управлении рынка труда и области миграции Стратегия разработки прикладных квалификаций Сертификация Отсутствие прозрачных и понятных документов Национальная система валидации неформального и спонтанного обучения (пример)

Аттестация Сертификация Порядок проведения Устанавливается локальным актом работодателя с учетом мнения представительного органа Перспектива участия профессиоанальных союзов ФЗ «О внесении изменений в ТК РФ и отдельные законодательные акты РФ по вопросам оценки квалификации работников (проект) Внутренняя оценка Внешняя оценка

РСПП Общероссийские отраслевые объединения работодателей Общероссийские и межрегиональные профсоюзы, их объединения Профессиональные сообщества Независимая оценка квалификаций Квалификационный орган независимой оценки квалификации Наделение полномочий Центры сертификации квалификаций Организаторы независимой оценки квалификаций Наделение полномочий

20 Что делать? Создавать качественные рабочие места 1. Наличие адекватных, понятных, прозрачных ПС; 2. Условия работы – современное оборудование, технологии, визуальный и физиологический комфорт. Снижение вреда для организма и окружающей среды; 3. Содержание труда – интересный осмысленный труд, нужный потребителям. Разнообразная, обогащающая, творческая работа; 4. Коллектив равных, коучинг со стороны руководителя; 5. Возможности для профессионального роста и развития, в т.ч.: профессиональное обучение, развитие способностей, возможность передавать свой опыт; 6. Адекватная компенсация за ожидаемые результаты труда

21 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС изменения на рынке труда разработка и внедрение ПС демографические факторы (сокращение поступления молодежи на обучение, старение кадров) создание Национального совета по квалификациям при Президенте России рост конкуренции со стороны ВО образования; процессы регионализации и децентрализации управления растущая автономия учебных заведений ограниченное финансирование рост ожиданий от системы ПО

В период 2013 – 2014 гг. НАРК провел исследования по теме «Практика сертификации профессиоанальных квалификаций в России» Основные результаты исследований: формирование систем сертификации квалификаций в стране в настоящее время проходит как по отраслевому, так и по региональному принципу региональные системы получают финансовую поддержку из средств региоанальных программ. Средства работодателей и средства физических лиц компенсируют лишь часть расходов, которые несет региональная система по организации и проведению оценки и сертификации квалификаций отраслевые системы обеспечивают финансовую устойчивость за счет диверсификации своей деятельности, проводя как процедуры оценки и сертификации, так и оказывая консалтинговые, исследовательские и др. услуги

Единое интеграционное образовательное пространство Кластерный подход в образовании Системная многоуровневая интеграция ОО Вертикальное и горизонтальное взаимодействие с работодателем Образовательные кластеры Университетские комплексы (консорциумы) Формирование кластерного подхода в образовании

Пути интеграции в рамках кластера Аккумулировать образовательные ресурсы разных компаний отрасли. Создавать условия доступного и эффективного повышения профессиональной квалификации специалистов отрасли Продолжать обучать и развивать сотрудников компаний в условиях дефицитного бюджета. Создавать профессиональные стандарты отрасли Объединение усилий обеспечивает новые возможности для всех участников партнерства, открывая принципиально иной более широкий кругозор и уровень профессиоанальных компетенций компаний и отрасли в целом.

В августе-октябре 2013 года Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) было проведено мониторинговое исследование Востребованными являются виды деятельности (профессии), выполняемые рабочими Проявляют заинтересованность предприятия инновационного сектора экономики Традиционные секторы экономики испытывают заметно меньшую потребность в услугах независимых систем сертификации квалификаций

15 мая 2014 года под председательством Президента Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н.Шохина состоялось первое заседание Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 16 апреля 2014 года 249 Определены приоритеты и основные задачи Национального совета на ближайшую перспективу, решён ряд организационных вопросов деятельности Совета Создано пять рабочих групп: по формированию профессиоанальных сообществ и отраслевых Советов развития квалификаций; по профессиональным стандартам; по применению профессиоанальных стандартов в системе профессионального образования и обучения; по независимой оценке квалификации работников; по поддержке лучших практик развития квалификаций.

Нормативные основы Указ Президента РФ «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям» от 16 апреля 2014 года 249; Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам разработки профессиоанальных стандартов 9 декабря 2013 г. Пр-3050 Комплексный план мероприятий по разработке профессиоанальных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. 487-р. Членами Национального совета определены базовые организации, оказывающие экспертно–методическую и организационно-техническую поддержку его деятельности: ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России НИУ «Высшая школа экономики» «Федеральный институт развития образования» АНО «Национальное агентство развития квалификаций» РСПП

30 Основные задачи Совета: Экспертно-аналитическое и информационное обеспечение деятельности Президента РФ по вопросам развития профессиоанальных квалификаций в России. Анализ результатов развития профессиоанальных квалификаций в РФ и оценка практики реализации приоритетных проектов, эффективности мер, направленных на ее развитие. Подготовка предложений по направлениям развития профессиоанальных квалификаций в РФ, определению этапов такого развития, его методов и механизмов. Рассмотрение проектов профессиоанальных стандартов, участие в разработке, рассмотрении и согласовании нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам применения профессиоанальных стандартов. Проведение комплексной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, касающихся профессиоанальных квалификаций. Рассмотрение предложений по подготовке «дорожных карт» в сфере развития профессиоанальных квалификаций на национальном уровне, а также проведение оценки результатов реализации «дорожных карт» в данной сфере, и т.д.

На заседаниях Совета рассматриваются такие вопросы, как : рассмотрение и утверждение заключений Национального совета на проекты ПС в различных областях формирование системы советов по профессиональным квалификациям. Минтруду РФ поручено: Создание отраслевых советов по профессиональным квалификациям -5, 10,5 соответственно; Создание независимых центров сертификации квалификаций, наделенных полномочиями отраслевыми советами по профессиональным квалификациям - 5, 10,5 соответственно; - в независимых центрах сертификации квалификаций должны подтвердить квалификацию – 2,5; 15,0; 60,0 тысяч работников и специалистов соответственно

Цель Задачи Предназначен для информирования всех заинтересованных организаций и граждан о реализации Плана разработки профессиоанальных стандартов Повышение эффективности реализации Плана разработки профессиоанальных стандартов, а также информационно- коммуникационное обеспечение функционирования системы профессиоанальных стандартов в РФ Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты»

Область применения профессиоанальных стандартов Решение широкого круга задач в области управления персоналом (рекрутинг, разработка должностных инструкций, тарификация должностей, грейдирование, формирование мотивационных схем, разработка стандартов предприятий, отбор кадрового резерва и планирование карьеры, пр.) Оценка квалификации, сертификация работников и выпускников системы ПО Формирование содержания ФГОС и программ всех уровней ПОО Обеспечение процедур стандартизации и унификации в рамках вида экономической деятельности