Управление образования Администрации города Новочеркасска Методический кабинет. Августовская конференция работников образования Секция воспитателей Развитие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творческий проект На тему Путешествие в волшебный мир воды Выполнили воспитатели: Романова Л.Д. Худякова Н.В.
Advertisements

Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно- экспериментальной деятельности Педагогический проект Автор: Сергеева.
Творческий отчёт по теме: «Умственное развитие дошкольниками средствами природы» Целовальникова Марина Дмитриевна Место работы: Муниципальное дошкольное.
МБДОУ Детский сад 74 «Звездный» Конкурс презентаций «Наша дошкольная жизнь» Номинация «Юные исследователи» «Формирование у дошкольников познавательного.
Опытно-экспериментальная деятельность детей как условие эффективного развития познавательной активности Воспитатель МКДОУ д/с ОРВ 3 г. Уржума высшей категории.
ДС232 Проект "Волшебница - вода" группа №8
сканирование0001
«Нам жить на этой Земле!» Архангельская Ирина Леонидовна воспитатель. МДОУ ЦРР детский сад 1 г.о. Орехово-Зуево Презентация информационно - исследовательского.
Проект «Мир воды» Автор: воспитатель МДОУ «Ельниковский детский сад «Теремок» комбинированного вида» Аверина Любовь Алексеевна.
Методика проведения и организация непосредственно образовательной деятельности в ДОУ Методический семинар-практикум для воспитателей ДОУ по теме «Образовательная.
Тема проекта: Развитие познавательной активности старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе детского экспериментирования Место реализации:
Экологический проект Мастерская природы Воспитатели: Чижикова Л.В. Евсеенко И.А.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения развивает их мышление, способность видеть.
ЦВЕТЫ ЮЖНОГО УРАЛА «Цветы вокруг нас» МАДОУ младшая группа 4 Воспитатель: Гладченко Ю.Н.
Воспитатель: О.А.Толчиа Т.В.Лисечко. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ДЕРЕВА» Вид проекта: Познавательно-практический. Срок реализации.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад «Брусничка» г. Томмот.
Подготовила: Мелентьева О.М. Воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ детский сад 2 Г. Златоуста. 2013г.
- содержание экологического воспитания; - способы его реализации (методы, приёмы, технологии); - организацию и управление.
Проект «Осенние мотивы» (фитодизайн) Составила: Самонкина Елена Александровна, воспитатель МБДОУ ЦРР д\с «Оленёнок»
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком.
Транксрипт:

Управление образования Администрации города Новочеркасска Методический кабинет. Августовская конференция работников образования Секция воспитателей Развитие познавательной мотивации посредством организации экспериментально- исследовательской деятельности Выполнила воспитатель МБДОУ детского сада 7 Нишкомаева Л.Г. Новочеркасск 2014 г.

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г п.4; 1.4. п.7; 2.6; п.1; 4.6. Основная общеобразовательная программа ДОУ П.3 развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач: -развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; -формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей; -формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г п.4 реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности п.7 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира п.1 Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования -ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать.

Содержание указанного направления осуществлялось в различных видах деятельности через представленные средства. Средства Игра Общение Проект Познавательно- исследовательская деятельность Опытно- экспериментальная деятельность Чтение художественной и познавательной литературы Продуктивные виды деятельности

Паспорт проекта « Удивительный мир открытий» База реализации проекта: МБДОУ детский сад 7 Этапы реализации проекта: 1 этап -Информационно – организационный 2 этап -Практической реализации 3 этап -Заключительный

Ежедневно в своей практической деятельности мы педагоги сталкиваемся с приемами и методами изучения окружающего мира. Но было замечено, что в практике недостаточно широко используется метод экспериментирования. А ведь именно через экспериментирование особенно в старшем дошкольном возрасте ребенок самостоятельно может вывести причинно – следственные связи рассматриваемого явления. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к обсуждению, умозаключениям Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если бы они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Ещё Р.Эмерсон писал: «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»... В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Самообразование 1. Этап самоопределения. 2. Этап –аналитически- организационный. 3.Этап-планирования педагогической деятельности в соответствии выбранным направлением 4.Этап-практической деятельности на основе самообразования и накопленного опыта КПК Курс лекций по теме: «Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста» Итоговая работа: «Организация экспериментальной деятельности для изучения свойств воздуха и его роли в жизни человека» Специфика индивидуальных интересов Самоанализ деятельности «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста» Изучение литературы, интернет-ресурсы Посещение семинаров и открытых занятий Создание перспективного плана Создание проекта

ГИПОТЕЗА Если использовать инновационные технологии : -Опытно-экспериментальную деятельность, -Методы и приемы ТРИЗ, -Средства ТСО, -Художественно-иллюстративный материал, -Беседы, наблюдения, экскурсии, продуктивную деятельность, опыты и эксперименты, -Труд детей в природе -то процесс ознакомления детей со свойствами воздуха, воды и их значением в жизни растений и человека, а также процесс приобщения детей к здоровому образу жизни будет более эффективным и продуктивным.

Создать условия для развитие познавательной мотивации посредством организации экспериментально- исследовательской деятельности Цель проекта : Задачи : Развивать познавательную мотивацию и любознательность в процессе организации опытно-экспериментальной деятельности; Формировать представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы; умение выделять отличительные признаки живой природы через использование познавательной деятельности; Развивать способность детей сравнивать, обобщать, наблюдать, делать выводы посредствам опытно-экспериментальной деятельности. Продолжать обогащать активный словарь путём подбора прилагательных к существительным. Расширить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха и воды, о значении чистого воздуха и чистой воды для нашего здоровья посредством. Воспитывать у детей навыки овладения нормами поведения в окружающей среде в процессе природоохранной деятельности.

Предполагаемый результат Повышение детского интереса к экспериментированию и использование приобретённых навыков в продуктивной деятельности Осознанное отношение детей к своему здоровью. Овладение детьми навыком правильного физиологического дыхания Активизация родителей и детей для участия в совместной деятельности. Проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, умение выделять причинно-следственные связи, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать и экспериментировать.

Цель : создание условий для обеспечения организации экспериментально- поисковой деятельности. 1 этап Информационно - организационный Мероприятие Участни ки Сроки Предполагаемый результат Выявление знаний детей посредством наблюдений и бесед. Воспитатель, дети, родители 1 месяц- сентябрь Определение направления работы. Изучение литература и передового опыта, подбор программно-методического обеспечения. Разработка плана совместной деятельности : в НОД, в различные режимные моменты. Пополнение предметно развивающей среды. Создание уголка экспериментирования, приобретение совместно с родителями оборудования для экспериментирования. Выявление знаний родителей посредством бесед. Определение направления работы. Создание эскиза « Лаборатории исследования» Создание « Лаборатории исследования»

Цель : создать условия для организации совместной деятельности по ознакомлению детей со свойствами воздуха, воды и их ролью в жизни человека и растений. 2 этап Практической реализации Мероприятия с детьми Участ ники срок и Предполагаемый результат Опытно- экспериментальная деятельность: « Как найти воздух?», « Где прячется воздух?», « Какой воздух?», « Как дышит растение», « Для чего человеку, растениям и животным воздух», « Волшебные пузыри», «Воздух толкает предметы», «Воздух легче воды» и т. д. Воспитатель, дети, родители В течении октября и ноября месяцев Овладение навыками экспериментирования. Расширение представлений детей о значении воздуха для здоровья. Длительные наблюдения «Ветер, ветерок», «Почему на улице легче дышать», « Небо и воздух», « Куда плывут облака», экскурсии в парк, пешая прогулка к реке. Умение детей выделять причинно- следственные связи. Непосредственно образовательная деятельность « Деревья помощники», «Воздух- волшебник», « Как дышит человек» Умение определять значении растений в очистке воздуха, а также значение чистого воздуха в жизни человека.

Дидактические игры « Живое – неживое», « Летает- не летает», « Собери картинку», « Подбери словечко», « Скажи по другому»; Игры с элементами ТРИЗ « Хорошо- плохо», «Полезно- вредно», Игры на развитие правильного дыхания: Игра –тренинг «Подыши как…», Игровое упражнение « Дышите правильно» Воспитатель, дети, родители В течении двух месяцев Применение практических знаний в игре. Овладение навыками правильного физиологического дыхания Беседы на темы: «Что мы сажаем, сажая леса», « Почему нельзя рубить деревья», « Как правильно дышать», «Где лучше гулять» и т.д. Сформированность осознанного отношения к своему здоровью. Чтение художественной и познавательной литературы: «Большая энциклопедия дошкольника» «Новая энциклопедия для любознательных» «Детская энциклопедия» «Обо всём на свете» Рассказов и стихов русских писателей и поэтов. Расширение представлений детей о значении воздуха для здоровья. Продуктивная деятельность: Рисование воздухом, Рисование мыльными пузырями. Умение использовать полученные навыки в продуктивной деятельности. Дыхательные гимнастики Умение правильно дышать

Мероприятия с детьми Участ ники сроки Предполагаемый результат Опытно- экспериментальная деятельность: «Снег-это тоже вода ?», «Почему нельзя есть снег ?», « Что такое пар?», «Фильтрование воды », «Свойства воды », «Пар, дождь, ручей», « Рассматривание капелек чистой и грязной воды под микроскопом», « Как пьёт растение?», « Почему растения сбрасывают осенью листья?», « Разноцветные льдинки» и т. д. Воспитатель, дети, родители В течении января, февраля, марта. Расширение представлений детей о значении воды для здоровья человека и развития растений. Овладение навыками экспериментирования, украшение живой ёлки разноцветными льдинками. Длительные наблюдения «Снег – защитник», «Где быстрее замёрзнет вода », «Осторожно гололёд?», «Разноцветные льдинки», « Пар, дождь, ручей», « А где же снег», «Где ещё сохранился снег?» экскурсии в зимний парк, пешая прогулка к реке Тузлов. Расширение знаний детей об агрегатном состоянии воды в зависимости от температуры воздуха. Непосредственно образовательная деятельность «Что за чудо вода? », «Свойства воды», «Круговорот воды в природе », «Почему с неба льётся грязный дождь» Умение определять значении значение чистой воды в жизни человека.

Создание и представление презентаций: « Круговорот воды в природе», « Кому нужна вода», « Берегите воду», Воспитатель, дети, родители В течении трёх месяцев Расширение представлений детей о свойствах воды и её значении в жизни растений и человека посредством использования ИКТ Беседы на темы: «Почему наша планета голубого цвета?», « Где можно ещё встретить воду? », «Какую воду нужно пить? », « Как пьёт растение?», и т.д. Сформированность умения делать выводы и умозаключения. Чтение детских энциклопедий и хрестоматий Разучивание пословиц и поговорок о снеге, дожде и воде. Расширение представлений детей о значении воды для здоровья человека и жизни растений.. Продуктивная деятельность: « Вода друг и помощник», Коллаж « Всем нужна вода» Умение использовать полученные навыки в продуктивной деятельности

Блоки ЗадачиСодержание Формы совместной деятельности Предполагаемый результат Сроки Стихии : Вода Воспитывать у детей бережное отношение к воде- одному из главных источников жизни на Земле. Продолжать расширять представления детей о взаимосвязи живой и неживой природы. Повышать познавательную активность, учить рассуждать, мыслить логически, аргументировать ход своих рассуждений посредством организации опытно- экспериментальной деятельности, моделирования взаимосвязей. Формировать у детей навыки овладения нормами и правилами поведения в окружающей среде, Вода – это жидкое вещество, она льётся и течёт. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса. Поэтому она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной если в неё добавить краску; приобретает соответствующий вкус, запах,, если в неё добавить соль, сахар, лимон и т.д. вода может быть чистой и грязной : чистая- прозрачная, грязная – мутная. Вода может быть разной температуры :холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять своё состояние: на морозе она превращается в лёд, при нагревании в пар. Лёд бывает твёрдый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Сильный пар можно заметить – он бывает, когда вода кипит. Беседа « Где живёт вода?», «Вода источник жизни» ; « Почему нельзя пить грязную воду Поисково- экспериментальная деятельность: 1. Свойства воды ( бесцветная, не имеет запаха, вкуса). 2.«Волшебница вода» (превращение воды в природе в зависимости от температуры) 3. Загадки связанные с состоянием воды. Опыты и эксперименты. Рассматривание чистой и грязной капелек воды под микроскопом. Фильтрование воды. « Почему весной на деревьях появляются листья», «Снег-это тоже вода ?», «Почему нельзя есть снег ?», « Что такое пар?», Пополнение совместно с детьми картотеки опытов. Создание мини- проекта «Берегите воду». Создание альбома «Вода наш друг». Январь Февраль Март

Блоки ЗадачиСодержание Формы совместной деятельности Предполагаемый результат Сроки моделирования взаимосвязей. Формировать у детей навыки овладения нормами и правилами поведения в окружающей среде, в процессе природоохранной деятельности. Пар лёгкий беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становится каплями воды. Белые облака – это большое скопление пара. При резком сильном охлаждении пар превращается в снег, иней. Снег падает снежинками, он белый, мягкий, холодный, тает от тепла. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая пресная вода. Такая вода есть в реках, озёрах, родниках, под землёй. Вода плотная в ней трудно ходить, но можно плавать. некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому. «Свойства воды », «Пар, дождь, ручей», « Как пьёт растение?», « Почему растения сбрасывают осенью листья?» и т. д. Игра- медитация «Превращение воды

Опытно - экспериментальная деятельность «Свойства воды» «Чем пахнет вода?» « Куда исчезла краска?» «Какого цвета вода?» ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Цель : подведение итогов проекта, определение направления дальнейшей деятельности. 3 этап Заключительный Мероприятия Участни ки и сроки Предполагаемый результат Разработан перспективный план Воспитатель, дети, родители. Апрель месяц Использование перспективного плана для системного планирования НОД и совместной деятельности Итоговое мероприятие НОД « Воздух, которым мы дышим». Созданные условия способствовали расширению знаний о значении воздуха в жизни и здоровье детей, использованию полученных знаний умений и навыков в практической деятельности. Создание картотеки опытов и игр с воздухом, водой Использование картотеки в практической деятельности. Акция « Посади дерево»Озеленение участка ДОУ. Создание мини-проектов « Воздух, которым мы дышим», « Берегите воду» Закрепление полученных знаний и представлений в практической деятельности

Использование накопленного опыта на практике Работа с педагогами способствует профессиональному развитию педагогических работников Выступление на тематической неделе «Обеспечение качества дошкольного образования на основе компетентност ного подхода к повышению квалификации педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» Обобщение инновационного опыта по проблеме и представление на педсовете в режиме презентации, показ серий занятий (в рамках открытых просмотров и Дней открытых дверей Работа с родителями создает условия для участия родителей в образовательной деятельности Совмес тные экскурс ии в сквер, парк, поход к реке Тузлов Создание совместного проекта «Люби и храни свой край родной» Создание совместной стенгазеты и папок- передвижек На уровне ДОУ Выступление на педчасе, мастер-класс, работа в творческой группе На уровне города Показ совмес тной деятел ьности Представ ление проекта « Воздух которым, мы дышим»

Моё участие Внутри ДОУ: Обобщение инновационного опыта по проблеме и представление на педсовете в режиме презентации, показ серий занятий (в рамках открытых просмотров и Дней открытых дверей),выступление на педчасе, мастер- класс, работа в творческой групп е На уровне города : Выступление на тематической неделе: -показ совместной деятельности ; -представление проекта « Воздух которым, мы дышим» В интернет ресурсах Отправила проект «Воздух, которым мы дышим» на Всероссийский конкурс проектов На уровне области ; Показ речевой дыхательной гимнастики в рамках практического показа на КПК.

работы Систематическое использование метода экспериментирования привело к расширению знаний о свойствах воздуха и воды и их значения для здоровья людей. Сформированы представления о ценностях здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами ( при формировании полезных привычек и др.). Сформирован познавательный интерес,что привело к развитию воображения и творческой активности; формированию первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( свойствах воздуха и воды), об особенностях природы. Разработан перспективный план Создана картотека опытов и игр с воздухом и водой, картотеки дыхательных гимнастик. Создание модели « Взаимодействия природных условий необходимых для жизни и здоровья человека». Изготовлен дидактический материал для осуществления практической деятельности.

Научно- методическая литература Программа обучения и развития детей под редакцией Венгера Программа по культурно- экологическому воспитанию « Семицветик» Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Программа по экологическому образованию « Юный эколог» Николаева С.Н. Методическое пособие «Удивительные превращения» Златопольский Д.С. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста « Ребёнок в мире поиска» под редакцией О.В.Дыбиной Методические рекомендации « Неизведанное рядом» под редакцией О. В. Дыбиной