Видовые пары глаголов. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2. Урок 151. © ООО «Баласс», 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок подготовила Вессели Ирина Сергеевна, Учитель русского языка и литературы школы 3.
Advertisements

Морфологические нормы памятка для учащихся Подготовили : ученицы 10 класса Абайдулина Ф. Рахметова А.
Вид глагола (тренажер) Дорогой друг! Данный образовательный ресурс представляет собой тренажёр, с помощью которого ты сможешь проверить свои знания по.
Основа слова – носитель его лексического значения. Производная и непроизводная основа. Производящая основа РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 У рок 23 © ООО.
Положить сложить предлагать разлагать Прочитайте слова. Что их объединяет? Сравните результаты. Определяем проблему урока положит сложит предложит разложит.
Лексическое и грамматическое значение количественных числительных РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 1 Урок 35. © ООО «Баласс», 2013.
Глагол и глагольные формы Нормы образования и употребления.
ОБРАЗОВАНИЕ ВИДОВ ГЛАГОЛА Урок русского языка. Несовершенный вид глагола Совершенный вид глагола Примеры суффиксы -а, -я суффиксы –ыва, -ива, -ва Суффиксы.
Способы образования имён существительных РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 2. Урок 83. © ООО «Баласс», 2012.
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ОМОНИМЫ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 Урок 20 © ООО «Баласс», 2012.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Буквы гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2. Урок 105. © ООО «Баласс», Автор презентации:
Условное наклонение глагола. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2. Урок 167. © ООО «Баласс», 2013.
Грамматическое значение причастия. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2 Урок 94. © ООО «Баласс», Автор презентации: Исаева Нина Александровна.
Морфологические признаки причастия. Признаки глагола у причастия. РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 2. Урок 95. © ООО «Баласс», Автор презентации: Исаева.
Русский язык 4 класс, часть 2 У рок 11 Тема: Глаголы: Повторение Тридцать первое января.
Слитное и раздельное написание не с именами существительными РУССКИЙ ЯЗЫК, 6-й КЛАСС, Ч. 1. Урок 14. © ООО «Баласс», 2013.
Памятки К урокам русского языка Памятки 1. Написание безударных гласных 2. Написание непроизноси- мых согласных мых согласных 3. Списывание.
МОУ СОШ 1 р.п. Лысые Горы Саратовской области выполнил ученик 6Б класса Ванин Гена.
РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС. Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 23» г.Калуги Сафронова Мария Владимировна.
Транксрипт:

Видовые пары глаголов. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2. Урок 151. © ООО «Баласс», 2013.

Вспоминаем то, что знаем Прочитайте ключевые слова темы. Какое слово является для вас новым? Как вы думаете, о каких «парах» пойдет речь? Сформулируйте тему урока. Вид глагола Совершенный вид Несовершенный вид Видовая пара Видовые пары глаголов

Открываем новые знания Прочитайте фрагмент из рассказа Г. Остера «Как лечить удава». (стр ) Выпишите в столбик глаголы совершенного вида. Проверьте себя залезла повисела сказала слезла попрыгала поставить перекувыркнулось Образуйте от них глаголы несовершенного вида. лезла висела говорила лезла прыгала ставить перекувыркивалось Проверьте себя

Открываем новые знания Сравните лексическое значение в парах глаголов. залезла - лезла слезла - лезла От чего зависит изменение лексического значения в парах глаголов совершенного и несовершенного вида? повисела - висела попрыгала - прыгала сказала - говорила перекувыркнулось - перекувыркивалось «вверх» «вниз» «немного» совпадает залезла - лезла слезла - лезла повисела - висела попрыгала - прыгала

Продолжим наблюдение. Прочитайте пары глаголов. Определите вид. спросить – спрашивать загадать – загадывать дать – давать сгореть – сгорать положить – класть Сравните лексическое значение в этих глагольных парах: одинаковое оно или разное? Выделите суффиксы в основах глаголов. Понаблюдайте, какие суффиксы имеют глаголы несовершенного вида. Сделайте вывод о лексическом значении глаголов разных видов, различающихся суффиксами. спросить – спрашивать загадать – загадывать дать – давать сгореть – сгорать положить – класть

Глаголы, имеющие одинаковое лексическое значение, но относящиеся к разным видам, образуют видовую пару. Не образуют видовую пару глаголы с разным лексическим значением. На основе проведенных наблюдений сделайте вывод, как образуются видовые пары. Что приводит к изменению лексического значения при образовании глагола другого вида? Сравните свои выводы с текстом в рамке учебника.

Видовые пары чаще всего образуются с помощью суффиксов –а-, -ыва-(-ива-), -ва- от глаголов совершенного вида. Новое лексическое значение в слово обычно вносит приставка, поэтому приставочным способом видовые пары не образуются. Передайте информацию об образовании видовых пар в сжатом виде. СВ -а-, -ыва- (-ива), -ва- НСВ видовая пара

Обратите внимание! Это видовые пары, образованные от разных основ (разнокорневые). Они различаются только видом, лексическое значение у них одинаковое. сказать – говорить положить - класть

Проверяем понимание Образуйте видовые пары от данных глаголов. спросить проглотить прополоть разбросать пристроить усвоить спрашивать проглатывать пропалывать разбрасывать пристраивать усваивать Выделите суффиксы. Как вы думаете, можно ли использовать в качестве проверочного слова к словам с проверяемыми буквами безударных гласных в корне глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-(-ива-)? Проверьте себя спрашивать проглатывать пропалывать разбрасывать пристраивать усваивать

ЗАПОМНИТЕ! Надо говорить! положил клал положи положите клади, положи кладете кладите В чем особенность глаголов с корнем –лож–? В чем особенность глаголов с корнем –клад–? Эти глаголы не употребляются без приставки. Эти глаголы не употребляются с приставкой.

Рефлексия Спишите, вставьте подходящую форму глаголов класть, положить. 1. Митя … чертеж в портфель. 2.Пятиклассники, … все всегда на место – не будете ничего искать. 3.… горчицу в отдельную посуду. Проверьте себя 1. Митя положил чертеж в портфель. 2.Пятиклассники, кладите все всегда на место – не будете ничего искать. 3. Положи горчицу в отдельную посуду.