Реализация идей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в вопросах сотрудничества с семьей Арнаутова Елена Павловна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Миссия дошкольного образования – становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» «Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 58 Колпинского района Санкт - Петербурга.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Транксрипт:

Реализация идей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в вопросах сотрудничества с семьей Арнаутова Елена Павловна, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А.В. Запорожца, ГБНУ «МИРО»

Родители – правовые субъекты образования Право семьи на открытость дошкольного образования Право семьи на выбор способов включенности в образовательный процесс с учетом потребностей Право родителей на психолого- педагогическую поддержку компетентности в воспитании детей Право семьи на поддержку образовательных инициатив и участие в образовательной деятельности ДОО

Семья в условиях социокультурной неопределенности Новые типы семейных отношений: «безработные родители» «полу родные родители» «гостевой брак» «бебиториум» «отцы-иностранцы» «виртуальные отношения» и др. - Угрожающая тенденция снижения популярности семейных отношений, особенно среди молодого поколения репродуктивного возраста; - Разрушение системы традиционных ценностей семьи; - Кризис единой формы семьи и др. Трансформации родительства: -Гиперсоциализация; -Ситуативность родительской любви; -Дискредитация образа родителя; -Дефицит родительской солидарности и др.

Компетентное и осознанное родительство - цель и результат сотрудничества Прежде всех ваших дел позаботьтесь о наставлении детей Святитель Иоанн Златоуст Кого можно считать компетентным родителем? Компетентность родителя – сложное индивидуально- психологическое образование, возникающее на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств ( Костылева Н.Е.) Быть компетентным родителем – значит уметь мобилизовать в конкретной ситуации воспитания собственного ребенка воспитательные компетенции (Коломийченко Л.В.): Осознанное родительство - это способность осознавать собственное родительское поведение по отношению к ребенку и изменять его средства и мотивы для достижения наилучшего качества общения с ребенком (Смолева Т.О.)

Качество родительской компетентности в интеграции знаний, чувств и действий Компетенции: - когнитивная - эмоциональная - соматическая - коммуникативная - игровая - духовная - рефлексивная Природная составляющая родительской компетентности Социальная составляющая родительской компетентности

В чем состоят инновации и традиции сотрудничества? Дифференцированный подход и адресное сопровождение разных категорий родителей с учетом демографических типов семей, нац.- культурных, экономических и пр. особенностей и условий жизни семей. Интеграция когнитивного и эмоционально-соматического подходов в поддержке целостности родительского поведения и формировании осознанного родительства. Опора на «Мега-семью» во взаимодействии с родителями (конвергентные технологии). Междисциплинарная основа обеспечения психолого-педагогической поддержки семей. Интеграция традиционных и инновационных методов общения, например: беседа с опорой на интерактивные методы, интернет- ресурсы, элементы тренинга, общение в режиме исследования и игровой ситуации и др. В какой мере массовая практика дошкольного образования готова к реализации идей ФГОС ДО в вопросах сотрудничества?

Компетенции педагогических работников в сотрудничестве с семьей для успешной реализации ФГОС ДО Владение техниками открытой коммуникации, в том числе, по разрешению конфликтных ситуаций в общении с родителями; Использование интерактивных методов общения с родителями в режиме исследования и игровой ситуации; Владение навыками разработки и внедрения адресных образовательно-игровых программ для разных категорий родителей и типов семей; Владение квалиметрической компетентностью в ходе мониторингов качества сотрудничества; Проведение ритуалов инициации родителей как «переходов» в новое качество на разных этапах становления родительской роли.

Программа переработана в ГБНУ «Московский институт развития образования» Ответственный редактор - доктор исторических наук, профессор М.Н. Лазутова Научный руководитель - доктор педагогических наук Л.А. Парамонова 5-е изд., дополненное и переработанное в соответствии с ФГОС ДО Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «ИСТОКИ»

Взаимодействие с семьями воспитанников Применение технологий адресного сопровождения воспитательной компетентности родителей: индивидуальное консультирование, адресные образовательно-игровые и образовательно-досуговые программы для родителей, информационные буклеты, интернет- сайты и форумы и др. Пропаганда семейных ценностей, в том числе, солидарности отца и матери в воспитании детей; уважение самобытности каждой семьи, ее социокультурных традиций и семейных обычаев. Упорядоченность последовательности ключевых тем семейного воспитания детей от О до 7 лет, на основе логики развития детско- родительских отношений в динамике возрастного развития ребенка. Вовлечение родителей и других членов семей в образовательную деятельность организации; поддержка образовательных инициатив родителей, психолого- педагогическое сопровождение семьи без навязывания не свойственных ей функций.

Применение технологий адресного сопровождения воспитательной компетентности родителей ЦИПР, Группа кратковременного пребывания Семейная прогулочная группа сезонного режима функционирования

Адресные образовательно-игровые программы для разных категорий родителей - поддержка целостности родительского поведения Используются интерактивные методы и формы общения с родителями в режиме исследования и игровой ситуации

Технологии поддержки целостности родительского поведения: общение в режиме исследования и игровой ситуации Возможность для проявления себя в родительской роли через практическое действие – игровое по стилю и учебное по смыслу. Знания интегрируются в практическое действие, которое составляет основную содержательную нагрузку встречи.

Интерактивные методы и формы общения с родителями в режиме исследования и игровой ситуации: игровые, двигательные, метафорические, вербальные, телесные, рисуночные и прочие виды упражнений

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ВСТРЕЧИ: 1 часть: Игровая или двигательная разминка, нацеленная на эмоциональное включение в общение; 2 часть: Реализация содержательной нагрузки встречи в режиме исследования и игровой ситуации, обучение новому опыту за счет интеграции знаний, чувств и действий; 3 часть: Обмен впечатлениями, рефлексия – «Что сделано для себя полезного»; 4 часть: Вручение родителям памяток, буклетов и др. материалов по теме встречи.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи Реализация в рамках МФОК поэтапного (адресного) становления родительской роли от категории потенциальных родителей до периода осознанного родительства На каждом этапе состоянию родительства присущ свой специфичный потенциал внутреннего роста, развития и самодвижения Потенциальное родительство Развивающееся родительство Раннее родительство Рефлексивное родительство

Пропаганда семейных ценностей Супружество + родительство = психологический центр всех внутрисемейных взаимодействий + родство Солидарные родители – «позвоночный столб семьи», ее воспитательный стержень. Пропаганда ценности материнства, отцовства, родительской солидарности. Дети лучше социализируются и адаптируются к изменениям, успешнее овладевают гендерной культурой, приобщаются к традициям семьи и общества. Чествование семейных ценностей в рамках региональных традиций, дат семейного календаря

Вовлечение родителей и других членов семей в образовательную деятельность Родители и дети – соавторы в проектной деятельности; игровые партнеры в спортивном празднике; оппоненты в интеллектуальной викторине; соучастники в экологической акции…

Вовлечение родителей и других членов семей в образовательную деятельность Не простая задача для родителя – проявить игровую изобретательность. Родители получают в спонтанных самодеятельных играх с детьми опыт эмоциональной непосредственности

Проведение ритуалов инициации родителей на разных этапах становления родительской роли как «переходов» в новое качество осознания родительства Инициации - это разного рода «испытания» для родителей, создающие ситуации «взросления» для них. Обязательно задействуются родительские чувства. Используются народные обряды, музыкальное сопровождение, родителями произносятся «клятвы», исполняются гимны и т.п. «Я не принуждаю своего ребенка соответствовать моим представлениям о том, каким он должен быть. Я принимаю его таким, какой он есть, поддерживая его право оставаться самим собой»…

Упорядоченность в ПООП «Истоки» ключевых тем семейного воспитания детей от О до 7 лет с учетом логики развития детско-родительских отношений в динамике возрастного психомоторного развития ребенка.

Приоритетные точки роста в ходе развития детей: 0-3, 3-5, 5-7 лет КЛЮЧЕВОЕ ВРЕМЯ ТОЧКИ РОСТА: -ДЛЯ ВОЛИ; -ДЛЯ ПОЗНАНИЯ; -ДЛЯ ТЕЛА; -ДЛЯ ДУХОВНОСТИ; -ДЛЯ СЕРДЕЧНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ; -ДЛЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

Приоритетные задачи поддержки компетентности родителей детей раннего возраста: 1)в понимании логики психомоторного развития ребенка, 2)в понимании природы детских потребностей и чувств, 3)в социально-личностном развитии детей в связи с переходом к вариативным формам семейно-общественного воспитания и образования.

Важные тезисы для родителей детей 1-3 лет - В моторике «ключ» к развитию; - Поощрять любопытство к действию без стыда и вины – это путь к исследованию; - Не ожидать от ребенка больше, чем он в состоянии сделать; - В балансе «Хочу» и «Надо» рождается воля; - «Отзеркаливать» потребности и чувства ребенка; - «Питать» чувства и душу игрой, контактом и т.п. Хвалить за чувство, а не за то, что ребенок сделал; - Позволить ребенку быть автономным и учить творчески приспосабливаться к реальности. Игры с песком, водой, камешками, глиной, рисование мелом, углем, ладошкой и т.п. Игры-пестушки Игры-шнуровки

Приоритетные задачи поддержки компетентности родителей детей младшего дошкольного возраста: 1) в воспитании у детей первоначальных навыков самостоятельности и произвольности; 2) в овладении умениями справляться с накалом детских эмоций; 3) в поддержке начального формирования гендерной идентичности ребенка в семье; 4) в гибком применении эффективных методов и способов всестороннего развития детей в семье.

Важные тезисы для родителей детей 3-5 лет - Помнить, что жизненная энергия ребенка развивается в движении; совместных с ребенком занятиях спортом, танцами, пением и пр. - Опираться на традиции своей семьи, игру, шутку, мудрость природы, они – источник энергии для развития ребенка; - Помнить, что ребенок начинает копировать гендерную роль! -Не ущемлять свободу воли, т.к. капризы, упрямство и т.п. – результат пережитого стресса; -Развивать собственную способность выдерживать сильные чувства своего малыша; - В контакте – потенциал душевного равновесия ребенка;

1)в повышении эмоциональной чувствительности родителей к значимым переживаниям ребенка на пороге школьной жизни. 2)в развитии устойчивого интереса детей к познанию, желания учиться. 3)в воспитании у детей навыков социального взаимодействия в быту, природе, социуме. Приоритетные задачи поддержки компетентности родителей детей старшего дошкольного возраста:

Важные тезисы в адрес родителей детей 5-7 лет Забота о здоровом образе семейной жизни, семья - эмоциональный «тыл» ребенка: ребенок может успешно учиться и развиваться только в ненапряженной атмосфере. Помогать ребенку справляться со стрессовыми ситуациями: освободиться от мышечных зажимов; распознать и выразить эмоции, оставаясь в контакте с собой и другими и пр. Развивать традиции семейного досуга, т.к. в этом потенциал развития ребенка и его душевного равновесия: домашнее чтение; занятия спортом, искусством, общение с природой и пр. Помнить, что играющие дети успешнее адаптируются в школе: в играх развивается речь, общение, мелкая моторика и пр. Игры дома с пуговицами, горохом, со стихами, чистоговорками, природными «игрушками» и пр.; - В поддержке нуждается ребенок - «молчун» и «спорщик»; - Одобрять ребенка не только в достижениях, но и неудачах.

Благодарю за внимание!