Проектирование ПП (занятие, предмет, организация процесса)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные концепции современного образования Понимание человека Закономерности. Целостность образовательного процесса Деятельностный подход Теория учебной.
Advertisements

Схема трансформации социального заказа к образованию в компетенции выпускника Общественные отношения Персонал Базовые процессы Выпускники Тип педагогического.
Деятельностный метод обучения «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
Курс «Организация профессиональной деятельности» Трудоёмкость - 3 кредита (108 час) Лекции – 16 час Семинары – 20 час СРС – 72 час ауд 101 ИПП Группы:
«Федеральная целевая программа развития образования в РФ( г) определила в качестве ключевых компетенций развития современных образовательных систем.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
Методические материалы Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. Адресная направленность – руководители ОУ, эксперты аттестационных.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Система проектного обучения в образовательном учреждении Пахомова Нинель Юловна, зав. лаб. информационной поддержки развития образования МИОО, к.п.н.,
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
Работа в методических проектах как эффективная форма повышения педагогического мастерства Разработчик: заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 36» Ганебная.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
О развитии психолого-дидактической компетентности педагога в условиях модернизации образования Н.В.Володько, д.пс.н., доцент зав.кафедрой психологии и.
МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, РАБОТАЮЩЕЙ В ИННОВАЦИОННОМ РЕЖИМЕ, В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Автор: учитель высшей квалификационной категории МКОУСОШ 5 Капустина.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
5 ключевых позиций методического сопровождения Реализация требований ФГОС:
Транксрипт:

Проектирование ПП (занятие, предмет, организация процесса)

Масштаб проектирования Организация ПП в ОУ Де Р Организация ОУ

П р о е к т и р о в а н и е Общеметодологические основы проектирования Особенности проектирования в образовании Образовательные технологии Законы педагогики Модернизация образования Новые социальные запросы

Проектирование «деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учётом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений, направленных на удовлетворение каких- либо человеческих потребностей» Г.Е. Муравьева

Этапы проектирования (общеметодологические) Фиксация и анализ потребностей (противоречий, проблем) Формулировка цели и определение стратегии (пути) её достижения Собственно проектирование (модели, программы, системы,…) Реализация программы (апробация проекта) Коррекция проекта (цели и пути)

Уровни образовательного результата (опыта) Деятельность (мотив Де) Ключевой элемент опыта Личность ОПТх (тип ПП) Репродуктивная (выполнение поручения) Зн Формальный исполнитель ФР Обдуманная (достижение результата) Ум Грамотный исполнитель СР Творческая (саморазвитие) Мышление (творческое) Творец Продуктивная Полноценная Де (самореализация) Отношение (к Де) СубъектС-О

Типы педагогических процессов Выпускник Тип ПП (ОПТх) Пед.средства Владеющий методиками специалист Репродуктивный Лекционно- семинарская система Готовый к исследованию профессионал Продуктивный Проблемное обучение, НИРС Личность, принимающая решение Субъектно- ориентированный Реализация собственных проектов

Общепедагогическая технология РЕЗУЛЬТАТДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ученика педагога Ключевой элемент содержания образования определенно го уровня Стороны активности ПДе Методы обучения Интер- прета ция учебного содержания Контроль по ключевому ЭСО Напряжен ность Отношение к учению ОПТх имеет единую для всех типов структуру, но разное наполнение !! ОПТх может фиксироваться 6-ю элементами (Экспресс-анализ), 16-ю элементами (Рабочий вариант), 22- ю элементами (Лабораторный вариант)

Общепедагогические технологии описывают ПП различных типов, имеют уровневый характер, но единую структуру, включающую следующие основные элементы: результат образования (осваиваемый опыт определённого уровня); деятельность ученика, представленная этапами его деятельности или сторонами активности (напряжённость интеллектуальных сил, отношение к процессу); деятельность педагога, выраженная в соответствующих данному типу методах обучения; способы интерпретации содержания учебного материала; контролирующие процедуры, отслеживающие выполнение учащимися ключевых для данного типа ПП этапов познавательной деятельности и контролирующие достигнутые образовательные результаты. А также: условия применимости общепедагогической технологии (требования к базовому опыту обучающихся и минимальному циклу ПП, в котором реализуется данная технология). ОПТх может фиксироваться 6-ю элементами (Экспресс-анализ), 16-ю элементами (Рабочий вариант), 22- ю элементами (Лабораторный вариант)

Стадии проектирования ПП установочная: выбор базового типа педагогического процесса и соответствующей общепедагогической технологии и определение места проектируемого занятия в системе занятий; стадия проектирования педагогического процесса: разработка конкретной технологии занятия, то есть уточнение под учебный материал и учащихся базовой ОПТх; построение методики проведения занятия, включая мониторинг деятельности ученика и контроль достижения образовательного результата; стадия реализации методики и коррекции проекта педагогического процесса.

Технология проектирования педагогического процесса (с элементами СО типа ПП) уточнение образовательного результата в форме компетенций определенного уровня; проектирование познавательной деятельности ученика как типового элемента одной из общепедагогических технологий, избранной на основе анализа требуемых компетенций; подбор содержания учебного материала как отражающего требуемый уровень образовательного результата и соответствующая его интерпретация; выбор методов обучения, адекватных желаемому уровню активности познавательной деятельности ученика; оценка ограничений применения данной технологии, накладываемых временными ресурсами, готовностью и заинтересованностью учеников, продумывание потенциальных выборов обучающимися уровней изучения материала и возможных индивидуальных маршрутов обучения; разработка дидактического обеспечения всех возможных траекторий изучения темы, приводящих к различным уровням образовательного результата, а также других составляющих учебно-методического комплекса, в частности руководств ученику по выполнению заданий; продумывание мониторинга процесса и результатов обучения.

Наполнение этапов проектирования занятия Этапы Используемые категории теории и практики Наполнение Теория Концепции, законы, теории, методы, формы Актуализация моделей ПП и порядка проектирования Проектирование Общепедагогические технологии 1. Цель – результат как осваиваемый опыт определенного уровня 2. Деятельность ученика 3. Деятельность педагога 4. Интерпретация содержания учебного материала 5. Контролирующие процедуры Технология конкретного занятия (схема) Конкретизация пяти элементов технологии избранного типа ПП под специфику учебного материала и группы Методика проведения занятия План реализации проекта занятия (сценарий), подбор дидактического обеспечения, конкретные вопросы учащимся и записи учащихся, опорный конспект Практика Реальное занятие Проведение занятия. Анализ. Коррекция проекта

4. Конкретизация образовательной цели 12. Реальный учебный процесс 14. Корректировка технологии, плана занятия, программы. 9. Продумывание возможных выборов обучающимися цели, соответствующих технологий и потоков 5. Фиксация технологического каркаса занятия 6. Уточнение необходимой деятельности учащихся 7. Интерпретация содержания учебного материала 8. Выбор методов обучения 2. Анализ учебного материала и определение уровня образовательного результата 1. Квалификация образовательной цели и определение соответствующей общепедагогической технологии Скорректи- рованный проект ПП Коррекция первоначального варианта технологии и плана занятия на основе обратной связи Коррекция плана Занятие (мероприятие) Проведение занятия Реализация методики проведения занятия Сценарий и план-конспект занятия Разработка методики проведения занятия Технологи- ческий каркас занятия. Используемые ОПТх Образова- тельные маршруты Разработка конкретной технологии занятия (технологического каркаса) Проектирование педагогического процесса Система занятий Формирование системы занятий Базовая ОПТх (тип ПП) Выбор базового типа ПП и соответствующей общепедагогической технологии Установочный Результат Порядок действий. Шаги ЗадачаЭтап 3. Определение места учебного мероприятия в системе занятий по теме 10. Планирование мониторинга процесса обучения 11. Разработка дидактического обеспечения 13. Анализ занятия

4. Конкретизация образовательной цели 12. Реальный учебный процесс 14. Корректировка технологии, плана занятия, программы. 9. Продумывание возможных выборов обучающимися цели, соответствующих технологий и потоков 5. Фиксация технологического каркаса занятия 6. Уточнение необходимой деятельности учащихся 7. Интерпретация содержания учебного материала 8. Выбор методов обучения 2. Анализ учебного материала и определение уровня образовательного результата 1. Квалификация образовательной цели и определение соответствующей общепедагогической технологии Скорректи- рованный проект ПП Коррекция первоначального варианта технологии и плана занятия на основе обратной связи Коррекция плана Занятие (мероприятие) Проведение занятия Реализация методики проведения занятия Сценарий и план-конспект занятия Разработка методики проведения занятия Технологи- ческий каркас занятия. Используемые ОПТх Образова- тельные маршруты Разработка конкретной технологии занятия (технологического каркаса) Проектирование педагогического процесса Система занятий Формирование системы занятий Базовая ОПТх (тип ПП) Выбор базового типа ПП и соответствующей общепедагогической технологии Установочный Результат Порядок действий. Шаги ЗадачаЭтап 3. Определение места учебного мероприятия в системе занятий по теме 10. Планирование мониторинга процесса обучения 11. Разработка дидактического обеспечения 13. Анализ занятия

Инновационное развитие Ключевые ресурсы инновационного развития лежат не в материальной сфере, а в использовании интеллектуального потенциала человека, связанного с ростом уровня его образованности: Важнейший ресурс экономического и социального развития – талант, креативность и инициативность человека. Доклад о Модели образования 2020 под редакцией Я.Кузьминова и И.Фрумина исполнитель творец субъект

Качественно новый уровень образования К работнику в инновационной экономике чаще всего предъявляют следующие требования: широта профиля; умение быстро обучаться; способность к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы и самообразованию! креативная личность, способная успешно разрешать нестандартные задачи; самоорганизованная личность, имеющая свои смыслы, способная адаптироваться к динамично меняющимся ситуациям.

Схема трансформации социального заказа к образованию в компетенции выпускника Общественные отношения Персонал Базовые процессы Выпускники Тип педагогического процесса Базовая ОПТх Степень самостоятельности мышления Способ деятельности Источник: Громыко А. Принципы построения региональной политики образования // Россия – Ядро социального заказа – способность выпускника выполнять определенный способ деятельности

Уровни Догм.ФРСРПр Субъект ный (Тип ПП) Образовательный результат различного уровня сформированности Образовательный результат различной степени обобщенности Компетенции Догмы ЗнанияУмения Творческое мышление Отношение к делу Ключевые элементы Опыт Действия по принуждению Формальный Сущностно- репродуктивный Продуктивный Субъектный Способы деятельности Образован ность (деятельностный аспект) «Винтик» Формальный исполнитель Грамотный исполнитель Творец Субъект Позиция по отношению к деятельности Образовательный результат различной степени обобщённости и уровня сформированности

Рамки внедрения ФГОС (ННШ) Директор Педагог ОбучающийСЯ Аморфный «Приводной ремень» «Крыша» Подал Заявление Авторитарный Традиционный Демократичный Тьютор Послушный (объект) «Нормальный» Самостоятельный (субъект) Департамент образования Муниципалитет Минобрнауки РФ РФ

Последовательность решений по развитию образовательной практики в ОУ («воронка» решений) 1. Уточнить запросы времени к образованию и своё позиционирование 2. Определить уровень собственного целеполагания 3. Уточнить запросы социума 4. Принять определенную образовательную парадигму 5. Сформулировать Цель образования в своём ОУ 6. Выбрать перечень педагогических подходов, принципов и моделей образования 7. Выбор базовой общепедагогической технологии (ОПТх) 8. Простроить организационную модель образовательного процесса 9. Организовать содержание образования 10. Разработать конкретные образовательные технологии 11. Продумать оргформы учебного процесса 12. Подобрать преподавателей 13. Продумать подходы к управлению качеством образования (обучения) Целеполагание и позиционирование Частные дидактико- методические решения Источник: Теслинов А.Г. Подходы к образованию развивающего типа – 2013.

Граф проектирования Собственная позиционирован ие фокусзапросов 1. Принять определенную образовательную парадигму Сформулировать Цель образования в своём ОУ Выбрать перечень педагогических подходов, принципов и моделей образования Выбор базовой общепедагогической технологии (ОПТх) 1. Принять определенную образовательную парадигму 2. Сформулировать Цель образования в своём ОУ 3. Выбрать перечень педагогических подходов, принципов и моделей образования 4. Выбор базовой общепедагогической технологии (ОПТх)

Спасибо за внимание! Юдин Владимир Владимирович д.п.н., доцент кафедры ПТх ЯГПУ им. К.Д.Ушинского

Юдин, В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса : монография / В.В. Юдин. – Москва : Университетская книга, – 300 с. - ISBN

Формат представления Проекта Этапы проектирования 1.Тема. Масштаб объекта. Базовый тип ПП 2. Обоснование цели (уровня результата), отличия от традиционного Установочный 3.ОПТх, требуемая для реализации Проекта, её (их) характеристика: Р – ПДе уч-ся – Де пед – Интерпр. уч.содержания – Контроль Выбор ОПТх 4. Как реально проявляются составляющие избранной ОПТх в Проекте Конкретизация ОПТх под условия 5. Ограничения для реализации данной ОПТх Коррекция Тх с учетом лимитирующих факторов Разработка Методики 6. Пояснить когда, как и какими силами будет реализовываться Проект Реализация

Уровни Догм.ФРСРПр Субъект ный (Тип ПП) Образовательный результат различного уровня сформированности Образовательный результат различной степени обобщенности Компетенции Догмы ЗнанияУмения Творческое мышление Отношение к делу Ключевые элементы Опыт Действия по принуждению Формальный Сущностно- репродуктивный Продуктивный Субъектный Способы деятельности Образован ность (деятельностный аспект) «Винтик» Формальный исполнитель Грамотный исполнитель Творец Субъект Позиция по отношению к деятельности Образовательный результат различной степени обобщённости и уровня сформированности