Дорожная карта по совершенствованию регулирования рынка микрофинансирования Банк России 17 февраля 2015 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конференция Федерации саморегулируемых организаций России, Москва, октября 2012 Государственный контроль и надзор в сфере кредитной кооперации С.Л.Федоров.
Advertisements

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ - ЗАЙМЫ ОТ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Июль
1 Приоритеты развития микрофинансирования и меры по расширению взаимодействия микрофинансовых организаций с ВЭБ/РосБР в 2011 г. Михаил Мамута, Президент.
Банки и МФО – возможно ли сотрудничество? Москва 11 апреля 2013 г.
Изменения в ГК РФ, КоАП РФ, законодательство в сфере микрофинансирования и кредитной кооперации.
С.В.Коровин, начальник экономического управления Национального банка Республики Башкортостан Банка России О проблемных вопросах стандартизации кредитных.
Микрофинансирование как эффективный инструмент в развитии микро- и малого бизнеса V Байкальский Экономический Форум Круглый стол «Поддержка малого и среднего.
Российский Микрофинансовый Центр Результаты первого этапа проекта «Построение комплексной системы микрофинансирования в Красноярском крае, включая развитие.
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ЗА 2010 ГОД, ЗАДАЧИ НА 2011 ГОД.
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
1 Программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства по направлению «Микрофинансирование» , г. Киев.
(Тема презентации) дд/мм/гг. ОАО «Российский банк развития» ноябрь 2010 «Поддержка МСП через организации, осуществляющие микрофинансирование» О.В. Теплоухова,
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ - ЗАЙМЫ ОТ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Июль
1 ДД, MM, ГГ, город Новые продукты ОАО «РосБР» Теплоухова О.В. Директор Департамента финансирования малого и среднего предпринимательства Март 2010 Открытое.
15 ноября 2007 года г. Москва IV Национальная конференция Микрофинансирование в России: строим всеохватывающую финансовую систему.
1) повышение эффективности контроля и надзора на рынке микрофинансирования за счет введения второго контура надзора и делегирования части функций за соблюдением.
Основные нарушения допускаемые банками при кредитовании населения и меры, принимаемые Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области для их пресечения.
Основные нарушения допускаемые банками при кредитовании населения и меры, принимаемые Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области для их пресечения.
Выполнил студент 191 гр. Сизов Георгий МФО ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Актуальные вопросы антимонопольного регулирования на финансовых рынках Сочи, 2014 Федеральная антимонопольная служба.
Транксрипт:

Дорожная карта по совершенствованию регулирования рынка микрофинансирования Банк России 17 февраля 2015 года

Банк России Введение Микрофинансирование проходит начальный период своего развития в рамках формализованного регулирования и надзора. Рынок микрофинансирования востребован при выполнении следующих социально-экономических задач: Развитие малого бизнеса Повышение прозрачности сегмента мелкого потребительского кредитования Сокращение нелегального кредитного рынка: Сокращение масштабов финансовой недоступности (Financial Exclusion) Снижение рисков параллельной финансовой системы (Shadow Banking) 2

Банк России Динамика количества МФО в государственном реестре 3

Банк России Рынок микрофинансирования На рынке микрофинансирования представлены три продуктовых сегмента, существенно отличающихся друг от друга по социальной характеристике и профилю риска: Микрофинансирование малого бизнеса Потребительские микрозаймы Pay Day Loans или «займы до зарплаты» 4 Совокупный портфель займов на 30 сентября 2014 г. 47, 2 млрд. руб. 6,14 млрд. руб. 22,66 млрд. руб. 18,41 млрд. руб.

Банк России Динамика изменения среднерыночных значений ПСК 5

Банк России Базовые принципы регулирования и надзора Содействовать в решении проблемы финансовой недоступности и в сокращении нелегального рынка может развитие финансовой системы на принципах пропорционального регулирования и надзора (Risk- based Proportional Regulation and Supervision). Данный подход предлагается большинством международных объединений (G20, World Bank, IMF) и органов по стандартизации финансовой сферы (FATF, Basel Banking Supervision Committee и др.) В данном подходе сила и характер регулирующего воздействия зависят от вида и уровня рисков, принимаемых на себя финансовой организацией. 6

Банк России Новации регулирования МФО в 2014 году 7 Изменения 2014 года Вступление в силу с ФЗ «О потребительском кредите (займе)»: Введение понятия профессионального кредитора (банки, МФО, КПК, СКПК, ломбарды) Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов: одинаковые требования к договорным отношениям потребительского кредита (займа) для всех профессиональных кредиторов Введение понятия полной стоимости кредита (займа) (ПСК) и максимально допустимого отклонения ПСК Табличная форма индивидуальных условий договора потребительского займа (Указание БР от ) Введение ответственности за незаконное потребительское кредитование (поправки в ГК РФ, КоАП РФ с ) Введение дифференцированной ответственности МФО за различные виды нарушений пропорционально тяжести нарушений (поправки в КоАП РФ с ) Внесение дополнительного основания для исключения МФО из госреестра: неоднократное в течение года нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ (поправки в 151-ФЗ с ) Обязанность передачи данных заемщиков МФО в БКИ (поправки в ФЗ «О кредитных историях» с ) Полный запрет на рекламу выдачи потребительских займов для нерегулируемых компаний (поправки в закон «О рекламе» с ) Перевод отчетности в электронный формат и «электронное взаимодействие» поднадзорных с регулятором (Указание БР с ) Введение резервирования на возможные потери по займам (Указание БР с ) Профильный закон о микрофинансовой деятельности был принят в 2010 г. и до 2013 г. практически никаких изменений не вносилось. Ситуация и в сфере регулирования и надзора за МФО начала меняться с момента перехода надзора к мегарегулятору – Банку России.

Основные меры по развитию регулирования микрофинансового рынка на года согласно дорожной карте, утвержденной Банком России

Банк России Дорожная карта 2015 г. 9 Увеличение предельного размера микрозайма до 3 млн. рублей, выдаваемого на цели кредитования МСП, путем внесения изменений в 151-ФЗ Принятие поправок в ГК РФ о запрете привлечения денежных средств физических лиц нерегулируемыми компаниями Принятие ФЗ «О саморегулируемых организациях на финансовых рынках» Введение двухуровневой системы регулирования рынка микрофинансирования в части установления дифференцированных требований к микро кредитными микро финансовым компаниям Выделение в структуре рынка МФО предпринимательского и потребительского микрофинансирования (через Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») Увеличение предельного размера микрозайма до 3 млн. рублей, выдаваемого на цели кредитования МСП, путем внесения изменений в 151-ФЗ Принятие поправок в ГК РФ о запрете привлечения денежных средств физических лиц нерегулируемыми компаниями Принятие ФЗ «О саморегулируемых организациях на финансовых рынках» Введение двухуровневой системы регулирования рынка микрофинансирования в части установления дифференцированных требований к микро кредитными микро финансовым компаниям Выделение в структуре рынка МФО предпринимательского и потребительского микрофинансирования (через Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») В течение 2015 года

Банк России Дорожная карта г.г. 10 Введение требований к деловой репутации и обязательной аттестации для персонала МФО: руководящих работников и ведущих специалистов Введение норм об обязательном участии МФО в институте Финансового уполномоченного Запуск механизма фондирования МФО, в части кредитования МСП, через секьюритизацию активов в том числе при участии АКГ Введение мер по ограничению предельно допустимого уровня задолженности клиентов в сегменте потребительских микрозаймов (долг к долгу) Введение требований к деловой репутации и обязательной аттестации для персонала МФО: руководящих работников и ведущих специалистов Введение норм об обязательном участии МФО в институте Финансового уполномоченного Запуск механизма фондирования МФО, в части кредитования МСП, через секьюритизацию активов в том числе при участии АКГ Введение мер по ограничению предельно допустимого уровня задолженности клиентов в сегменте потребительских микрозаймов (долг к долгу) В течение 2016 года Введение требований об обязательном аудите для микрофинансовых компаний Организация перехода микрофинансовых организаций на ведение бухгалтерского учета по стандартам МСФО и использования единого плана счетов с г. Введение требований об обязательном аудите для микрофинансовых компаний Организация перехода микрофинансовых организаций на ведение бухгалтерского учета по стандартам МСФО и использования единого плана счетов с г. В течение 2017 года

Банк России KPI для рынка МФО ( г.) 11 Показатель Возможное отклонение Увеличение портфеля рынка МФО с 47 млрд. руб. до 150 млрд. руб. Увеличение портфеля рынка МФО с 47 млрд. руб. до 100 млрд. руб. Повышение доли займов на кредитование МСП с 40% до 70% в общем портфеле займов Повышение доли займов на кредитование МСП с 40% до 55% в общем портфеле займов Увеличение количества уникальных заемщиков в потребительском сегменте с 1,5 млн. до 6 млн. (за счет сокращения числа заемщиков, обслуживающихся на нелегальном рынке) Увеличение количества уникальных заемщиков в потребительском сегменте с 1,5 млн. до 5 млн. Увеличение количества уникальных заемщиков в сегменте малого и среднего бизнеса с 200 тыс. до 1 млн. Увеличение количества уникальных заемщиков в сегменте малого и среднего бизнеса с 200 тыс. до 800 тыс. Снижение доли потребителей, не имеющих доступа к легальным финансовым продуктам с 25% до 10% Снижение доли потребителей, не имеющих доступа к легальным финансовым продуктам с 25% до 15% Снижение доли нелегального рынка финансового посредничества с 40% до 10% Снижение доли нелегального рынка финансового посредничества с 40% до 20% Снижение полной стоимости микрозайма для потребителя на 40% по сравнению с 3-4 кв года Снижение полной стоимости микрозайма для потребителя на 30% по сравнению с 3-4 кв года Повышение доли безналичных расчетов с 10% до 60% (с использованием технологии онлайн- кредитования) Повышение доли безналичных расчетов с 10% до 45% (с использованием технологии онлайн- кредитования)

Банк России Контакты 12 Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России + 7 (495) Электронная почта