1 Лекция 4 КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ. 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема воспитательной работы: «Воспитание нравственных качеств в формировании конкурентоспособной личности»
Advertisements

Образование как общественное явление и педагогический процесс Лекция 3.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. Определение системы Система - это полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Основные категории педагогики. Основные категории педагогики. Воспитание. Модели взаимодействия.Обучение.Развитие.Формирование.Дидактика.Формирование.Иерархическая.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Педагогическая профессия Общая характеристика педагогической профессии. Требования к учителю. Структура труда учителя.
Педагогический процесс, особенности педагогического процесса, принципы его организации.
Транксрипт:

1 Лекция 4 КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ

2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.

3 множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности педагогическая система

4 субъекты педагогической системы содержание обучения средства обучения методы обучения Обучение Воспитание Развитие Личность

5 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОМПОНЕНТЫ: ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ХАРАКТЕРИСТИКА: ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ

6 Педагогический процесс специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач

7 Педагогический процесс Объект (развитие личности) Объект (развитие личности) Предмет (формирование человека) Предмет (формирование человека) Средства (знания и опыт педагога) Средства (знания и опыт педагога) Продукт (подготовленный к жизни человек) Продукт (подготовленный к жизни человек)

8 Этапы педагогического процесса Подготовительный Целеполагание Диагностика Прогнозирование Планирование Осуществление педагогического процесса Разъяснение целей Взаимодействие педагогов и учеников Создание благоприятных условий Заключительный Рефлексия педагогической деятельности

9 АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Аспект Содержание Целевой Единство функций обучения, воспитания и развития личности Содержат ельный Знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности, отношение к окружающему миру Организа ционный Единство процессов педагогического и личного взаимодействия, образования и самообразования Операцио нально- технологический Целостность компонентов педагогического процесса, единство преподавания и учения

10 преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. педагогическое взаимодействие

11 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ образование, воспитание, самовоспитание, обучение, педагогическая технология

12 единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации. образование

13 Многоаспектность образования Образование как ценность Содействует развитию общества, движет его вперед Образование как система Образование это совокупность программ, гос. стандартов, образ. учреждений, органов управления Образование как процесс Компонентами образ. процесса являются цель, задачи, содержание, формы, методы, средства Образование как результат Результативность образования оценивается по уровню развития общества

14 ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ: формирование интеллектуального потенциала общества содействие политическому, экономическому и культурно- технологическому развитию общества СОЦИАЛЬНЫЕ: формирование интеллектуального потенциала общества содействие политическому, экономическому и культурно- технологическому развитию общества ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ: развитие, обучение и воспитание личности подготовка человека к преобразовательной деятельности в современном социуме ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ: развитие, обучение и воспитание личности подготовка человека к преобразовательной деятельности в современном социуме

15 ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (научное исследование) ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (научное исследование) Когнитивная (традиционная) Когнитивная (традиционная) Личностно- ориентированная Функционалистская Культурологическая

16 Сравнительные показатели Традиционная модель Гуманистическая (ЛОМ) Цель Формирование личности с заранее заданными свойствами Развитие личности как субъекта Роль ЗУНов Цель обучения Средство развития личности Положение обучающегося Объект процесса обучения Субъект процесса обучения Средства обучения Монолог, знания, умения, навыки Диалог, полилог, сотрудничество, творческая деятельность Основа обучения Потребности общества и производства Потребности и интересы личности Роль учителя Источник и контролер знаний Координатор, консультант, помощник, организатор Результаты Уровень обученности Уровень личностного развития, самореализация

17 Воспитание (в узком смысле) специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Воспитание (в широком смысле) рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью формирования у нее социально значимых качеств.

18 Особенность воспитательного процесса Вариативность Длительность Комплексность Непрерывность Целенаправленность Двусторонний характер

19 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Зависит от характера и степени сотрудничества воспитателя и воспитанника Сложность Нельзя определить результат Результат не поддается тестированию

20 КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ В основе учебно- воспитательного процесса лежат интересы ребенка. Основа воспитания – формирование таких качеств, которые необходимы личности для достижения жизненного и карьерного успеха ПРАГМАТИЗМ (дело) Неопозитивизм «новый гуманизм» Основное внимание уделяется развитию интеллекта, а задача воспитания формирование рационально мыслящего человека. Человек сам программирует свое развитие Экзистенциализм (существование) Каждая личность неповторимая и уникальная. Не нужны программы, методы и приемы воспитания. Жизнь, природа и интуиция великие силы, помогающие воспитанникам и их наставникам определять пути самореализации личности Неотомизм Фомы Аквинского Науке доступна часть материального мира. Нужно совершенствовать «истинное образование», которое состоит в воспитании веры в Бога. В области воспитания наука и религия должны взаимодействовать и дополнять друг друга. Бихевиоризм (поведение) Человеческое поведение управляемый процесс. Нет необходимости признавать наличие «разумности», «умственных способностей». Достаточно придерживаться схемы «стимул реакция подкрепление», чтобы сформировать требуемое поведение

21 Принципы воспитания Первый: ориентация на ценностные отношения. Формирование отношения к социально- культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни добру, истине, красоте. Первый: ориентация на ценностные отношения. Формирование отношения к социально- культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни добру, истине, красоте. Второй: принцип субъектности. Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Второй: принцип субъектности. Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Третий: автономность личности ребенка. Принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения. Третий: автономность личности ребенка. Принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения.

22 методы оценки и самооценки (критика, поощрение, замечания, наказания, ситуации доверия, контроля, самоконтроля, самокритики). Методы воспитания методы убеждений (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение) методы упражнений (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха)

23 ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ Массовые Групповые Индивидуальные ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ Нравственное Физическое Трудовое Умственное Эстетическое Гражданское Патриотическое Самовоспитание

24 самоконтроль фиксация своего поведения с целью предотвращения нежелательных последствий ПРИЕМЫ САМОВОСПИТАНИЯ самообязательство добровольное задание самому себе целей и задач самосовершенствование формирование у себя определенных качеств личности самоотчет взгляд на пройденный за определенное время путь осмысление собственной деятельности и поведения, выявление причин успехов и неудач САМОУПРАВЛЕНИЕ

25 специфический способ образования, направленный на развитие личности через организацию усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности Обучение У обучаемого формируются знания и умения на основе его собственной активности Педагог направляет, контролирует, предоставляет нужные средства и информацию

26 ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями развитие мышления, памяти, творческих способностей совершенствование учебных умений и навыков выработка научного мировоззрения и нравственно- эстетической культуры

27 ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ Принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся Принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся Принцип гуманизации растущего человека, полное признание гражданских прав учащегося и уважение к нему Принцип гуманизации растущего человека, полное признание гражданских прав учащегося и уважение к нему Принцип целостности, означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса Принцип целостности, означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса Принцип демократизации предоставление свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения Принцип демократизации предоставление свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения Принцип культуросообразности предполагает использование в образовании культуры нации, страны, региона Принцип культуросообразности предполагает использование в образовании культуры нации, страны, региона Принцип единства и непротиворечивости действий - установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся Принцип единства и непротиворечивости действий - установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов на научной основе, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов на научной основе, общей для различных наук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую

28 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила Метод проблемного изложения. педагог ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи Метод проблемного изложения. педагог ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи Частично-поисковый, или эвристический метод. Организация поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний Частично-поисковый, или эвристический метод. Организация поиска решения выдвинутых в обучении познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера

29 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ Бихевиористская теория обучение сводится к внешним воздействиям (стимулам), которые вызывают у обучаемого ответные реакции Бихевиористская теория обучение сводится к внешним воздействиям (стимулам), которые вызывают у обучаемого ответные реакции Закон эффекта человек получает положительное удовлетворение от внешних стимулов Закон упражнения частота внешних стимулов способствует обучению Закон готовности процесс обучения зависит от готовности человека Гештальт-теория исходит из понятия гештальта, целостной структуры. Задачей обучения является понимание общего соотношения всех частей целого, причем такое понимание наступает в результате внезапного возникновения решения или озарения инсайта Гештальт-теория исходит из понятия гештальта, целостной структуры. Задачей обучения является понимание общего соотношения всех частей целого, причем такое понимание наступает в результате внезапного возникновения решения или озарения инсайта Необихевиоризм уточнил законы упражнения (увеличить частоту повторения) и закон эффекта (удовлетворением потребности и подтверждение) Необихевиоризм уточнил законы упражнения (увеличить частоту повторения) и закон эффекта (удовлетворением потребности и подтверждение) Когнитивные теории обучения можно разделить на две группы: информационные (обучение как информационный процесс); психологические (обучение через восприятие, память, мышление и т.д.) Когнитивные теории обучения можно разделить на две группы: информационные (обучение как информационный процесс); психологические (обучение через восприятие, память, мышление и т.д.) Гуманистическая теория обучения каждому присуща потребность к саморазвитию, к самосовершенствованию. Человек активен с рождения Гуманистическая теория обучения каждому присуща потребность к саморазвитию, к самосовершенствованию. Человек активен с рождения

30 последовательная система взаимодействия педагогов и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения педагогических задач. Педагогическая технология

31 ПРИЗНАКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Концептуальность в основе лежит методологическая, философская, психолого- педагогическая позиция автора Концептуальность в основе лежит методологическая, философская, психолого- педагогическая позиция автора Системность технологическая цепочка педагогических действий, выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата Системность технологическая цепочка педагогических действий, выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата Дидактичность наличие дидактических процедур, обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения Дидактичность наличие дидактических процедур, обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения Инновационность взаимосвязанная деятельность обучающего и обучаемого на основе сотрудничества, общения, интерактивных подходов к обучению Инновационность взаимосвязанная деятельность обучающего и обучаемого на основе сотрудничества, общения, интерактивных подходов к обучению Оптимальность достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени Оптимальность достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени Корректируемостъ возможность оперативной обработки связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели Корректируемостъ возможность оперативной обработки связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели Воспроизводимость и гарантированностъ результатов элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой гарантировать достижение планируемых результатов Воспроизводимость и гарантированностъ результатов элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, а с другой гарантировать достижение планируемых результатов

32 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ развитие, формирование, становление личности

33 процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств личности. Развитие

34 Результат развития Биологическое развитие характеризуется физическим развитием Социальное развитие выражается в психическом, духовном и интеллектуальном росте

НООСФЕРА ИНФОРМАЦИОННО- ТЕХНИЧЕСКАЯ СРЕДА БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: Макросреда Микросреда Деятельность Воспитание Общение 35 ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

36 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Биологическое направление: личность природное существо, все поведение человека объясняется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

37 Социологическое направление: человек рождается как существо биологическое, в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем иже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

38 Биосоциальное направление: психологические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) дают биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни развитие. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

39 Современное направление: личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Решающую роль играют мотивы, интересы, цели (социальное), которые определяют личность, преодолевают ее физические недостатки и особенности характера (вспыльчивость, стеснительность и т. п.). НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

40 Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Социальная среда: общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов Ближняя среда: семья, родственники, друзья

3% - различие в воспитании детей в той же семье 3% - различие в воспитании детей в той же семье 41 Английский психолог Д. Шаттлеворт (1935): влияние основных факторов на умственное развитие умственное развитие 64% - наследственные влияния 16% - семейная среда 17% - взаимодействие наследственности со средой