Диагностика личности. Проективные методы Выполнила : Семерич В.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГБОУ СПО «Черепановское педагогическое училище» Косарева Анна Александровна Диагностика личностных качеств детей младшего школьного возраста 2010 год.
Advertisements

Проективные методики диагностики личности
Метод пиктограммы
Диагностика профессиональной направленности старшеклассников Выполнили студентки гр. Сп-34 : Карпова Наталья и Воробьева Екатерина.
Системно-деятельностный подход на уроке – требование времени.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Муниципальное Бюджетное Учреждение Майнская средняя общеобразовательная школа г. Саяногорска. Профориентационная деятельность, как одно из условий успешной.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Тестирование, как метод отбора персонала. Выполнила: Яменскова Т.А. Группа СРБ-31.
Объект и методы. Мотивация занимает ведущие место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих.
Диагностика мотивационной сферы детей младшего школьного возраста Выполнили студентки ПО 3.2: Ветошкина С.А. Балыбина К.С.
Краткая характеристика методов научного исследования.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Экспертная оценка конспекта урока Маилян Н.Р., Аверьянова И.Ю.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Транксрипт:

Диагностика личности. Проективные методы Выполнила : Семерич В.Ю

Проективные методы это особые техники, в основу которых заложен проективный подход. Проективные техники позволяют исследовать те сторон личности, которые недоступны непосредственному наблюдению и выявлению с помощью опросников или других тестов.

Проективные методы Родоначальником проективных техник считается метод словесных ассоциаций Френсиса Гальтона, метод описан в 1879 году. Ассоцианистская концепция описывает принцип организации сознания на основе ассоциаций, и впервые упоминается в учениях Аристотеля. В 1939 году психолог Л.Франк выдвинул понятие проективных методов исследования личности. В настоящий момент существует множество проективных техник, для проведения которых используется особый стимульный материал. Как проекции, также могут интерпретироваться продукты деятельности, например: рисунки, фигуры лепки и тд. Отдельное место среди проективных техник занимают психологические рисуночные тесты. В проективном тесте проявляются неосознаваемые особенности личности, такие как: мотивы, потребности, внутренние конфликты, оценки, чувства и т.д.

МЕТОДИКИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ в тестовом задании испытуемому предлагается структурировать стимульный материал в соответствии с его пониманием. Тест с использованием «клякс» (Х. Зиверта) Тест Роршаха Тест Цуллигера

ТЕСТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ «КЛЯКС» ХОРСТА ЗИВЕРТА Испытуемому предлагают рассмотреть каждую из таблиц в отдельности и пометить в специальной маркировочной таблице «крестиком» ответ, который больше всего подходит рассматриваемой кляксе. На каждую из таблиц отводится не более 10 минут. В тесте используется 6 стимульных клякс. Крестиком в специальном бланке отмечается один из уже готовых ответов. Все ответы регистрируются по заранее предложенным шкалам. Шкалы Ов (общий вид) и Фн (фон): испытуемому необходимо выбрать уже готовый вариант ответа по одной из предложенных шкал. Шкала Д (детали): в конце рассмотрения каждой из таблиц предлагается назвать три детали, которые, по мнению испытуемого, он распознал на соответствующей таблице. Шкала Ни (истолкования нет): отмечается испытуемым в том случае, если он затрудняется подобрать один из предложенных вариантов ответа и назвать детали кляксы.

Обработка результатов Во всех маркировочных таблицах должно быть максимум шесть «крестиков», а в сумме названо максимум 18 деталей рассматриваемых клякс. Обработка результата проводится по специальным ключам. Суммарный балл относит испытуемого к одному их трех типов, отличающихся уровнем адаптации и творческой направленностью личности. Тест может использоваться при приеме на работу психологами и менеджерами по персоналу. Особенность методики в том, что для ее освоения и использования не требуется специальной подготовки.

ТЕСТ РОРШАХА Тест Роршаха (Rorschact test, Rt), методика чернильных пятен была предложена швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 году. Чернильные пятна Роршаха - самый изученный тест среди проективных методик, его библиография включает работ. Пятна Роршаха являются ведущим психодиагностическим инструментом не только среди проективных методик, но и среди тестов, направленных на диагностику личности. В заключении по результатам теста Роршаха обычно описывается интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности взаимодействия личности в проблемной ситуации.

Тест Роршаха КАЖДЫЙ ОТВЕТ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ПЯТИ КАТЕГОРИЯМ: Локализация - выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей. Детерминанты - для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет. Уровень формы - оценка того, насколько адекватно форма изображения, отражена в ответе. Содержание - ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов. Оригинальность-популярность - оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встреча­ются не менее чем у 30% обследуемых.

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА Исследование должно проводиться в спокойной и неприну­жденной обстановке в отсутствие посторонних. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента. Прежде чем начать опыт, надо спросить испытуемого, знаком ли он с методикой, слышал или читал о ней. Перед показом таблиц в предварительной беседе следует установить контакт с испытуемым. Чрезвычайно важно также знать о физическом и психическом состоянии субъекта во время показа таблиц. Происхождение таблиц обычно не объясняют. РАБОТА С ИСПЫТУЕМЫМ СОСТОИТ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ЭТАПОВ: собственно выполнение, опрос, использование аналогий, определение пределов чувствительности. Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен. Допустимы поощрения: «Да», «Отлично», «Видите, как хорошо у Вас получается».

МЕТОДИКИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ в тестовом задании предлагается провести интерпретацию предъявляемой ситуации. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) Тест Руки (Hand Test) Тест фрустрации Розенцвейга (The Rosenzweig Picture-Frustration Study) Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Тест Сонди (Szondi Test)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ) Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test, TAT) методика, разработанная Генри Мюрреем в Гарварде в 1930-х годах. Первоначально автор позиционировал свой тест как методику для изучения личности, минуя при этом психологические защиты.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ) ТАТ позволяет получить развернутую характеристику глубинных тенденций личности, информацию о ее потребностях, мотивационных и внутриличностных конфликтах, механизмах психологической защиты. Методика позволяет делать выводы об уровне интеллектуального развития, о наличии тех или иных нарушений психической деятельности. Методика включает 31 черно-белую таблицу, одна из таблиц чистый белый лист. В инструкции испытуемому предлагают составить сюжетный рассказ на тему показанной картинки, описывая ситуацию, которую он видит в настоящее время, и сказать, какие события могли предшествовать отображенной на картине ситуации. Существует взрослый вариант теста (ТАТ) и детский (САТ) набор. Разработан модифицированный вариант методики РАТ (Л.Н. Собчик).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (ТАТ) ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ используется в клинике пограничных состояний; применяется в экспертных случаях, диагностике на профпригодность, при отборе кандидатов на руководящие посты, спецслужбы и т.п.; незаменимый инструмент для установления доверительного контакта консультанта с клиентом; используется на начальных этапах индивидуальной психотерапии, позволяя выявить самые незначительные динамические изменения психических процессов.

МЕТОДИКИ ЭКСПРЕССИИ в тестовом задании предлагается выразить или отобразить свое предпочтение, переживание или мнение. Психографический тест (Либина)4751 Методика «Рисунок семьи»4914 Тест Фрилинга 9901 Цветовой тест отношений (ЦТО)20118 Методика «Дом ДеревоЧеловек» Тест Люшера

ТЕСТ ЛЮШЕРА Тест Люшера (Luscher Farbwahl Test) разработан швейцарским психологом Максом Люшером в 1948 году. Стремление понять психическую структуру человека позволило М. Люшеру сделать прогрессивное открытие и создать уникальный цветовой тест.

МЕТОДИКА «ДОМДЕРЕВО ЧЕЛОВЕК» Дом ДеревоЧеловек (HouseTree Person Test, HТР) Методика предложена в 1948 году Дж. Бук. Теоретической основой методики является теория о том, что экспрессия на бумаге - это своеобразный автопортрет.

МЕТОДИКИ ДОПОЛНЕНИЯ в тестовом задании предлагается дополнить незаконченные конструкции стимулов, завершить историю или дописать предложения. Метод незаконченных предложений (Казачкова В.Г.)2173 Тест неоконченные предложения Сакса

Проективные методы в работе с детьми. Наиболее известные : "Кактус" графическая методика для детей с 4-х лет МЕТОДИКА «ДОМДЕРЕВО ЧЕЛОВЕК»

Тест «Кактус» М.А. Панфилова выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Спасибо за внимание!