Использование технологии педагогической поддержки на уроках математики. Цель: устранение препятствий, мешающих успешному продвижению ребенка в образовании,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. На первом месте стоит личность, его интересы, а предметы – на втором.
Advertisements

Как задать домашнее задание? Галяутдинова А. И., учитель биологии школы 175 Советского района.
МОУ Скугареевская средняя (полная) общеобразовательная школа Сафиуллина Гульнара Рифкатовна.
Городской трехступенчатый семинар для заместителей директора по проблеме «Обучение школьников методом уровневой дифференциации» (3 ступень ) МОУ «Средняя.
МОУ СОШ с. Вторые Тербуны Личностно – ориентированное общение как один из факторов успешности обучения Володина В. В., учитель математики
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
П. Ф. ЛЕСПАФТ Вся тайна состоит в том, чтобы дать ребёнку самому развёртываться, взрослые должны всегда относиться к ребёнку, как к человеку, с полным.
Среднебалтаевская ООШ Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам информатики Учитель информатики : Гараев И.М.
Особенности работы с детьми, имеющими диагноз ЗПР МОУ Скалинская ООШ уч.год.
"Использование ИКТ на уроках математики". Презентация учителя математики МБОУ СОШ 9 Города Ковров Владимирской области Зининой Евгении Викторовны.
Организация работы с детьми из «группы риска»при подготовке к ГИА Туленкова Н.В. Учитель математики МОУ «Просторская средняя общеобразовательная школа»
ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА работы ОБОЩЕНИЕ ОПЫТА работы Учителя начальных классов высшей категории НАДЯЙКИНОЙ ВЕРЫ ИВАНОВНЫ по теме: ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
« Дифференцированное обучение младших школьников в УМК « Начальная школа XXI века » на уроках математики, русского языка » « Дифференцированное обучение.
Обобщение педагогического опыта учителя математики СОШ 1 г. Меленки Стукаловой Галины Вячеславовны 1 квалификационная категория. Тема: «Развитие познавательных.
«В СЕХ УЧИТЬ ВСЕМУ !» Я.А. К ОМЕНСКИЙ Реализация технологии полного усвоения знаний при подготовке к ГИА и ЕГЭ по математике Богданова Елена Григорьевна,
Технология « полного усвоения» Технология Признаки пед.технологии Обучение Учение Концепция технологии « полного усвоения»
Тема Развитие мыслительных способностей учащихся с проблемами в умственном развитии как фактор успешности их учебной деятельности.
Один из эффективных методов подготовки к ГИА на уроках математики» Выполнила учитель математики ГБОУ ООШ пос. Угорье Плотникова С.В.
Транксрипт:

Использование технологии педагогической поддержки на уроках математики. Цель: устранение препятствий, мешающих успешному продвижению ребенка в образовании, содействие в разрешении проблем жизнедеятельности. Cтешина Е.В. учитель математики ГОУ ТО «Барсуковская основная общеобразовательная школа-интернат им. А. М. Гаранина»

Образование ребенка зависит от индивидуальных качеств личности: физиологических особенностей, интеллекта, познавательных интересов, отношению к учебе и т.д. Одни из этих качеств необходимо воспринимать как данное, а на некоторые из них учитель может оказать непосредственное влияние. Средством обогащения самосознания развивающейся личности ребенка можно признать особые, партнерские отношения между субъектами образовательного процесса. Этому способствуют такие функции современного педагога как функции педагогической поддержки, которые основаны на сопереживании ребенку, желании и стремлении понимать его проблемы жизнедеятельности в образовательном процессе. Современный подход в образовании включает в образовательный процесс наряду с воспитанием и обучением особую функцию – педагогическую поддержку. Педагогическая поддержка состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, т.е. проблем, которые мешают ему сохранить человеческое достоинство и достигнуть хороших результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Сущность педагогической поддержки – во внедрении в учебно- воспитательный процесс технологии создания ситуаций успеха, в предоставлении ученику дифференцированной помощи в нужный для него период. На уроке мы чаще любим спрашивать «сильных» детей. Они умеют рассуждать, обосновывать свои действия, правильно отвечать на вопросы. У учителя создается впечатление, что материал хорошо усвоен всеми учащимися. Это приводит к тому, что дети с низкой обучаемостью пассивны в процессе разбора задания, не получают необходимой помощи от учителя, не пробуют рассуждать и отвечать самостоятельно.

Перед учителем математики стоит задача развивать ребенка средствами математики, не столько «научить», вооружить какой-то суммой знаний, сколько «замотивировать», развить интерес к обучению. Необходимо учить детей добывать информацию любыми способами под руководством учителя: работать с учебником, справочной литературой, компьютером. Если ребенок будет стремиться добывать знания в соответствии со своим желанием, а не только выполняя волю учителя, то он несомненно добьется большого успеха. На воспитание всесторонне развитой, творчески свободной личности направлена работа МО учителей естественно- математического цикла.

Методическое объединение учителей естественно- математического цикла Тема: «Повышение интереса к обучению через использование современных педагогических и информационных технологий» Цель: «Развитие личности, как индивидуальности». Задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе всего класса; обеспечение успешности учения каждого ученика, на основе максимально действенной помощи и поддержки; развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся, умение применять приобретенные знания на практике, чтобы в дальнейшей жизни иметь возможность найти свое место; развитие творческого потенциала педагогов.

Вывод: Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение базисного ядра учебной программы С целью повышения качества образования и личностного развития детей я стараюсь использовать в своей работе элементы личностно – ориентированных технологий: разноуровневое обучение, технологию «полного усвоения». Так как успешность процесса обучения зависит от личностно-ориентированного подхода с учетом способностей и возможностей ребенка, то технология полного усвоения позволяет приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Зона ближайшего развития детей разная, поэтому разный темп их развития и усвоения знаний. Надо так организовать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько ему необходимо для полного усвоения материала. Изучая способности учащихся, американские ученые Б.С.Блум и Дж. Кэрролл выделили следующие группы учащихся: малоспособные – (около 5%), которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений, даже при большой продолжительности обучения. талантливые – (около 5%), которые могут усвоить материал за более короткий срок. обычные уч-ся – (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени

Схема технологии полного усвоения Изучение нового материала Диагностический тест Коррекция Самостоятельная работа развитие Итоговый контроль коррекция развитие

Цикл уроков по теме «Решение систем линейных уравнений» для 7 класса. Работа учителя по каждому блоку. 1. Изучение теоретического материала со всем классом. 2. Индивидуальная работа ( каждый ученик самостоятельно прорабатывает материал учебника, отвечая на контрольные вопросы и решая практические задания) 3. Работа по группам. 4. Проверка усвоения блока. Анализ проверки. 5. Индивидуальная работа (учащиеся получают карточки с заданиями на то, что не усвоили). 6. Проверка усвоения блока. Планирование уроков. 1. Способ подстановки – 3 ч 2. Способ сложения – 3 ч 3. Решение задач с помощью систем уравнений – 2 ч 4. Индивидуальная работа – 1 ч 5. Работа по группам – 1 ч 6. Индивидуальная работа по пробелам – 1 ч 7. Контрольная работа – 1 ч.

Анализ проводимой работы Список уч-ся Инд. раб. 1 Груп- повая работа Индр аб. 2 Контрольна я раб. Ошибки в способе подстановки Ошибки в способе сложения Ошибки в реше- нии задачи Другие ошиб ки Нефедова Юля Комаров Рома Сычев Дима Чурикова Света 4455 Шапкина Юля 3445 Кузин С Трофимов А.4555 Салимов Тимур Февралева К Масляков Коля Махалова Галя 4545

Работа в группах Л.С. Выготский писал, что зона ближайшего развития определяется тем кругом задач, которые ребенок может решить под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами т. е. не самостоятельно, а с некоторой помощью. Это определяет перспективы развития каждого ученика. «Что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, то он сумеет сделать завтра самостоятельно». Таким образом, оказывая ученикам дозированную помощь, уменьшая или увеличивая ее объем и варьируя характер, можно учесть темп продвижения каждого ребенка, его собственную траекторию развития и усвоения учебного материала.

Работа в парах Сильный-сильный Для развития и поддержки одаренных детей, я провожу индивидуальную работу с «сильными» учениками. Для этого я использую различные проверочные работы, тесты, тренинги.

Работа в парах Сильный-слабый Работа сильного ученика в паре со слабым дает возможность первому закрепить свои знания и применить их на практике, а второму услышать объяснение из других уст, другими словами. Иногда дети лучше понимают друг друга, нежели взрослых.

Главное – это продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний умений и навыков, психологический комфорт на уроке. Функция учителя – педагогическая поддержка саморазвитий ребенка. Дифференциация по степени самостоятельности уч-ся Все дети выполняют одинаковое задание, но одни под руководством учителя, а другие самостоятельно. При этом школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя. 1 группа 2 группа Ориентировочный этап: знакомство с заданием, правила его оформления Исполни- тельный этап І Работа под руководством учителя Самостоятельная работа ІІ Работа под руководством учителя Самостоятельная работа Фронтальная проверка Проверочный этап

Решение задач Этот вид поддержки я использую при решении задач. Ознакомившись с условием задачи, выполнив краткую запись или чертеж, ученикам дается несколько минут для составления плана решения или решения задачи «на черновик». Кто знает как решать – решают самостоятельно, остальные под руководством учителя. Например: Решите задачу: «В одном кармане в 2 раза больше орехов, чем в другом. Сколько орехов в каждом кармане, если всего 72 ореха?» Сильные могут сразу приступить к самостоятельному решения задания, а остальные получат от учителя необходимую помощь. х х { 72 ореха

Дифференциация по степени сложности. С разными категориями детей я стараюсь работать по разному: стараюсь подтянуть слабых и не ослабить работу с «сильными» детьми. Даю детям возможность самим определить для себя сложность задания, используя карточки типа: На «3»На «4»На «5» Решите систему уравнений. Выполните задание по образцу: 5·(3 х – 2 у) = 5 · 3 х – 5 ·2 у = 15 х – 10 у 2 ·(7 х +3 у) = ·

Дифференциация работы по степени и характеру помощи. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые нуждаются в помощи, оказывается дозированная помощь. Возможны три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая. Стимулирующая необходима тогда, когда ученик не включился в работу. Ободрить, разъяснить задание, можно указать на ошибку. Направляющая помощь – стимулирующая не эффективна. Указать ученику путь, который приведет к выполнении работы т.е. дается подсказка, помогающая выполнить задание. Обучающая помощь – когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В этом случае учитель дает алгоритм выполнения задания. Например: 23 · 4 = … Замени число 23 суммой разрядных слагаемых. Какие это будут слагаемые? и т.д. Обучающую помощь целесообразно строить в виде беседы.

Уровень обучаемости определяется степенью сформированности различных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности. К таким качествам относится глубина, гибкость, осознанность, самостоятельность ума, обобщенность и экономичность мыслительной деятельности. Для учащихся с низким уровнем обучаемости, следует: 1. Содержание предлагаемого учебного материала изменять в сторону уменьшения степени сложности. (сохраняя базовый компонент образования) отказ от от рассмотрения большинства теоретических фактов с доказательством; ограничение степени сложности упражнений; снятие вопросов, не усваивающихся большинством учащихся и не используемых в практике учебной деятельности. 2. Подача учебного материала должна основываться на принципах наглядности, доступности, занимательности. Необходимо использование опорных схем, таблиц, алгоритмов, подбор занимательных заданий для стимулирования мыслительных процессов учащихся. 3. Оказывать педагогическую помощь и поддержку ребенку в решении различных жизненных и образовательных проблем, передавая не готовые знания, а средства для преодоления затруднений, препятствий.

Экспериментальные исследования показали наличие большого разброса в уровне усвоения знаний у учащихся одного и того же класса. Это связано с различной работоспособностью, обученностью, различным типом мышления: у одних практически действенное мышление, у вторых наглядно-образное, а у третьих словесно-логическое. В рамках традиционного урока не все ученики усваивают материал к заданному сроку, возникают «пробелы» в знаниях. Следовательно, необходимо использование в обучении, а особенно при подаче нового материала, широкого арсенала средств наглядности. Рисунки, схемы, таблицы, презентации способствуют интенсификации учебного процесса, позволяют сделать методы и формы работы со школьниками более разнообразными, активизируют их внимание, развивают познавательные интересы детей. Методически целесообразное использование подобных материалов обеспечивает эффективность процесса обучения в целом.

Сложение рациональных чисел Схема + - = + _ Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во ІІ в. до н. э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача. _ = ( - 6) = 9 -3 ( - 6)= = _ - 5 7= 35 -

Сложение рациональных чисел = =- 2

Человеческий фактор Чтобы преодолеть сурово-официальные отношения в школе, надо создать благоприятный климат взаимоотношений между педагогами и учениками. Оптимизм, жизнерадостность и чувство юмора весьма ценные качества учителя, которые высоко оцениваются детьми. Школа становится родной и близкой ребенку тогда, когда ему в ней хорошо, когда в классе уютно, тепло, красиво, когда у ребят теплые отношения с учителями, товарищами. Педагогическую поддержку мы осуществляем и через разнообразную внеклассную работу.