Использование проблемных опытов по химии в ТРКМ
Интегративный подход Межпредметный подход Метапредметный подход
Развивающее обучение Проблемное обучение Проектное обучение РКМ Технологии
Технология развития критического мышления Была разработана в 90-е годы ХХ века американскими учёными К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил как особая методика, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?
Критическое мышление Способность логически анализировать информацию, с тем чтобы применять полученные знания для решения стандартных и нестандартных вопросов
Особенности информации Не всегда информация бывает истинной, бывают фальсификации и ошибки На первый план выходят приёмы и методы обучения, требующие активной мыслительной деятельности, формирующие умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблемы, искать средства их решения, корректировать полученные результаты
Технология развития критического мышления Цель рассматриваемой технологии – развитие критического мышления при работе с различными источниками информации ( тексты, параграфы, статьи, видео, лабораторные опыты, лекции)
Приёмы и методы ТРКМ Чтение текста с маркировкой Работа с вопросами Дискуссия Мозговой штурм Выделение ключевых слов Построение смысловых схем – кластеров Создание ассоциативных схем - синквейнов
Базовая модель урока ТРКМ: Вызов – «включение» в работу Осмысление – соприкосновение с новой информацией (чтение с «маркировкой») Рефлексия – формирование собственного нового знания.
Стадия вызова (понятие степени окисления в органике) Стадия осмысления (лаб. опыт с перманганатом калия в различных средах с первичным спиртом) Стадия рефлексии – создание кластера или синквейна ОВР с КОС
Кластер Это графическая подача материала (схема) Можно использовать на любой стадии урока Графическое представление информации помогает легче уяснить структуру понятия, явления и воспринимать информацию
Синквейн - (фран.) пять Одно ключевое слово 2 прилагательных 3 глагола Короткое предложение Одно слово, выражающее чувства и ассоциации с данным понятием
Синквейн Окислитель Агрессивный, опасный Принимает, разрушает, изменяет Грабитель электронов Берегись
Критерии эффективности ТРКМ Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) Умение работать с различными источниками информации Мотивация познавательной деятельности
Металлы - с растворами солей Fe + CuSO 4 FeSO 4 + Cu Li + MgCl 2 белый осадок + H 2
Решение проблемы 2Li + 2H 2 O 2LiOH + H 2 MgCl 2 + 2LiOH 2LiCl + Mg(OH) 2 2Li + 2H 2 O + MgCl 2 2LiCl + Mg(OH) 2 + H 2
Галогениды - восстановители KCl + CuSO 4 не реагирует KBr + CuSO 4 не реагирует KI + CuSO 4 красно-бурый раствор и осадок
Решение проблемы 2CuSO 4 + 4KI 2CuI + I 2 + 2K 2 SO 4
Серебряное зеркало Ag 2 O + Na 2 SO 3 2Ag + Na 2 SO 4
Гидролиз солей AlCl 3 + Mg H 2 + ? ZnSO 4 + Mg H 2 + ?
Решение проблемы AlCl 3 + H 2 O AlOHCl 2 + HCl 2HCl + Mg MgCl 2 + H 2
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению» В.Г. Белинский