ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: от философии Древней Греции до философии Средневековья 1.Специфика древневосточной философии 2.Зарождение философии в Древней Греции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Античность ( от лат. antiquus – древний ) просуществовала 1200 лет, начиная с VII в. до н. э. по V в. н. э.
Advertisements

Средневековая философия: патристика и схоластика
Философия эпохи Средневековья (V - XIV в.в.) Philosophia est ancilla theologiae.
Тема 3. Античная философия Характерные черты и периодизация античной философии Философские школы досократического периода Философские взгляды классического.
Философия Макиенко Марина Алексеевна. 2 Античная философия.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Фалес Θαλς Μιλήσιος άρχή Причина движения дух (πνευμα), «гнездящийся» в воде Космос одушевлен (εμψυχος) и полон божественных сил (δαίμονες)
ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Философия античности-феномен культуры, созданный великими гениями греков
Философия Макиенко Марина Алексеевна. Философия эпохи Средневековья.
Подготовила: Студентка 2 курса 8 группы лечебного факультета Кусаинова Альбина Нурбулатовна.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
Философия эпохи Средневековья II – XV вв.. Философия Средневековья - религиозная, христианская.
I в. до н. э.V в. н. э. римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой. Наряду с римлянами, к римской философии относятся.
ТЕСТ ПО ФИЛОСОФИИ АНТИЧНОСТЬ. 1. Вставьте пропущенные слова: А. Термин «античная философия» объединяет в себе философию древних _________ и древних _________.
Древнегреческая философия до Сократа (1) Натурфилософия Милетской школы (Натурфилософия – философия природы. Милет – греческая колония в Малой Азии.) Основатель.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Характер философского знания и задачи философии Презентация к учебному занятию по основам философии Автор Бабынин Сергей Анатольевич, преподаватель истории.
Древнегреческая философия
Транксрипт:

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ: от философии Древней Греции до философии Средневековья 1. Специфика древневосточной философии 2. Зарождение философии в Древней Греции 3. Периодизация Древнегреческой философии 4. Специфика античной философии 5. Предпосылки средневековой философии. Теоцентрисм как системообразующий принцип философии Средневековья 6. Периодизация средневековой философии 7. Специфика средневековой философии 8. Влияние идей Библии на становление и развитие западной философской культуры средневековья 9. Историческая роль средневековой философии

Специфика древневосточной философии Становление философии - VIII-V вв. до н.э. – Индия, Китай, Греция 1)Формировалась в условиях деспотичных государств, социально-политическая и морально-этическая проблематика. 2) Испытала сильное влияние мифологии, культа предков, тотемисма недостаточно рационализирована и системна 3) Характерны целостность и синтетичность, подчеркивание значения интуиции в процессе познания, понимание высшего принципа бытия как некоторого безличного начала, созерцательное и фаталистичное отношение к действительности. 4) В целом на Древнем Востоке философия не получила самостоятельного признания, оставаясь или частью религиозно- мистической веры (в индуисме), или разновидностью политического учения о власти (в конфуцианстве).

Исторические типы философии: - Античная философия, -Средневековая философия(к ней по своему духу близка философия Реформации – позднее Возрождение), - Философия эпохи Возрождения, - Философия Нового Времени, в том числе: -- Философия Просвещения, -- Немецкая классическая философия, - Неклассическая философия, - Постнеклассическая философия

Периодизация Древнегреческой философии ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ: I – зарождение и формирование. VI – V вв. до н.э. Милетская школа, в малоазиатской части Эллады – в Ионии II – зрелость и расцвет. V – IV вв. до н.э. III – закат в эпоху эллинисма и латинской философии в период Римской республики (IV в. до н.э. – II в. н.э., но еще в III – VI вв. – школа неоплатоников ) ПО СОДЕРЖАНИЮ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: Ранняя классика (натурфилософы, досократики) Средняя классика (софисты, Сократ) Высокая классика (Платон, Аристотель) Эллинисм

РАННЯЯ КЛАССИКА (натурфилософы, досократики). VI – V вв. до н.э. Главные проблемы: «архи» (первоначало: единое или множественное?), «физис» (природа) и «космос» (весь мир, Вселенная), материя и форма.

Школы натурфилософов:

- ионийская философия: -В основе мира – некое первоначало архи (греч. ρχή начало, принцип) Архэ это… -- в Милетской школе: - вода (Фалес), -воздух (Анаксимен), - апейрон (неопределенное, вечное, бесконечно нечто: части исменяются, а целое неисменно) (Анаксимандр), -- в Эфесе: -огонь (Гераклит)

- - атомистическая школа (Левкипп и Демокрит) В основе мира – атомы (вещество), камеры (пространство), хрононы (время) Между ними – вакуум Все процессы мира обусловлены Демокрит

- италийская философия : -- Пифагорейская школа: в основе мира – число. -- Элеаты, или элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон): Вопрос о знании и мнении. Знание - точное, истинное; доступно только богам. Мнение – вероятностное знание; удел людей. Бытие познается не чувствами, а разумом. - мир един и неподвижен. - Бытие – неподвижно, нераздельно, бес качественно, безгранично ( шарообразно). -Небытия нет (по определению). --Эмпедокл :вода, воздух, земля, огонь – 4 первоэлемента, из которых составлено все многообразие мира.

СРЕДНЯЯ КЛАССИКА (Сократ и его школа; софисты). V – IV вв. до н.э. Диалектика ( греч. искусство вести беседу, спор, от веду беседу, спор) Софисты: «негативная диалектика»: ни о чем нельзя сказать достоверно; сколько людей – столько мнений Софисм: формально непротиворечивое умозаключение, но при ложных посылках Заслуга софистов: заставили людей «шевелить мозгами» Сократ: «позитивная диалектика»: цель беседы – выявить истину. Этапы сократовского диалога: 1. Дисквалифицирование себя и собеседника. «Я знаю только то, что ничего не знаю». Ирония по отношению к мнимому знанию. 2. Душа рождает истину. Майевтика (греч. Μαιευτική букв. повивальное искусство) - извлечение скрытого в человеке знания путем наводящих вопросов; метод, помогающий прийти от мнимого всезнания к плодотворному незнанию и рождению истины В эпоху средней классики философы уходят от «Физиса» и «Космоса» и обращаются к человеку

Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит Сократ человек; человек не то же самое, что Сократ; значит, Сократ это нечто иное, чем Сократ Этот пес твой; он является отцом; значит, он твой отец? "Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога". «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (Протагор) СОФИЗМЫ:

Высокая классика ПЛАТОН (V-IV вв. до н.э.) Концепция идей Идея = эйдос Идея -объективна, ( «объективный идеалисм») - независима от пространства и времени, -вечна - познается только разумом

Высокая классика АРИСТОТЕЛЬ (IV в. до н.э.) материя (восможность бытия) + форма (осуществление восможности, акт). = действительность Фома человека? – Душа. Форма предмета? – Понятие. Форма форм? – Бог. Бог- Перводвигатель «Душа – энтелехия тела» Энтелехия - внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат.

Эллинисм (IV в. до н.э. - VI в. н.э.) КИНИКИ ЭПИКУРЕЙЦЫ СКЕПТИКИ СТОИКИ НЕОПЛАТОНИКИ ИДЕАЛ ДУШЕВНОГО ПОКОЯ И СЧАСТЬЯ КОСМОПОЛИТИЗМ

1. Патристика IIIII вв. философствование отцов-апологетов (Тертуллиан, Ориген и др.) IVV вв. систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский; на Западе Августин) VI – VIII в. начало стабилизации догмы 2. Схоластика Ранняя схоластика, V – XII вв. – взаимопроникновение науки, философии и теологии. Спор об универсалиях Зрелая схоластика, XIII в. «Философия – служанка богословия». Философия больших орденов (особ. францисканского и доминиканского). Фома Аквинский. Поздняя схоластика, XVI – XV вв. Уильям Оккам. «Не следует множить сущее без необходимости» («Бритва Оккама) СРЕДНИЕ ВЕКА. ТЕОЦЕНТРИЗМ

Специфика средневековой философии 1. Теоцентрисм (от греч. theos - Бог и лат. centrum - центр круга) 2. Монотеисм 3. Ревеляционисм (от лат. revelatio – Откровение): истина – в Св. Писании 4. Акцент на личности человека, на его душе 5. идея телесного воскресения 6. Ретроспективность и традиционалисм, обращенность в прошлое 7. Дидактисм = учительство, назидательство 8.Символисм. Земной мир - отзвук совершенного божественного мира 9. Ассимиляция античной философии, особенно неоплатонисма и стоицисма 10. Психологисм развитие жанра автобиографий-«исповедей»

Влияние идей Библии на становление и развитие западной философской культуры средневековья 1.Креациони́см (от лат. creatio, род. п. creationis творение) 2. Антропоцентрисм внутри теоцентрисма: все созданное Богом предназначено человеку 3. Бог – Личность 4. Представления о человеке. В частности, гендерный вопрос: Ева создана из ребра Адама женщина ниже мужчины по статусу 5. Христианская этика. 10 заповедей иудаисма («моисеевы скрижали») + «Нагорная проповедь» Христа. Этика блага: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Коринф. 6:12) 6. Концепция историсма: время не циклично, а линейно: Сотворение мира – история – Страшный Суд 7.Провиденционалисм: (лат. providentia провидение)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К СЕМИНАРУ ПО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ Выяснить суть следующих понятий, их отличие друг от друга: провиденционалисм телеологисм фаталисм

Историческая роль средневековой философии