Краткие рекомендации к написанию сочинения Часть «С» ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Advertisements

МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
О.В. Елисеева. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. СОЧИНЕНИЕ (ЧАСТЬ С)
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
Сочинение – рассуждение в формате ЕГЭ Структура Содержание Алгоритм работы.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. А. Приставкин
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
Транксрипт:

Краткие рекомендации к написанию сочинения Часть «С» ЕГЭ

Прежде чем начать писать, я задаю себе ТРИ вопроса: ЧТО хочу написать, КАК написать ДЛЯ ЧЕГО написать А. М. Горький ТЕМА, ПРОБЛЕМА, ИДЕЯ (авторская позиция) художественного произведения, публицистической статьи, научно- популярного текста.

Назовите основные проблемы текста Выпишите эти предложения Сформулируй те проблему своими словами О чем этот текст? Какие вопросы выносит автор на обсуждение? Что волнует автора? Прочитайте текст Определите стиль и тип текста Составьте к тексту план Согласны ли вы с точкой зрения автора? Сформулируй те свое мнение словами Какие два аргумента вы можете привести? Сформулируйте авторскую позицию словами Приведите аргументы к этой мысли из текста В каких предложениях выражена авторская позиция? Что хотел сказать автор? Чему учит текст? Ради чего написан текст?

Заголовок (желательно, но необязательно). I. Вступление. II. Формулировка основной проблемы исходного текста. III. Комментарий к основной проблеме текста. IV. Определение авторской позиции. V. Изложение собственной позиции: 1 й аргумент в защиту собственной позиции; 2 й аргумент; вывод. VI. Заключение. Таким образом, сочинение по заданному тексту должно имеет примерно 9 частей. Каждую часть обязательно нужно писать с красной строки. Последовательность частей также менять не нужно, в противном случае будет нарушена логика изложения. План сочинения-рассуждения по заданному тексту.

Проблема Комментарий Позиция автора Своя позиция Аргумент 1 Аргумент 2 Вывод

Лирического размышления. Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме). Диалога с воображаемым собеседником. Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста. Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки. Может начинаться с ключевого слова текста и др. Вступление к сочинению по тексту В.Астафьева должно быть… О чем? (о музыке). Вступление может быть написано в форме:

Вступление может быть таким: Французский писатель Стендаль сказал: «Музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть, что она дает, несомненно самое яркое счастье, какое только возможно не земле». Один (французский) писатель сказал, что музыка дает человеку самое яркое счастье, какое только возможно не земле, а влияет на человеческую душу так же сильно, как любовь». Возможно и такое начало, если ты не помнишь автора высказывания или цитату дословно:

ПОМНИ: Тема и проблема чаще всего формулируются в начале текста. Тема представляется через ключевое имя существительное, проблема – через состав сказуемого. ТЕМА

О чем же прочитанный текст? (О музыке). Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает? (О том, как под влиянием музыки меняется восприятие окружающего мира, меняется душевное состояние героя). О чём хочет автор сказать нам через этот текст? (Об огромной силе музыки, о ее способности влиять на душу человека, исцелять людские сердца).

К 1 Формулировка проблем исходного текста Проблема текста – это сложный практический или теоретический вопрос, над которым размышляет автор.

Формулируем проблему Назывное предложение, в котором формулируем тему текста (например, Музыка… Волшебные звуки…) Риторический вопрос, обращенный ко всем или к самому себе (Что значит музыка в жизни каждого из нас? Или : Почему человек в минуты печали или радости поёт, слушает музыку? Чем она помогает?) Общая фраза, подводящая к формулировке проблемы именно этого текста (например, Очень многие размышляли над этой проблемой, не оставили они равнодушными и NN, который рассматривает вопрос о роли музыки в...)

проблема назначения искусства; роль музыки в жизни человека. сформулирована проблема; затронута проблема; поднята проблема; освещена проблема; обсуждается проблема; проблема, рассматриваемая автором и др.

К 2 Комментарий к проблеме исходного текста

Комментарий – это: - рассуждение по поводу; - пояснительные замечания к тексту; - толкование; - дешифровка; - текст о тексте. Внимание! Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

Необходимо ответить на вопросы: -Насколько актуально то, о чём пишет автор? -Кому и в каких ситуациях приходится (-лось) сталкиваться с подобной проблемой? Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: - Как, на каком материале автор раскрывает проблему? - На чем заостряет внимание? - Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? - Какие эмоции автора выражены в тексте? - Как выражено отношение автора к изображаемому? - Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Завершаем комментарий Проблема может заставить читателя -задуматься о… -серьезно относиться к… -по-иному смотреть на… -оценить истинный масштаб -пересмотреть собственную позицию -выразить свое отношение к… -критично оценить… -испытать потребность в…

Рассуждая о роли музыки в жизни человека, писатель В. Астафьев говорит о знаменитом Домском соборе, о возвышенном, божественном звучании органа, который заставляет человека забыть о плохом, злом и разделяющем людей. Музыка объединяет всех собравшихся в зале, просветляет души («Она очищается, душа-то…», «весь мир затаил дыхание»). Текст построен на противопоставлениях: «войны, кровь, братоубийство…» – «благовест», «музыка», «солнце». Автор восхищается музыкой, её силой и красотой (активно использует сравнения : звуки, «как ладанный дым», метафоры (предложения 6, 29, 30); вопросительные и восклицательные предложения. Астафьев обращается к Домскому собору как к живому со словами благодарности за это душевное очищение и просветление. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Как отличить пересказ от комментария?

Типичные ошибки при комментировании: комментарий подменяется пересказом. (Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор); излишне подробно цитируется исходный текст; выделена одна проблема, а комментируется другая; не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик» (нарратор).

К 3 Авторская позиция Как выявить позицию автора? Для того чтобы выявить позицию автора, необходимо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

Отражение позиции автора исходного текста четко, прямо, непосредственно в названии текста; в отдельных предложениях текста; через ряд аргументов; через модальный план текста риторические вопросы; риторические восклицания; порядок слов; лексические повторы; оценочную лексику. Авторская позиция может быть выражена

Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы всё-всё это осталось в другом мире… Она очищается, душа-то, и… этот… грозный наш мир…готов…пасть на колени,…припасть иссохшим ртом к святому роднику добра... Все преображается вокруг. благодарю за счастье, за восторг и веру в разум людской,… благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. Автор считает, что музыка обладает огромной силой, она способна будоражить человеческую душу, менять отношение к окружающему миру. «Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы – все-все это осталось в другом месте, в другом свете…» и др. Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя.

К 4 Аргументация собственной позиции Правило аргументации: Аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Помните, что конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.

я согласен (согласна) с мнением автора в том, что… автор прав в том, что… я согласен с позицией автора и считаю, что… и далее вновь повторяем позицию автора только другими словами. Каждый аргумент желательно писать с красной строки, одним из самых удачных приемов включения аргументов в текст сочинения считают использование вводных слов: во-первых, во-вторых. Но можно аргументировать и без вводных слов. Не советуют приводить аргументы, используя конструкцию с союзом потому что. МОЖНО НАПИСАТЬ: «Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)». Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например, так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение)».

Схема текста– рассуждения Речевое оформление Тезис Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой, актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми) Нельзя (невозможно) не согласиться с точкой зрения автора (указываем проблему)… Авторская позиция, на мой взгляд, заключается в следующем… Уважая мнение автора, текста, я позволю себе не согласиться с его точкой зрения… При всем моем уважении к авторской точке зрения (или к мыслям NN о …), я все-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение…)» Аргументы Проблема, поставленная автором в этом тексте, заставила меня о многом задуматься, вспомнить о своих поступках, мыслях, делах, вспомнить классиков русской литературы… Для того чтобы показать наличие двух ваших аргументов, используйте вводные слова во-первых, во-вторых. Например: Действительно, каждый ________, так как, во –первых, ___________. Во-вторых, ____________. И наконец, ___________. Вывод Не забудьте сделать вывод из написанного вами, обязательно соотнеся его и с авторской позицией, и со своим собственным видением этого вопроса. NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на…. Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т. д.

Читательский опыт Художественная литература Историческая литература Научно-популярная литература Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок. Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.

Слепому герою рассказа К. Паустовского «Старый повар» музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. Петрусь в повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по- настоящему талантливым пианистом. Своим пением Наташа Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстого) способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег. Можно вспомнить о концертах симфонического оркестра под руководством Валерия Гергиева в разрушенном Цхинвале. Возможные аргументы

Достаточно в одном предложении подвести итог сказанному и перейти далее к заключению ко всему сочинению по исходному тексту. Чтобы написать заключение необходимо вновь вернуться к вступлению, прочитать его, так как вступление и заключение органично связаны. Заключение