Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНаталья Финягина
1 Григорий Богослов (329–389) De vita sua / Пер. иер. Андрея Зуевского. М.: ГЛК, 2010
4 Избранная библиография Иларион (Алфеев), игум. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998 – 507 с. Николай Виноградов, иер. Догматическое учение святого Григория Богослова. Казань, 1887 – 508 c. J.A. McGuckin. St. Gregory of Nazianzus: an intellectual biography. NY: St Vladimirs Seminary Press, 2001
6 Contra Julianum imperatorem 1 (orat. 4) 12 Ημ τεροι, φησ ν, ο λ γοι, κα τ Ελλην ζειν, ν κα τ σ βειν θεο ς· μ ν δ λογ α κα γροικ α· κα ο δ ν π ρ τ, Π στευσον, τ ς μετ ρας στ σοφ ας Словесные науки и греческая образованность, говорит он, наши; так как нам же принадлежит и чествование богов; а ваш удел необразованность и грубость; так как у вас вся мудрость состоит в одном: веруй…
7 хронология жизни и эпохи 329 – рождение 350 – шторм по пути из Александрии 357 – возвращение из Афин 362 – посвящение отцом в пресвитеры 363 – отец подписывает омиусианскую формулу – указ Юлиана против христианских учителей
8 Ibid. 16 τ δ' ο ν μ τερον τοιο τ ν στιν· Ο τε φων τ ν ε ρομ νων μ νον στ ν, λλ π ντων τ ν μετεχ ντων· ο τε τ χνη τις πιτ δευσις, ν ν νθυμηθ ναι θελ σ ς· λλ' σπερ ν ρμον τεχνικ τε κα μουσικ λλος μ ν χος λλης τιν ς τ ν νευρ ν συντεταμ νος, νειμ νος, π ντα δ το ν ς ρμοστο κα τεχν του, πρ ς ν τι κ λλος ρμον ας συντε νοντα· А наше рассуждение таково: и язык и всякое искусство, или полезное учреждение, какое бы ты себе ни представил, принадлежат не одним изобретателям, а всем, ими пользующимся; и как в искусной музыкальной гармонии одна струна издает тот звук, другая другой, высокий или низкий, но все подчиняется одному искусному руководителю хора и составляет одну прекрасную гармонию;
9 ο τω κ ν το τοις τεχν της κα δημιουργ ς Λ γος λλον μ ν λλης τιν ς πιτηδε σεως τ χνης ε ρετ ν προ στ σατο, π ντα δ ε ς μ σον προ θηκε π σι το ς βουλομ νοις, τ κοινωνικ κα φιλανθρ π συνδ ων τ ν β ον μ ν, κα ποι ν μερ τερον. так и здесь высочайший Художник и Зиждитель Слово, хотя избрал различных изобретателей разных полезных учреждений и искусств, но все предложил всем, кто хочет, дабы соединить нас узами взаимного общения и человеколюбия и украсить жизнь нашу кротостью
10 372 – рукоположение во епископа в Сасимах 375 – перебирается в Селевкию январь 379 г. – восшествие имп. Феодосия Старшего (tempora christiana) – епископство к Константинополе май 381 – II Вселенский собор 381 – удаление на родину 389 – кончина
11 Сасимы «На большой дороге, пролегающей через Каппадокию, есть место обычной остановки проезжих, с которого одна дорога делится на три, место безводное, не произращающее и былинки, лишенное всех удобств, селение ужасно скучно и тесное; там всегда пыль, стук от повозок, слезы, рыдания, собиратели налогов, орудия пытки, цепи, а жители –– чужеземцы и бродяги» De vita sua, lin. 439–445
12 OPERA Orationes – 45 догматические, литургические, похвальные, полемические, биографические Epistulae ок. 245 (в том числе три догматические) Poemae догматические – 38, нравственные, исторические и автобиографические – 206
13 Константинопольский период )первое время в Константинополе и первая реакция ариан на проповедь православия Г. Б. 2)клевета со стороны ариан на Г. Б. и их столкновения православными 3)эпизод с Максимом-Киником 4)затишье, во время которого проповеди Г. Б. привлекают к себе даже еретиков 5)передача православным церковных зданий и имущества в Константинополе 6)II Вселенский собор
14 издания PG T. 35–38 на основе еditio princeps (парижские мавристы): т (Ch. Clémencet), т (Caillau), а также Morel-Billy (1609) Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиеп. Константинопольского: В 2 т. СПб., Серг. П., 1994 (репринт)
15 избранные темы великие мировые эпохи принципы церковной проповеди тринитарное богословие христологическое богословие
16 Oratio Δ ο γεγ νασι μεταθ σεις β ων πιφανε ς κ το παντ ς α νος, α κα δ ο διαθ και καλο νται, κα σεισμο γ ς, δι τ το πρ γματος περιβ ητον· μ ν π τ ν ε δ λων π τ ν ν μον, δ π το ν μου πρ ς τ ε αγγ λιον. κα τρ τον σεισμ ν ε αγγελιζ μεθα, τ ν ντε θεν π τ κε σε μετ στασιν, τ μηκ τι κινο μενα, μηδ σαλευ μενα. В продолжение веков были два знаменитые преобразования жизни человеческой, называемые двумя Заветами и, по известному изречению Писания, потрясениями земли (Агг 2:7). Одно вело от идолов к Закону, а другое от Закона к Евангелию. Благовествую и о третьем потрясении о преставлении от здешнего к тамошнему, непоколебимому и незыблемому.
17 τα τ ν δ α δ ο διαθ και πεπ νθασι. τ το το; ο κ θρ ως μετεκιν θησαν, ο δ μο τ πρ τ κιν σει τ ς γχειρ σεως. τ νος νεκα; ε δ ναι γ ρ ναγκα ον. να μ βιασθ μεν, λλ πεισθ μεν. τ μ ν γ ρ κο σιον ο δ μ νιμον· σπερ β κατ χεται τ ν ευμ των τ ν φυτ ν· τ δ κο σιον μονιμ τερ ν τε κα σφαλ στερον. κα τ μ ν το βιασαμ νου, τ δ μ τερον· κα τ μ ν πιεικε ας θεο, τ δ τυραννικ ς ξουσ ας. ο κουν ετο δε ν κοντας ε ποιε ν, λλ' κ ντας ε εργετε ν. Но с обоими Заветами произошло одно и то же. Что именно? Они вводились не вдруг, не по первому приему за дело. Для чего же? Нам нужно было знать, что нас не принуждают, а убеждают. Ибо что не произвольно, то и непрочно, как поток или растение ненадолго удерживаются силою. Добровольное же и прочнее и надежнее. И первое есть дело употребляющего насилие, а последнее собственно наше. Первое свойственно насильственной власти, а последнее Божию правосудию. Поэтому Бог определил, что не для не хотящих должно делать добро, но благодетельствовать желающим.
18 πρ τη τ ε δωλα περικ ψασα τ ς θυσ ας συνεχ ρησεν· δευτ ρα τ ς θυσ ας περιελο σα τ ν περιτομ ν ο κ κ λυσεν· ε τα ς παξ δ ξαντο τ ν φα ρεσιν, κα τ συγχωρηθ ν συνεχ ρησαν· ο μ ν τ ς θυσ ας, ο δ τ ν περιτομ ν· κα γεγ νασιν, ντ μ ν θν ν, ουδα οι· ντ δ το των, Χριστιανο, τα ς κατ μ ρος μεταθ σεσι κλαπ ντες π τ ε αγγ λιον. … κε νο τ ς ο κονομ ας, το το τ ς τελει τητος То, что первый Завет, запретив идолов, допустил жертвы; а второй, отменив жертвы, не запретил обрезания. Потом, которые однажды согласились на отмену, те уступили и уступленное, одни жертвы, другие обрезание, и стали из язычников иудеями, и из иудеев Христианами, будучи увлекаемы к Евангелию постепенными изменениями. … То было нужно для домостроительства, а это для совершенства
19 De vita sua 1293–1301 (ср. carm –35) …ο γ ρ κατε ργειν, λλ πε θειν ννομον ε ναι νομ ζων, κα πρ ς μ ν τι πλ ον α τ ν τ' κε νων, ο ς θε προσ ξομεν – τ μ ν γ ρ κο σιον κρατο μενον β, σπερ β λος νευρ τε κα χερσ ν δεθ ν ε μ' ν λκ π ντοθεν στενο μενον, καιρο διδ ντος τ ν β αν περιφρονε. τ δ' κο σιον β βαιον ε ς π ντα χρ νον δεσμο ς λ τοις τ ν π θων σφιγμ νον… …и сам признаю законным не принуждать, но убеждать, и нахожу это более полезным как для нас самих, так и для тех, кого приводим к Богу. Невольное, сдерживаемое силой, как стрела, остановленная тетивой и могучей рукой, или ручей, который отовсюду преграждается в своем течении, при первом удобном случае презирает сдерживающую силу. А добровольное навсегда прочно, потому что связано нерушимым узами любви…
20 De spiritu sancto (orat. 31) 14 (Пятое о богословии) μ ν ε ς θε ς, τι μ α θε της· κα πρ ς ν τ ξ α το τ ν ναφορ ν χει, κ ν τρ α πιστε ηται. ο γ ρ τ μ ν μ λλον, τ δ ττον θε ς· ο δ τ μ ν πρ τερον, τ δ στερον· ο δ βουλ σει τ μνεται, ο δ δυν μει μερ ζεται, ο δ τι τ ν σα το ς μεριστο ς π ρχει, κ ντα θα λαβε ν στ ν· λλ μ ριστος ν μεμερισμ νοις, У нас один Бог, потому что Божество одно. И к Единому возводятся сущие от Бога, хотя и вернется в Трех; потому что как Один не больше, так и другой не меньше есть Бог; и Один не прежде, и другой не после: Они и хотением не отделяются, и по силе не делятся; и все то не имеет места, что бывает в вещах делимых.
21 ε δε συντ μως ε πε ν, θε της· κα ο ον ν λ οις τρισ ν χομ νοις λλ λων, μ α το φωτ ς σ γκρασις. ταν μ ν ο ν πρ ς τ ν θε τητα βλ ψωμεν, κα τ ν πρ την α τ αν, κα τ ν μοναρχ αν, ν μ ν τ φανταζ μενον· ταν δ πρ ς τ ν ο ς θε της, κα τ κ τ ς πρ της α τ ας χρ νως κε θεν ντα κα μοδ ξως, τρ α τ προσκυνο μενα. Напротив того, если выразиться короче, Божество в Разделенных неделимо, как в трех солнцах, которые заключены одно в другом, одно растворение света. Посему когда имеем в мысли Божество, первую причину и единоначалие, тогда представляемое нами –– одно. А когда имеем в мысли Тех, в Которых Божество, Сущих от первой Причины, и Сущих от Нее одновременно и равно честно; тогда Поклоняемых –– три
22 Ε τις ε ς νουν νθρωπον λπικεν, ν ητος ντως στ κα ο κ ξιος λως σ ζεσθαι. Τ γ ρ πρ σληπτον, θερ πευτον· δ νωται τ Θε, το το κα σ ζεται. Ε μισυς πταισεν Αδ μ, μισυ κα τ προσειλημμ νον κα τ σ ζ μενον. Ε δ λος, λ τ γεννηθ ντι νωται κα λως σ ζεται. Μ το νυν βασκαιν τωσαν μ ν τ ς παντελο ς σωτηρ ας, μηδ στ μ νον κα νε ρα κα ζωγραφ αν νθρ που τ Σωτ ρι περιτιθ τωσαν. Если кто понадеялся на человека, не имеющего ума, то он действительно не имеет ума и не достоин быть всецело спасенным, ибо невосприятие не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасается. Если Адам пал одной половиной, то воспринята и спасена одна половина. А если пал всецелый, то со всецелым родившимся соединился и всецело спасается. Посему да не завидуют нам во всесовершенном спасении и да не приписывают Спасителю одних только костей, жил и облика человеческого. Ерistula
23 Ерistula Ο δ γ ρ τ ν νθρωπον χωρ ζομεν τ ς θε τητος, λλ' να κα τ ν α τ ν δογματ ζομεν, πρ τερον μ ν ο κ νθρωπον, λλ Θε ν κα Υ ν μ νον κα προαι νιον, μιγ σ ματος κα τ ν σα σ ματος, π τ λει δ κα νθρωπον, προσληφθ ντα π ρ τ ς σωτηρ ας τ ς μετ ρας, παθητ ν σαρκ, παθ θε τητι, περιγραπτ ν σ ματι, περ γραπτον πνε ματι, τ ν α τ ν π γειον κα ο ρ νιον, ρ μενον κα νοο μενον, χωρητ ν κα χ ρητον, ν' λ νθρ π τ α τ κα Θε λος νθρωπος ναπλασθ πεσ ν π τ ν μαρτ αν. Мы не отделяем в Нем человека от Божества, но учим, что один и тот же - прежде не человек, но Бог и Сын Единородный, предвечный, не имеющий ни тела, ни чего-либо телесного, а, наконец, и человек, воспринятый для нашего спасения, подлежащий страданию по плоти, бесстрастный по Божеству, ограниченный по телу, не ограниченный по духу, один и тот же - земной и небесный, видимый и умопредставляемый, совместимый и несовместимый, чтобы всецелым человеком и Богом воссоздан был всецелый человек, падший под грех.
24 Ε τις ε σ γει δ ο Υ ο ς, να μ ν τ ν κ το Θεο κα Πατρ ς, δε τερον δ τ ν κ τ ς μητρ ς, λλ' ο χ να κα τ ν α τ ν, κα τ ς υ οθεσ ας κπ σοι τ ς πηγγελμ νης το ς ρθ ς πιστε ουσι. Φ σεις μ ν γ ρ δ ο Θε ς κα νθρωπος, πε κα ψυχ κα σ μα· υ ο δ ο δ ο, ο δ Θεο. Ο δ γ ρ ντα θα δ ο νθρωποι, ε κα ο τως Πα λος τ ντ ς το νθρ που κα τ κτ ς προσηγ ρευσε. Если кто вводит двух сынов - одного от Бога и Отца, а другого от Матери, а не одного и того же, то да лишится он усыновления, обещанного правоверным. Ибо хотя два естества - Бог и человек (как в человеке душа и тело), но не два сына, не два Бога (как и здесь не два человека, хотя Павел (2Кор.4:16) наименовал человеком и внешнее, и внутреннее в человеке).
25 Κα ε δε συντ μως ε πε ν, λλο μ ν κα λλο τ ξ ν Σωτ ρ (ε περ μ τα τ ν τ ρατον τ ρατ κα τ χρονον τ π χρ νον), ο κ λλος δ κα λλος· μ γ νοιτο. Τ γ ρ μφ τερα ν τ συγκρ σει, Θεο μ ν νανθρωπ σαντος, νθρ που δ θεωθ ντος, πως ν τις νομ σειε. Короче говоря, в Спасителе есть иное и иное, потому что не тождественно невидимое с видимым и одновременное с тем, что под временем; но не имеет в Нем места иной и иного Сего да не будет! Ибо то и другое вместе - и Бог очеловечился, и человек обожился, или как ни наименовал бы кто сие.
26 Λ γω δ λλο κα λλο, μπαλιν π τ ς Τρι δος χει. Εκε μ ν γ ρ λλος κα λλος, να μ τ ς ποστ σεις συγχ ωμεν· ο κ λλο δ κα λλο, ν γ ρ τ τρ α κα τα τ ν τ θε τητι. Когда же говорю "иное и иное", понимаю сие иначе, нежели как нужно понимать Троицу. Там Иной и Иной, чтобы не слить Ипостасей, а не иное и иное, ибо Три Ипостаси по Божеству суть едины и тождественны.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.