Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРодион Лемешев
1 РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОСЛОЖНЕННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО ВЗРОСЛЫМИ Подготовила педагог-психолог МБОУ КОНШ-ДС Мельнова Н.С.
2 Проблема «трудных» обучающихся - одна из цен тральных психолого-педагогических проблем, которая в настоящее время приобрела угрожающие размеры. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы. Но подрастающее поколение сегодня особенно нуждается в помощи педагогов и наставников, работа которых требует новых профессиональных подходов.
3 Меняем поведение, а не ребенка Трудное поведение ребенка, осложненное поведение - это поведение, с которым нам, взрослым, трудно. Трудно с ним смириться, трудно его исправить. Пытаться описать проблему трудного поведения как качества, присущего ребенку, абсолютно бесперспективно. И ставить задачу по изменению самого ребенка и его качеств - дело безнадежное. Попробуем разобраться почему. Проведем такой эксперимент. Подумайте о чем-то, что вам в себе не нравится. Например, лишний вес или излишняя обидчивость. Опишите свою особенность, объясните, почему это плохо и почему это следовало бы изменить, приведите убедительные доводы (например, лишний вес вредит здоровью и т.д.). А теперь представьте себе: этот же самый текст поизносит другой человек, обращаясь к вам. Достаточно, только «Я» он заменяет на «ТЫ». И объясняет вам, как вредно быть таким толстым или как глупо обижаться по пустякам. Большинство людей, проведя этот опыт, замечают: одни и те же слова, обращенные к самому себе, мало расстраивают, но в устах другого звучат обидно и неприятно.
4 ОПРЕДЕЛЯЕМ ЦЕЛЬ - ЭТО ПЕРВЫЙ ШАГ Один, максимум два вида поведения ребенка, которые по-настоящему «отравляют» нам жизнь. Итак, наша задача - сделать неприемлемое для нас поведение приемлемым. Не идеальным и удобным - просто терпимым. Представьте себе результат. Что именно должен ребенок, делать (или не делать), чтобы «жить стало легче и веселей». Что выиграйте вы? Что выиграет ребенок?
5 ШАГ ВТОРОЙ - А МОЖЕТ НЕ НАДО? Народная мудрость гласит: прежде чем что- то делать, подумайте 3 раза, а может, не стоит? И это очень правильно. Пример с ранним развитием (ребенка учат читать в 4 года, а этот навык ему совершенно ни к чему, нет у него потребности в этом возрасте получать информацию из текста). Часто ребенку предъявляется требование вести себя так, как он не готов и не может. Приведите пример ситуаций, когда ребенок не может себя вести по-другому и ведет себя «трудно» для нас (плохо себя чувствует, переживает стресс, подростковый возраст, потеря, темперамент) Такое поведение можно немного подкорректировать, так, чтобы оно создавало меньше проблем, но избавиться от него вовсе не получится.
6 ШАГ ТРЕТИЙ - ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ Прежде всего - социум, окружение. Так устроено, что воспитание детей - это дело школы. За вашим результатом следят все. И меры порицания принимают все: администрация, родители, коллеги, правоохранительные органы (КДН, ОДН и т.д.). Вы постоянно находитесь под колпаком, чувствуя себя скованно и иногда неуверен но. Львиная доля стресса учителя из-за трудного поведения ребенка - это стресс, вызванный «третьим», наблюдающим и оценивающим. Возможно, сам учитель реагировал бы гораздо спокойнее, что-то переждал, чего-то не заметил, к чему-то приспособился. Но «третий» обычно ни ждать, ни терпеть не намерен. Это очень серьезная проблема. Решить ее вряд ли получится, но нужно хотя бы осознавать подлинные причины своего состояния, своих острых реакций на трудное поведение ребенка. И там, где возможно, смягчать стресс от присутствия «третьего». Как можно это сделать? (Часто помогает вовлечение «третьего» в решение проблемы, иногда «третьего» нужно поставить на место, вежливо, но твердо, можно сделать взгляд «третьего» более доброжелательным, осознайте, какую роль в стоящей перед вами проблеме играет «третий», не слишком ли большое значение вы придаете мнению окружающих, не накручиваете ли себя.)
7 ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ - ЧТО ИМЕННО ПРОИСХОДИТ? СОБИРАЕМ ДАННЫЕ Изменение трудного поведения - это задача, которую вам предстоит решать. Как вы думаете, какие данные для решения нашей задачи нам необходимо собрать? (При каких обстоятельствах проявляется осложненное поведение? Как часто? Зависит ли это от дней недели? Уроков? Аудитории слушателей? Пытается ли ребенок сам справиться со своим поведением? Считает ли его неправильным? Было ли трудное поведение таким всегда? Что предшествовало ему? Что могло вызвать у ребенка стресс или протест?) Согласитесь, что после сбора данных появляется гораздо больше материала, чтобы понять, что может стоять за поведением ребенка и как надо действовать. Обычно, когда появляются идеи и гипотезы по решению проблемы, значит пора переходить к следующему шагу.
8 ШАГ ПЯТЫЙ - ИЩЕМ ПРУЖИНУ Люди по своей природе ленивы. И взрослые, и дети. Мы не склонны делать то, что нам ни к чему. Тем более, мы не станем делать ничего трудоемкого, энегрозатратного, да и еще грозящего нам неприятностями, если нам нет от этого никакой пользы. Например, та же истерика или воровство. Очень эноргозатратные мероприятия! Значит, первый вопрос, который стоит себе задать, - ЗАЧЕМ РЕБЕНОК ЭТО ДЕЛАЕТ? Зачем ребенок так делает. НЕ ПОЧЕМУ. А ЗАЧЕМ. Американский педагог Рудольф Дрейкус выделил всего 4 пружины: потребность привлечь к себе внимание, желание избежать неудачи, выяснение «кто здесь главный», месть Даже если вы не смогли сразу определить пружину, ничего страшного. В любом случае возможных пружин конечное количество, и со второй или третьей попытки вы их найдете.
9 ШАГ ШЕСТОЙ - ОБЪЯСНЯЕМ, ЧТО НЕ ТАК «Как ты себя ведешь! Это просто ужас!» - говорим мы в сердцах ребенку. Давайте на минутку остановимся и спросим себя: к какому результату приведет эта гневная тирада? Поможет ли она ребенку вести себя лучше? Вызовет ли у него желание изменится? Повысит ли его самооценку? Единственный результат этой пламенной речи - взрослый сбросил пар, разрядился. Как мы помним, прямая критика не вызывает ничего, кроме протеста. Как только мы говорим: «Ты неправ» или того хуже «Ты плохой», ребенок в ответ начинает защищаться и спорить. Важно научиться не обвинять, а показывать негативные последствия трудного поведения. В этом незаменимы «Я-высказывания», то есть высказывания о себе, о своих чувствах.
10 Сравним Как не стыдно шуметь!!!! Я веду уже 6 урок, очень устала, не шумите, пожалуйста. Почему ты меня не слушаешь? Я хочу, чтобы ты меня услышал Не смей говорить со мной таким тоном! Мне неприятно, когда ты грубишь Вы опять не убрали за собой в классе! От вас помощи не дождешься! Я прошу вас, ребята, мне помочь убрать в классе. Помогите мне, пожалуйста! У тебя совесть есть - постоянно прогуливать уроки!? Я очень волнуюсь за тебя.
11 Действенность «Я-высказываний» в том, что их невозможно оспорить. Если человек говорит: «я волнуюсь, мне неприятно, я хочу, мне нужно», с этим невозможно спорить. А когда он говорит: «ты грубишь, ты прогуливаешь, ты шумишь, у тебя нет совести», сразу же возникает протест. Употребляя «Я-высказывания», мы демонстрируем ребенку, что не намерены залезать на его территорию, «учить его жить». Постарайтесь при объяснении ребенку дать понять, что вы знаете, какая потребность стоит за трудным поведением. Можно сказать: «знаю, ты очень хочешь подружиться с ребятами, и поэтому решил взять деньги и купить сладости» или «Да, я понимаю, в школу иногда идти ужасно не хочется, так и тянет прогулять». Этим вы показываете, что вы не по ту сторону баррикады, а здесь, рядом с ребенком. Что вы посягаете не на потребность как таковую, а на плохую технологию ее достижения! А значит, с вами можно иметь дело! Объясните минусы трудного поведения, говорите конкретно и доходчиво. Главное, помните: одного объяснения недостаточно. Это всего лишь один шаг из 10. Если вы им и ограничитесь, не удивляйтесь, что изменений не произойдет. Двигаемся дальше!
12 ШАГ СЕДЬМОЙ - ДАЕМ НАСТУПИТЬ ПОСЛЕДСТВИЯМ Скажите мне, пожалуйста, можно ли наказывать ребенка и как? (Разные варианты ответов.) С наказаниями вот какая проблема: во взрослой жизни НЕТ наказаний, если не считать сферу уголовного и административного права и общение с ГИБДД. Нет того, кто стал бы нас наказывать. Все проще. Опаздываем на работу постоянно - рано или поздно нас уволят. Чтобы наказать? Ни в коем случае. Просто чтобы работа шла лучше. Это не наказание - это просто естественное следствие наших поступков. Большой мир строится не на принципе наказаний и наград, а на принципе естественных последствий. Что посеешь, то и пожнешь. Не убрали в классе - занимайтесь среди бумаг и пытайтесь писать на грязной доске. Прогуляли уроки - долгожданный классный праздник переносится на неопределенный срок, а то и вовсе отменяется. Разбили окно, сломали мебель - после уроков дружно ремонтируем, либо сидим на сломанном стуле. Не стесняйтесь нестандартных поступков и давайте последствиям наступить.
13 ШАГ ВОСЬМОЙ – ПОМОГАЕМ ДОБИВАТЬСЯ СВОЕГО ПО-ДРУГОМУ Мы уже говорили о том, что трудное поведение - это прежде всего примитивные технологии достижения желаемого. Но это мы знаем, что они примитивные и бывают способы получше. Но ребенку пока об этом неизвестно. Он не может отказаться от плохих технологий, пока не получит взамен хорошие, более эффективные. Наверное, самая распространенная ошибка учителей: говорить ребенку, что он делает не так, при этом забывая сказать или показать, а как надо-то?! Убедитесь, что вы ясно показали ребенку, какого именно поведения от него ждете взамен трудного. Часто лучше именно показать, а не объяснять. Например, ребенок говорит на повышенных тонах - сами при этом снижайте голос, спрашивайте разрешения, чтобы взять его вещи, например ручку, покажите, как правильно нужно вытирать доску и наводить в классе порядок, удержите его руку, если он замахнулся, чтобы ударить, и помогите сформулировать свой гнев в словах. Если вы требуете от детей внимательно вас слушать, но сами при обращении ребенка к вам продолжаете заполнять журнал, ничего не выйдет. Присядьте, найдите его взгляд и только тогда ведите беседу. Будьте изобретательны, помогайте ребенку найти новые способы решения проблемы.
14 ШАГ ДЕВЯТЫЙ – ПОДДЕРЖИВАЕМ, ХВАЛИМ, ЗАКРЕПЛЯЕМ ДОСТИЖЕНИЯ Чтобы проделать огромную работу по замене одних способов поведения на другие, ребенку нужно много душевных сил и веры в себя. Он сможет измениться к лучшему только в атмосфере поддержки, симпатии, принятия, заботы, доверия. Любое недовольство, отвержение, неуважение, критика подчеркивают неуспешность ребенка и усиливают его тревогу. Что мы делаем, когда не уверены в себе? Естественно, цепляемся за самые привычные, хорошо освоенные виды поведения и реакции. То есть в результате ребенок будет еще крепче держаться за те самые «плохие» технологии, от которых мы хотим его избавить. Очень важно поддерживать у ребенка оптимизм и веру в то, что все обязательно получится, замечать и подкреплять любой успех. Хвалите ребенка конкретно, по возможности точно описывая, что именно вам понравилось. Вы удивитесь, насколько хорошо это работает. Научите ребенка видеть и признавать собственные достижения. Всегда уверенно и позитивно говорите о будущих изменениях к лучшему. Не призывайте измениться, не требуйте, не уговаривайте, а уверенно утверждайте; так будет. Например, «у тебя много пробелов по математике, поэтому сейчас тебе трудно учиться, но мы будем заниматься, и с каждым днем будет лучше». Помните: дети нам верят. Как вы скажите, так и будет.
15 ШАГ ДЕСЯТЫЙ - БЕРЕЖЕМ СЕБЯ, ЛЮБИМЫХ Каждый учитель должен знать, что есть такое малоприятное явление, как эмоциональное выгорание, или нервное истощение. Возникает оно тогда, когда человек подвергается слишком большим и длительным нагрузкам. Оно вызывается грузом ответственности, необходимостью постоянно вникать, помогать, искать общий язык, бесконечно вынимать у себя душевные силы и отдавать их, иногда не получая ничего в ответ. Неудивительно, что приходит чувство, что ресурсов больше нет, силы кончаются, нет больше ничего внутри, пустота, усталость, выгорание. Если вы заметили у себя признаки выгорания, срочно принимайте меры. Обязательно выделяйте время для себя. Не по остаточному принципу, «когда получится», а совершенно в обязательном порядке. Подумайте, какие занятия вас восстанавливают? Все, что вам помогает отдохнуть или расслабиться, должно присутствовать в вашей жизни регулярно. Важно, чтобы у вас были силы к тому моменту, когда ребенок будет готов измениться к лучшему. Главное - это отношения: уважение, близость, доверие, забота.
16 Заключение Благодарю Вас за за интерес, проявленный к данной теме. Доверяйте себе, своему опыту, интуиции. Не сегодня, так завтра вы обязательно придумаете, как справиться даже с самым трудным поведением, и, возможно, не за десять шагов, а еще быстрее!
17 Литература Айдакова Л. Уроки психологии в школе. М., Анн Л. Психологический тренинг с подростками. М., Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., Кипнис М. Тренинг коммуникации. М., Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся. Минск, Петрановская Л. 10 шагов по изменению трудного поведения. М., Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., Лахмытко Н.М.,/10 шагов к успеху. Работа с детьми с осложненным поведением по формированию доверительных отношений со взрослыми/.- Ж. Методист. -9, 2014
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.