Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемГеоргий Шенявский
1 Легко ли создать художественный образ? По рассказу В.М. Шукшина «Чудик»
2 Авторы проекта: Ученики 11 класса: Масальская Татьяна Чекмасова Галина Низовцев О.И. Молчанова А.О.
3 Василий Макарович Шукшин (1929 – 1974) Творчество писателя, кинорежиссера и актера В. М. Шукшина привлекает внимание остротой постановки извечной проблемы о смысле жизни, о непреходящих духовных ценностях человека его нравственных идеалах, чести, долге, совести. В его произведениях одно из ведущих мест занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами. Он создает образы так называемых "чудиков", стремящихся постичь движения собственной души, смысл жизни.
4 Характер персонажа как прием создания художественного образа Характер героя раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описании чувств героя
5 Наблюдения Рассмотрим эпизод в магазине. Герой увидел оброненные кем-то деньги – «задрожал от радости, глаза загорелись». Деньги даровые прельстили? Нет! Захотелось обрадовать потерявшего их бедолагу, «повеселее» сказать о находке. И вроде бы получилось, да вот беда: выйдя из магазина, Чудик обнаружил, что деньги- то его. «…зазвенело от горя» под сердцем. Вернуться в магазин? «Нет, не пересилить себя – не протянуть руку за проклятой бумажкой». В этом маленьком эпизоде весь Чудик – открытый, доброжелательный, наивный совестливый, ранимый.
6 Речь героя как средство создания художественного образа Речь персонажа имеет свои индивидуальные особенности, помогает понять отношение автора к своему герою
7 Наблюдения В общем немногословный человек, Чудик превращается в настоящего художника слова, когда речь заходит о доме. «Веранду построил – любо глядеть. Выйдешь вечером на веранду…начинаешь фантазировать: вот бы мать с отцом были бы живые, ты бы с ребятишками приехал». А уж когда герой говорит о родной земле, он просто становится поэтом: «…один воздух, воздух чего стоит! Утром окно откроешь – как скажи обмоет тебя всего. Хошь пей его – до того свежий да запашистый, травами разными пахнет, цветами разными». Каждое слово ласкает слух! Сколько любви в этих словах! Они – отражение истинно христианского отношения к миру. Герою ведома радость человека созидающего, хозяина на земле. Он чувствует: человек рожден для любви – не для ненависти. Потому он прощает обижающих его, пытается оживить человека, душа которого омертвела.
8 Создание образа через характеристику героя другими действующими лицами Эпизодические или упоминаемые герои рассказа так или иначе отзываются о персонаже. Благодаря этому приему создания образа мы можем наблюдать отношение окружающих к герою, выявить причины этого отношения
9 Наблюдения «Жена называла его – Чудик. Иногда ласково». Так начинается наше знакомство с главным героем рассказа. Слово «иногда» заинтриговывает: значит, чаще все-таки неласково? Почему? Из короткой экспозиции узнаем, что герой «то и дело влипал в какие-нибудь истории». «22 несчастья»! Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, "правильных" людей. Этот прием помогает проявить лучшие его человеческие качества: правдолюбие, совестливость, доброту.
10 Образ героя в сопоставлении с другими действующими лицами и противопоставление им Этот прием создания образа помогает яснее, выразительнее, ярче передать черты характера героя, на которых автор сосредоточивает свое и наше внимание
11 Наблюдения Место действия второй «истории» - поезд. Герой заговаривает с «интеллигентным товарищем». Стараясь заинтересовать культурного человека (Чудик «городских уважал»), он рассказывает глубокомысленную историю о том, как пьяный сын гонялся за матерью с горящей головешкой, а бедная женщина кричала ему: «…руки-то не обожги, сынок!». Хочется Чудику вызвать к себе живой интерес, «покультурнее» показаться. Но в ответ звучит полупрезрительное: «Сами придумали?» Доверчивый, как ребенок, герой Шукшина не вписывается в мир обыкновенных людей. Он «живого человека» ищет, а вокруг мрачные, обезличенные, скучные, усталые существа, давно разучившиеся радоваться жизни.
12 Создание образа героя через композицию рассказа Композиция всегда подчинена раскрытию образа героя. Взаимосвязь частей, эпизодов произведения ярко демонстрирует основной конфликт произведения
13 Наблюдения Рассказ держится не на событиях – его держит смена чувств и настроений героя. На поверхности – то банальная, то анекдотическая ситуация; в подводном течении – интенсивная, напряженная душевная жизнь. Почти в каждом эпизоде – резкие перепады настроений. Сначала – любовное отношение к миру, радость; затем следует удар жестокости, равнодушия, презрения, чванства; реакция на этот удар – ожог боли, отчаяние, даже нежелание жить. Когда Чудик чувствовал, что его ненавидели, ему «хотелось куда-нибудь уйти от людей и казалось: «Ну, теперь все, зачем жить?»
14 Представление героя в финале – прием создания его образа «Звали его Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом». Впервые в финале рассказа автор называет своего героя по имени-отчеству. Серьезно и уважительно. И мы с автором согласны, потому что успели полюбить «яркого, неприкаянного, непутевого» Чудика, сумевшего и в тридцать девять лет сохранить детскую ясность души. Он чувствует красоту мира – он сам часть этой красоты.
15 Пейзаж как средство создания образа героя Изображение природы в литературном произведении помогает лучше понять мысли и чувства персонажа, его душевные порывы
16 Наблюдения Небольшой эпизод в финале рассказа содержит пейзажную зарисовку. Возвращение Чудика домой «в рясный парной дождичек» - счастье. Этот теплый дождь как бы смывает людскую ненависть, равнодушие, черствость. Броня бесчеловечности оказалась непробиваемой. Часто, слишком часто Чудика не понимали – а он вновь и вновь пытался дарить людям радость и любовь. И все-таки Чудик счастлив. Хотя бы тем, что жена с ним "иногда ласкова", что идет "рясный парной дождик" и можно снять ботинки и бежать по мокрой, теплой траве, подпрыгивать и петь громко: "Тополя-а- а, тополя-а..."
17 Вывод: ОБРАЗ ХАРАКТЕР РЕЧЬ ГЕРОЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ ДРУГИМИ ЛИЦАМИ СОПОСТАВЛЕНИЕ С ДРУГИМИ ГЕРОЯМИ КОМПОЗИЦИЯ ПЕЙЗАЖ
18 «22 НЕСЧАСТЬЯ» План сочинения: 1. Образы чудиков в прозе В. Шукшина. 2. Художественное своеобразие образа Василия Князева: а) Роль внешних деталей и портрета. б) Черты характера, любовь и привычка к труду, чуткость и доброта к людям. в) Сюжет как цепь столкновений героя с другими персонажами. 3. «Да почему же я такой есть- то?» а) «Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось.» б) Причины фатального невезения героя. 4. Авторское отношение к герою.
19 Информационные ресурсы: Печатные издания В.Шукшин. «Чудик» В.Коробов. Поклажистый (о рассказах Василия Шукшина). Н.В.Баландина. Анализ языка художественного прозаического произведения. – Иркутск: М.Сидорова. «…У меня тоже душа есть». «Чудик» и другие рассказы В.Шукшина. - Русский язык и литература для школьников, Ресурсы Интернета
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.