Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛюдмила Фиалковская
1 Мониторинг как средство управления качеством образования в ДОУ Заведующий МКДОУ «Детский сад «Пушинка» п. Армань Кириченко М.В.
2 «Действительно жить – это значит жить, располагая правильной информацией». Норберт Винер
3 В настоящее время только начинают формироваться анализ и прогнозирование развития дошкольного образования. Объяснений этому явлению несколько: - отношение общества и государства к Российской системе дошкольного образования; - нереализованные обязательства и гарантии государства и общества перед системой дошкольного образования в достижении стратегических ориентиров; - отношения между системой дошкольного образования идеологией и политикой; - проблемы качества дошкольного образования всегда стояли на втором плане по отношению к проблеме обеспечения каждой семьи местом для ребенка в государственном дошкольном образовательном учреждении; - дошкольные образовательные учреждения нередко находятся в стесненных финансовых обстоятельствах и занимаются проблемой «выживания», не уделяя внимание образовательной функции ДОУ - развитию личности ребенка; - система дошкольного образования не признается обществом в качестве особо важной социальной системы; не выступает в ранге социального института, оторвана от системы образования в целом и только благодаря новому закону об образовании впервые объявлена официально первой ступенью образовательной системы России; - многие педагоги дошкольных образовательных учреждений не имеют специального образования, либо имеют огромный стаж и «закостенели» в своих принципах работы; - утвердились методология дошкольного воспитания и подход к дошкольному образовательному учреждению, не соответствующие современным требованиям.
4 Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью системы образования Российской Федерации. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Управленческая деятельность в современном развивающемся дошкольном учреждении должна быть направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым качественным состоянием образовательного процесса; достигнутыми и требуемыми результатами развития детей согласно государственному стандарту образования с учетом возможностей каждого ребенка
5 Управление - это не декреты и указы, это механизм. Под управлением, по мнению В.П. Беспалько, подразумевается такое взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором первый отслеживает функционирование второго относительно достижения заранее поставленных диагностических целей. М.М. Метхи-Заде под управлением понимал совокупность мероприятий (организационных, методических, кадровых, воспитательных, плановых, финансовых), обеспечивающих нормальное функционирование учреждений системы просвещения, дальнейшее их расширение и развитие как в количественном, так и в качественном отношении. Управление школой, пишет А.С. Белкин, - научно обоснованное руководство учреждением (школой) как целостной, неравновесной системой в целях гармонизации отношений в ее структуре, функциях и эффективного (оптимального) решения образовательных задач.
6 Анализ определений категории «качество образования в ДОУ», сформулированных отдельными авторами позволяет сделать вывод, что качество дошкольного образования является системным понятием, охватывает все аспекты деятельности ДОУ и связано с оценкой и сравнением эффективности работы образовательных учреждений как на уровне города, так и всех субъектов образовательного процесса на уровне образовательного учреждения.
7 Управленцы, не располагающие объективной оценкой результатов образовательной деятельности, проверенной информацией о состоянии дел не могут удовлетворить соответствующие информационные запросы родителей, работодателей, общественности в целом. Знание о сравнительной эффективности ДОУ нужны в первую очередь самим дошкольным учреждениям, их руководителям, которые должны иметь представление о том, как они выглядят на фоне других.
8 12 Модель профессиональной компетентности педагога ДОУ 3 Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в: Актуальность использования мониторинга в ДОУ заключается в: Осуществлении целесообразного управления качества состояния образовательного процесса 4 Прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса 2 Обучении педагогов самоанализу и самооценке динамики своей деятельности в образовательном процессе Определении успешности и результативности протекания образовательного процесса
9 Цель: Выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования Цель: Выявление степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования Задачи: Непрерывно наблюдать за динамикой развития ДОУ, своевременно выявлять изменения и факторы, которые вызывают эти изменения. Осуществлять тактическое и стратегическое прогнозирование развития важнейших процессов в ДОУ Повышать мотивации сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых воспитательно- образовательных услуг Вовлекать родительскую общественность в процесс улучшения качества образования
10 Длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом.
11 В современных научных педагогических источниках рассматриваются различные виды мониторинга: психолого- педагогический (Г.А.Карпова) мониторинг качества образования (В.А.Кальней, С.Е.Шишков) профессиональный (С.Н.Силина) мониторинг как способ регулярного отслеживания качества усвоения знаний (А.М.Багиров, В.Г.Горб, Е.В.Зайка и др.)
12 Мониторинг качества образования, как систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг проводится в целях развития системы дошкольного образования, выявления степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования своевременного предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций в дошкольном учреждении.
13 алгоритм действий определение и обоснование объектов мониторинга; проецирование этого объекта в соответствующий метод мониторинга; анализ, систематизация, структурирование полученных эмпирических данных; оценка и интерпретация полученных данных; соотнесение с данными предшествующих мониторингов; прогнозирование возможных изменений данных мониторинга.
14 Блоки мониторинга Менеджмент и качество управления; Качество образовательной программы; Достижения воспитанников (карты развития и портфолио). Здоровье и здоровый образ жизни; Эффективность работы педагогического коллектива как единой команды, компетентность педагогов; Культура образовательного учреждения, психологический климат; Образовательные ресурсы ДОУ;
15 Работа по проведению мониторинга качества образования (МКО) в нашем ДОУ предполагает: наличие стандарта дошкольного образования, норм и требований (исходя из чего ставились цели и с чем будут сравниваться полученные результаты); выработка критериев оценки качества образовательного процесса и показателей, обеспечивающих формирование целостного представления о его состоянии с точки зрения соответствия стандартам (нормам); сбор данных о качестве образования в ДОУ и научно – педагогическую экспертизу; принятие и исполнение управленческого решения, и оценивание результатов принятых мер в соответствии с целями, стандартами, нормами.
16 Принципы МКО непрерывности гуманизации коллегиальности научностипрогностичности междисциплинарности динамичности
17 Функции МКО интегративнаядиагностическаяэкспертнаяинформационнаяпрагматическая
18 Условиями для эффективной реализации мониторинга качества образования в МКДОУ являются компетентность и всесторонность в выделении объектов мониторинга качества, в организации деятельности всех субъектов мониторинга; унифицированность форм предоставления информации; непрерывность мониторингового процесса, регулярность и своевременность сбора и предоставления информации; оптимальность количества объектов мониторинга качества, информационных данных; обеспечение быстрой обратной связи.
19 Методы мониторинга качества образования в ДОУ изучение продуктов детской деятельности; игровые тестовые задания; проведение контрольно – оценочных занятий; собеседования с педагогами, родителями и детьми; анкетирование; анализ документации, хронометраж режима и др.
20 Управляющая подсистема, по определению М.М.Поташника, представляет собой «совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций».
21 Управляющая подсистема МКДОУ «Детский сад «Пушинка» п. Армань Заведующий Завхоз Педагог – психолог Старшая медсестра Бухгалтер Председатель методического объединения педагогов.
22 Командный менеджмент в системе нашего ДОУ способствует: более успешной работе ДОУ, так как функционирование и развитие зависит от обмена информацией и от способности людей совместно решать проблемы; быстрой адаптации системы ДОУ к изменениям во внешней среде и повышению качества образовательных услуг; повышению эффективности управления на основе умения заведующего работать не с отдельными личностями, а с группой подчинённых (командой); модернизации организационной структуры управления ДОУ;
23 Условия формирования управленческой команды в ДОУ: чёткое видение стратегических путей повышения качества образования, развития ДОУ; единство целей и ценностных ориентаций участников управленческой команды; гуманистические и демократические приоритеты, как во взаимопонимании команды, так и в осмыслении ими сущности процесса МКО, в котором велика роль самоанализа, самооценки, самоактуализации, самоуправления; коллективный поиск оптимального пути и решений проблемы информационного обеспечения управления качеством образования; оптимальное распределение функций, прав и полномочий в мониторинговых процедурах; определяющая роль руководителя, его уважение к членам команды, максимальное делегирование полномочий, обязанностей, организация устойчивых коммуникаций, чёткие координационные связи; высокий уровень компетентности и квалиметрической культуры членов команды.
24 Функции членов команды заведующий ДОУ – общее руководство МКО и социологический мониторинг: сбор информации для формирования социального заказа системе ДОУ и его выполнение (сбор информации о заказчиках: родителях, школе, их потребностях и удовлетворённости в услугах ДОУ); мониторинг кадрового обеспечения и др.; председатель МО – педагогический мониторинг (отслеживание соответствия состояния и результатов образовательного процесса в дошкольном учреждении государственным стандартам: качество реализуемой программы воспитания и обучения детей и её выполнение; взаимоотношение взрослых и детей; предметно – развивающая среда; другие показатели образовательного процесса в ДОУ: уровень развития детей в разных видах деятельности в соответствии с установленной «зоной ближайшего развития» каждого ребёнка, готовность его к обучению в школе и др.); завхоз (мониторинг материально – технического обеспечения образовательного процесса); старшая медсестра – медико – валеологический мониторинг (отслеживание состояния, положительных и отрицательных тенденций здоровья воспитанников: заболеваемость, физическое развитие, состояние основных функциональных систем и др.; выявление факторов отрицательно влияющих на самочувствие и здоровье детей и др.); педагог – психолог – социально – психологический мониторинг (система информационного сопровождения образовательного процесса, основанная на изучении когнитивной сферы и личностного развития ребёнка; слежение за системой коллективно – групповых и личностных отношений детского и взрослого сообщества в ДОУ).
25 Литература: Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средства управления ДОУ. «Управление ДОУ» , с.43-49; , с Качалова Л.П. Мониторинг процесса интеграции психолого-педагогических знаний студентов // Педагогика С Кудрявцев С.Г. Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста. «Ребенок в детском саду» , с.64. Кулакова В.Г. Мониторинг здоровья ребенка как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. М: Интелект – Центр, Мониторинг в современном детском саду: Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, Орлов А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. М.: Попов В. Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании С. 30. Сафонова О.А. Мониторинг качества образования в дошкольном учреждении // Управление ДОУ Терзиогло Е.И. Управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, Шаврина О.В. Мониторинг реализации Программы Развития ДОУ. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: 1998.
26 Творческих успехов, оптимизма, высоких достижений, коллеги! С уважением, Кириченко М.В.!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.