Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕлизавета Хрептович
1 Теория и методология государственного управления доцент Яковчук Виктор Иванович Лекция 1. Понятие, сущность и предмет теории и методологии государственного управления (2 часа) Учебные вопросы: 1. Понятие и специфика государственного управления. 2. Предмет и задачи курса. 3. Взаимосвязь теории государственного управления с другими науками.
2 Литература: 1. Антонова Н.Б., Захарова Л.М., Вечер Л.С. Теория и методология государственного управления: курс лекций. – Мн., АУ, с. – С Князев С.Н. Управление: искусство, наука, практика: Учеб. пособие. – Мн., Армита-Маркетинг, Менеджмент, – 512 с. – С Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. – М.: Юрид. лит., – 400 с. – С Пикулькин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов/Под ред. проф. Т.Г.Морозовой. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, – 352 с. – 3-46.
3 Основные понятия управления Управление – это процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов. управление – это специфический вид человеческой деятельности, который проявляется в различных формах и видах. В самом общем понимании управление – это всевозможные формы и методы воздействия на объект с целью достижения желаемого результата наиболее эффективным способом.
4 Управленческая парадигма парадигма управления – это продукт видения и мышления, совокупность представлений об объекте, процессах, явлениях в системе управления и во вне, это образ желаемого будущего, набор системообразующих идей и социальных ценностей, это сценарий возможных событий, обстоятельств и последствий. Управленческая парадигма отражает степень профессионализма субъекта управления, и включает познавательный, аналитический, ценностный, творческий и организационно-волевой компоненты.
5 Процесс формирования парадигмы движение мысли, образ объекта или действия на основе индивидуального опыта; учет и использование группового знания и опыта; экспертиза модели (проекта) парадигмы с принципами и законами управления; коррекция управленческой парадигмы при необходимости. В зависимости от иерархии системы управления выделяют общую и частную парадигмы. При этом, социальная проблема заключается в том, какой системой ценностей руководствуется управленец при исполнении должностных обязанностей, на какие принципы и законы управления он ориентируется и знает ли их.
6 Современные тенденции развития управления усиление социальной ориентации систем управления на потребителя; усиление внимания к технологии управленческого труда как основе его совершенствования и оптимизации; профессионализация управленческого труда; переход от непосредственного воздействия на человека к формированию микросреды, в которой люди реализуют себя как личности; умение осознавать социальную значимость и полезность управленческого труда, расширение на практике «сервисного управления» – интеллектуального обслуживания аппаратом управления коллективного труда, жизнедеятельности трудовых организаций; интернационализации теории и передовой практики управления.
7 Признаки социального управления есть только там, где проявляется совместная деятельность людей; призвано упорядочить совместную деятельность участников, придать взаимодействию людей организованность, обеспечивая согласованность индивидуальных действий, а также выполнение общих функций, необходимых для регулирования такой деятельности и прямо вытекающих из ее природы (планирование, координация, контроль и т.д.); в качестве главного объекта воздействия выступают поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения; выступая в роли регулятора поведения людей оно достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями (между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления); базируется на определенной соподчиненности воли людей – участников управленческих отношений.
8 Государственное управление Основным видом социального управления является государственное управление, представляющее собой разновидность социального управления, особого рода социальную деятельность, осуществляемую на профессиональных началах органами государственного управления и должностными лицами. Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на общественные процессы и явления, отношения и деятельность людей.
9 Природу и специфику ГУ определяют субъект управления (государство); способ реализации государственной власти; специфический характер и объем охватываемых управлением общественных явлений; комплексный характер методов и средств государственного воздействия; возможность его рассмотрения и как системы, и как процесса.
10 Природа государственного управления Природа государственного управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласования разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.
11 Государственное управление В широком смысле означает непосредственное осуществление государственной власти: принятие политико-государственных решений и их реализацию, контроль за соблюдением в обществе правозаконности и правосудия. В узком смысле понимается административная, исполнительно-распорядительная деятельность органов государственного управления, которая направлена на регулирование процессов, явлений, отношений, связанных с жизнедеятельностью общества, и осуществляется на профессиональной основе.
12 Необходимость государственного управления Необходимость государственного управления обусловлена потребностью: регулирования отношений, явлений и процессов, протекающих в обществе; выполнения «общих дел»; преодоления возникающих конфликтов; решения проблемы социального неравенства и т.д. Она вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и соблюдение гарантий, основных социальных прав, поддержание общественного порядка.
13 Границы государственного управления определяются характером объекта управления, естественными правами человека, объективной необходимостью естественного саморегулирования общества, реальными возможностями самого общества, а также уровнем развития системы государственного управления и возможностями государства. В развитых странах границы государственного управления определяются на основе принципа субсидиарности, согласно которому вышестоящая организационная единица представляет нижестоящей простор для действий и берет на себя только те компетенции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять.
14 Возможности государственного управления определяются : волей и силой государственной власти; уровнем развития и отлаженностью системы государственного управления (формами и методами государственного управления, общей, политической и юридической культурой государственных служащих, их профессионализмом, моральными качествами и т.д.); располагаемыми ресурсами;
15 Предмет и задачи курса ТМГУ Предмет курса «Теории и методологии государственного управления» можно определить как приложение научных теорий, наиболее общих принципов, методов и средств к реализации властно- управленческих полномочий государства в целях обеспечения его регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях, процессах и отношениях. Содержанием курса теории и методологии государственного управления является изучение управленческого воздействия государства на объекты в заданном направлении.
16 Предмет и задачи курса ТМГУ Цель изучения курса ТМГУ – получение совокупности знаний в области государственного управления и, в частности, теории и методологии государственного управления. Задачи курса: Изучение основных научных школ государственного управления (американской, английской, французской, немецкой); Изучение сущности государственного управления как целостной системы; Изучение методологии государственного управления (функций, методов, принципов и т.д.); Изучение основных подходов к оценке эффективности и результативности государственного управления. На изучение дисциплины учебно-тематическим планом отводится 68 часов учебного времени, из них 34 часа – лекции и 34 часа – семинарские занятия. Экзамен.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.