Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВадим Головцын
1 Интерпретация слова «жизнь» во внутренней организации романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Автор -Аверьянова Людмила Николаевна, МОУ СОШ7
2 Цель: выявление смыслового значения слова « жизнь » в контексте романа И.С.Тургенева « Отцы и дети » (о жизни, « ничтожной перед вечностью », и « жизни бесконечной » ) Задачи: систематизация и анализ художественных деталей и символов в романе И.С.Тургенева « Отцы и дети ».
3 Всё равно, кто бы я не был: такой же зверь, как и все, на котором трава вырастает, и больше ничего, или я рамка, в которой вставилась часть единого божества, всё-таки надо жить наилучшим образом. Л.Н.Толстой
4 Вот что сообщается о деревенской жизни Николая Петровича: «… жизнь не слишком красиво складывалась в Марьине, и бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днём – хлопоты безотрадные, бестолковые». Непросто складывается и личная жизнь Кирсанова-отца, поддавшегося «незаконному» чувству к молодой женщине Фенечке. Приезд Кирсанова- сына ещё больше усложнил ситуацию. В разговоре с отцом Аркадий с пафосом говорит: «…захочу ли я хоть на волос стеснять твою жизнь, твои привычки?» Хотя Николай Петрович сознавал, что Аркадий оказал бы ему уважение, если не касался этого дела вовсе.
5 Павел Петрович перед сложностями «фермерской жизни» капитулирует, даже не попытавшись разобраться, что к чему: «Хозяйственные дрязги наводили на него тоску; притом ему казалось, что Николай Петрович, несмотря на своё рвение и трудолюбие, не так принимается за дело, как бы следовало; хотя указать, в чём, собственно, ошибается Николай Петрович, он не сумел бы». Павел Петрович неудачливее брата и в личной жизни. Он раз и навсегда почувствовал себя уязвлённым сложностью взаимоотношений с княгиней Р. Фенечка, которую Павел Петрович полюбил на старости лет, - это сама простота: «Прелестно было выражение её глаз, когда она глядела как бы исподлобья да посмеивалась ласково и немножко глупо». Павел Петрович, однако, теряется перед Фенечкой гораздо больше, чем перед княгиней Р.
6 Аркадий сначала полон «чувства снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу», но уже в третьей главе романа, оставшись наедине со своими мыслями, Кирсанов-младший пасует перед сложностью жизни: «Нет, - подумал Аркадий, - небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…но как их исполнить, как приступить?..» Запутывается Аркадий, подобно Николаю Петровичу, и в своих сердечных делах: «…Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблён в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Впрочем, это уныние не мешало ему сблизиться с Катей».
7 Базаров – единственный среди персонажей «Отцов и детей», кто не смиряется со сложностью жизни. Ей он противопоставляет попытку радикального упрощения человеческого существования. «Важно то, что дважды два четыре, а остальное всё пустяки», - таков ответ Базарова на неразрешимые противоречия, которыми полна жизнь. «Разве вы не знаете, что изящная сторона жизни мне недоступна?» - сурово отрезает он, объясняясь с Одинцовой, под «изящностью» подразумевая прежде всего сложность жизни.
8 Почему Базаров игнорирует сложность жизни во всех её проявлениях? Мы приходим к выводу, что в сложности жизни он видит ложность жизни. Отказ от сложности, по Базарову, равносилен отказу от обмана и самообмана. В 19 главе он так говорит об этом: «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он ещё сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь». В первой части романа Базаров предстаёт перед нами героем, нашедшим спасительный рецепт противостояния сложности жизни: «Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал». К середине романа действенность базаровского рецепта сводится на нет. Базаров отрицает сложность жизни. В свою очередь, сложность жизни отрицает отрицание Базарова
9 В седьмой главе романа Базаров высокомерно поучает Аркадия: «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина». Полюбив Одинцову, Базаров, к «изумлению своему», понимает, что он не может совладать со сложностью собственного чувства. Как определяет сам Базаров: «Расклеилась машина». Горькое базаровское открытие заключается в том, что поступками людей нельзя управлять, как работой машины. «Сложность» и «жизнь» невозможно разъединить, потому что сложность есть непременный атрибут жизни.
10 Первоначально сложность природной жизни, так же как сложность человеческих взаимоотношений, казалась Базарову злонамеренной выдумкой романтиков. «Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой», - говорит он. Высокое чувство к женщине подталкивает тургеневского героя к тому, чтобы присмотреться к «отдельному» дереву. Базаров не может не ощутить, что природа, как и любовь, противится его шаблонному, упрощённому восприятию жизни.
11 Неуверенность Евгения Базарова в собственных силах приводит к тому, что в одной из финальных глав романа герой оказывается в положении своего знаменитого тёзки - Евгения Онегина (вспомним, что в третьей главе романа «Отцы и дети» Николай Петрович Кирсанов цитирует «Евгения Онегина»). Сцена дуэли Базарова с Павлом Петровичем представляет собой пародийный парафраз соответствующего фрагмента пушкинского романа: « - Вы готовы? – спросил Павел Петрович. – Совершенно. – Можем сходиться. Базаров двинулся вперёд, и Павел Петрович пошёл на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета… «Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник!..»
12 Растерянность перед сложностью человеческой – в том числе собственной – жизни овладела тургеневским героем. Перед дуэлью с Павлом Петровичем он видит сон, все персонажи которого предстают участниками абсурдного и мучительного жизненного круговорота: «…всю ночь его мучили беспорядочные сны…Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с чёрными усиками, и эта кошечка была Фенечка; а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он всё-таки должен был драться».
13 Базаров никак не может вырваться из заколдованного жизненного круга: из имения Кирсановых он переезжает в имение Одинцовой, оттуда – к родителям, от родителей – в имение Кирсановых, затем снова к Одинцовой и родителям. Желание Базарова разорвать порочный круг и вернуться в Петербург, так и остаётся неосуществлённым. В финале романа герой вынужден признать своё поражение: «Попал под колесо…» Базаров терпит полный жизненный крах, а отец и сын Кирсановы находят своё место в жизни. Но это не означает,что они победили сложность жизни. Они по-прежнему ощущают её гнёт на своих плечах. Но в отличие от Базарова Аркадий и Николай Петрович оказываются способными на любовь к жизни. Кольцевая композиция Марьино (усадьба Кирсановых) Родители Базарова (небольшой домик мелкопоместных дворян) Никольское (имение Одинцовой)
14 Базаров же, утратив веру в спасительную силу своего нигилизма, предстаёт беззащитным перед равнодушием жизни к человеку: «…часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…»; «…из меня лопух расти будет; ну, а дальше?» - сокрушается Базаров. Ответ на этот вопрос даёт нам Тургенев в последнем абзаце своего романа. На могиле Базарова вырастает не лопух (символ равнодушия), а цветы (символ преданной любви). Эти цветы, пишет далее И.С.Тургенев, «не об одном вечном спокойствии говорят нам они; они говорят также о великом примирении и о жизни бесконечной…»
15 Бескомпромиссная честность Базарова позволяет тургеневскому герою не только отвергнуть приспособленческую мораль Ситникова ( «Я люблю комфорт жизни… Это не мешает мне быть либералом»), но и с полным основанием заявить Аркадию при расставании : «…для нашей горькой, терпкой, бобыльской жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится…нам других подавай! Нам других ломать надо!» Вступив в неравную борьбу со сложностью жизни, Базаров готов «сломать» не только «других», но и себя самого («Решился всё косить – валяй и себя по ногам!»).
16 Даже в предсмертном забытьи герой Тургенева не сдаётся, пытаясь противопоставить сложности бреда простоту арифметики («дважды два четыре»): «Не хочу бредить, - шептал он, сжимая кулаки, - что за вздор?» И тут же говорил: «Ну, из восьми вычесть десять, сколько выйдет?» Эти слова Базарова перекликаются с фразой, по свидетельству В.И.Даля, произнесённой умирающим А.С.Пушкиным: « - Нет, не надо стонать…смешно же, чтоб этот вздор меня пересилил; не хочу».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.