Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемschool67.tomsk.ru
1 Мастер-класс Дифференциация процесса обучения на уроках биологии Буянова Галина Владимировна учитель биологии МОУ СОШ 67
2 Национальный проект «Наша новая школа» ставит перед школой задачу : формирование важнейших качеств личности инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, раскрывать способности каждого ученика развивать систему поддержки талантливых детей что заставляет школу переходить на индивидуализацию процессов образования.
3 Индивидуализация образования может осуществляться через : индивидуальный подход, личностно- ориентированные технологии, дифференцированный подход, которые предполагают идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
4 Термин уровневая дифференциация вошёл в педагогический лексикон недавно, взамен термина внутренняя дифференциация, что обусловлено некоторыми особенностями нового подхода. Традиционно дифференцированный подход основывался на психолого-педагогических различиях обучаемых, при этом конечные цели обучения остаются едиными для всех обучаемых, а для многих заведомо непосильными. Сущность дифференциации состояла в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы всех обучаемых к одинаковому овладению программой. А эта задача не всегда разрешима. Необходимо также отметить отсутствие адекватных механизмов дифференцированного подхода в традиционном его понимании, которые позволяли бы объективно формировать группы обучаемых в зависимости от особенностей их развития и психики.
5 Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения. Принципы уровневой дифференциации: выделение уровня обязательной подготовки, формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом, учитывая свои способности, интересы, потребности, учащийся получает право, и возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою нагрузку при обучении.
6 Условия, необходимые для эффективного осуществления уровневой дифференциации Первое - выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности. Второе – уровень, на котором ведётся преподавание должен быть в целом существенно выше, чем уровень усвоения материала. Каждый ученик должен пройти через полноценный процесс обучения. Уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что одним ученикам дают меньше, а другим больше. Предлагая, одинаковый объём материала, мы устанавливаем различные уровни требований к его усвоению.
7 Третье - в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении учащихся по уровням. Это означает, что в ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований тем ученикам, которые не достигли уровня обязательной подготовки. Содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход. Четвертое – добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности.
8 Плюсы уровневой дифференциации : сама структура класса требует применение дифференциации в процессе обучения; при использовании уровневой дифференциации в обучении, ученик получает право выбора доступного для него пути обучения; дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету; дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность ученика; уровневая дифференциация даёт возможность успевающим ученикам развивать свои способности в предмете; использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки; уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.
9 В рамках индивидуального, дифференцированного и личностно- ориентированные подхода, разработала и использую ряд индивидуальных карт обучения учащихся: индивидуальных планы продвижения в предмете (биология) на четверть, год, индивидуальные карты продвижения в предмете по темам, тематические карты диагностики и мониторинга. Их особенность - они содержат кроме минимальных требований по теме, ряд необязательных дополнительных заданий по выбору ученика. Это позволяет ученику задавать свою планку продвижения в предмете. Практика показывает желание многих учеников осваивать содержание предмета сверх минимальных требованиях госстандарта, а ученики с ослабленным здоровьем могут дифференцировать уровень трудности заданий.
10 Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной работе работа в парах, групповая, коллективная, с разноуровневыми творческими заданиями, разноуровневые и индивидуальные домашние задания.
11 Дифференцированный подход во внеурочной работе предлагаются формы работы по выбору: работа с интернетом, подготовка компьютерных презентаций, домашний эксперимент, разработка собственных проектов для школьной научно- практической конференции, экскурсионная программа, участие в разнообразных конкурсах и олимпиадах городского, областного и регионального уровня,
12 Технология трехуровневой дифференциации. «Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания», - это мнение профессора В. В. Гузеева, который предложил и обосновал трехуровневую дифференциацию.
13 Задания Первый уровень -минимальный (minimal). Выполнение заданий этого уровня основано на памяти учащихся (знание). За выполнение такого задания они получают отметку «3». Второй уровень - понимания и творчества. Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания учащиеся получают отметку «4», поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания) и, соответственно, уровень заданий называют общим (general). Третий уровень - продвинутый (edvands). Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой «5».
14 Сделайте свой выбор в выполнении заданий. Всего выполнить не менее 5 заданий На оценку: «3» - если выполнены только задания уровня 1, «4» - если выполнены задания уровня 1 и 2, «5» - если выполнены задания уровня 1, 2 и 3,
15 Интеллектуальные (инструментальные) умения Сопоставлять объекты, включая природные объекты, процессы, явления Сравнивать Структурировать объект Анализировать Обобщать Классифицировать Систематизировать Моделировать Оценивать ???? !
16 Информационные (ориентировочные ) умения Умение составлять план текста Умение работать с таблицами, графиками, диаграммами Умение работать со справочной литературой Умение составить тезисы выступления, конспект Умение использовать компьютерные технологии
17 Организационные (базовые) умения Умение принимать или самостоятельно ставить цель Умение планировать деятельность Умение работать в определенном темпе Умение осуществлять самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию деятельности
18 Коммуникативные (показательные ) умения Описывать те или иные процессы и явления Объяснять те или иные события, явления, процессы Участвовать в беседе, диспуте, обсуждении; вести дискуссию, диалог Умение составлять деловые тексты обращения, заявления, резолюции
19 Компетентности обучающегося по биологии. Интеллектуальная компетентность: 1.Способность работать с биологической информацией разного типа; 2. Умение применять биологические знания в нестандартных ситуациях; 3. Владение навыками добывания новых знаний; 4. Развитие познавательных процессов. Личностная компетентность: 5. Желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность; 6. Возможность «добровольного» и осознанного выбора будущей профессии (медико-биологический или химико- биологический профиль).
20 Компетентности обучающегося по биологии. Деловая компетентность: 11. Способность конструировать свою деятельность от постановки целей до получения результата; 12. Умение самостоятельно строить алгоритм для решения биологических задач; Креативная компетентность: 13. Способность любую учебную задачу решать творчески и желание отказываться от образца.
21 Литература Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. М.: НИИВО, Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара, Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности//Сознание личности в кризисном обществе. М., Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. М., Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя//Советская педагогика Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
22 Литература Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., (англ. 1984). Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. М.: Центр образовательной политики, Рототаева Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук М., Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». М., Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля Центр «Эйдос» Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на урке и во внеурочной деятельности Алексеев С.В., Методология компетентностного подхода в системе экологического образования ФЕДЕРАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Дозморова Е.В Компетентностный подход. компьютерная презентация ТОИПКРО Коноплева Юлия Владимировна Особенности уровневой дифференциации,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.