Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемБогдан Чуфаровский
2 Учимся рассуждать Повторяем, узнаем новое
3 1. Работаем со словом. А) Определите по словарю лексическое значение слова РАССУЖДАТЬ. Выпишите его толкование. Б) Сделайте морфемный разбор слова В) Подберите к этому слову однокоренные слова, синонимы
4 Г) С данными словами составьте словосочетания: Рассуждать (о чем?)_____________ Рассуждать (над чем?)___________ Рассуждать (на какую тему?)_____ Рассуждать (как?)_______________
5 2. Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, о чем рассуждают ваши сверстники?
6 3. Структура текста- рассуждения. Языковые средства связи Текст-рассуждение Композиция рассуждения 1). Физика – очень важная и нужная наука. 2) Она изучает разнообразные явления природы, со многими из которых мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. Например, движение тел, изменения, которые происходят с телами, свет, звук. Именно физика отвечает на вопросы, почему сверкает молния и гремит гром. Но физика не только объясняет то, что можно увидеть в природе. Она является основой техники. Без знания физики невозможно создать ни автомобиль, ни компьютер. 3) Трудно даже представить, какой была бы наша жизнь, если бы не существовало науки физики. (А.Плешаков) 1.___________________________ 2.___________________________ 3.__________________________
7 4. Дополните схему «Языковые средства связи рассуждения». ТЕЗИС (то, что надо доказывать, объяснять или опровергать) Почему? И вот почему. Это можно доказать так (следующим образом) Докажем это. В этом легко убедиться. Это объясняется следующим и т.п. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (аргументы, доводы, обоснования, объяснения) 1.______________________ 2.______________________ ВЫВОД (то, что доказано, объяснено или опровергнуто)
8 5. Перед вами средства связи частей текста-рассуждения. Почему? Вот почему, во-первых, обобщим сказанное, итак, таким образом, это можно объяснить так, во-вторых, следовательно, это можно доказать, наконец, приведем доказательства этого, а главное. А) Выпишите слова в следующем порядке: 1)Слова и предложения, связывающие тезис и доказательства________________________ 2)Языковые средства доказательства________ 3)Средства связи доказательства и вывода____ _________________________________________
9 6. Прочитайте текст и выполните задания ЖИВЫЕ КЛЕТКИ ( 1)Как ни разнообразны живые существа, населяющие нашу планету, все они имеют клеточное строение. (2) Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей. (3) Поэтому клетки часто называют «кирпичиками» организма. (4) Но это очень и очень приблизительное сравнение. (5) Во-первых, клетки сложно устроены, не то что вылепленные из глины кирпичи. (6) Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку, цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки, и ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. (7) Во-вторых, наши «кирпичики» - живые. (8) Они дышат, питаются, растут… и делятся. (9) Из одной клетки получаются две. (10) Затем из каждой новой, когда она вырастает – ещё две. (11) Благодаря этому и весь организм растет. (12) И, наконец, в- третьих, в организме чаще всего бывает много разновидностей клеток. (13) Они отличаются друг от друга по форме и размерам. (14) Например, совсем по-разному выглядят клетки, образующие в теле человека мышцы, кости, нервную систему.
10 Выполните задания: А) Определите стиль текста, тип речи Б) Укажите номер(а) предложения (ий) в которых выдвинут ТЕЗИС. В) Укажите номер(а) предложения(ий), в котором(ых) приведены аргументы. Г) Выпишите аргумент, который показался вам наиболее убедительным. Д) Какой структурный элемент рассуждения отсутствует в данном тексте?
11 7. Восстановите тексты: допишите свой вариант одного из указанных в заданиях структурных компонента текста-рассуждения. А. ВЫВОД. Приём пищи – это одна из самых естественных, несколько раз в день повторяющихся процедур. Несмотря на это именно во время еды очень часто нарушаются правила хорошего тона. Совершенно естественно, что нам очень неприятно находиться около человека, который громко чавкает, хлюпает носом и фыркает, мясо разламывает руками, заменяя ими нож и вилку, а пальцами ковыряет в зубах. И ещё очень неприятно смотреть на человека, который во время еды болтает с набитым ртом, разбрызгивает вокруг себя капельки слюны и кусочки пищи, вертится и мешает остальным как следует поесть. Кроме того, при таком поведении за столом у человека и окружающих его людей портится аппетит. ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
12 Б) ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ( не менее двух) к предложенным тезису и выводу. Компьютер… Как прочно он вошёл в нашу жизнь и стал её неотъемлемой частью. ____________________________________ ____________________________________ ________________________ Именно поэтому современному человеку очень трудно, а порой и невозможно, обойтись без компьютера.
13 Формулируем тезис. Приводим аргументы (доказательства). Делаем вывод. А) Можно ли победить зло? Б) Можно ли разрешить детям много смотреть телевизор? В) Важно ли заниматься спортом? Г) Полезно ли читать? Д) Интересно ли вам наблюдать за жизнью животных? Е) Трудно ли найти настоящего друга?
14 Домашнее задание 1) Подберите 1-2 аргумента к следующим тезисам: Надо иметь дома собственную библиотеку. Хорошо учиться необходимо каждому. Долго сидеть за компьютером вредно
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.