Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемОльга Остроградская
2 Адаптация пятиклассников к школе Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.
3 Основной целью сопровождения является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает: развитие саморегуляции детей; предупреждение и снижение тревожности; помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей пятиклассников.
4 НЕОБХОДИМО: Учитывать психологические особенности 10–12-летних детей, вступающих в подростковый период развития, так как ребенок стремится казаться более взрослым;
5 Уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;
6 Анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности (пути) коррекции трудностей адаптации школьника.
7 Критериями благополучной адаптации детей к школе считается: 1. благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия; 2. отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья; 3. хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменения в поведении детей.
10 появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя; - появление признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакций на замечания и реплики учителя;
11 - нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.
12 Этапы адаптации Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели. Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать. Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
13 Принципы психолого- педагогической поддержки: согласие ребенка на помощь и поддержку; опора на личные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество; содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.
14 Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации пятиклассников к школе Работа с документами Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Изучение представлений педагогов. Протоколы диагностики. Журнал консультаций. Диагностика развития познавательных процессов, социометрия, определение уровня актуального развития, прогноз школьных трудностей. Консультации и малые педсоветы с педагогами начальных школ и среднего звена. Консультации по результатам диагностики. Родительское собрание Учебные трудности пятиклассников» Анкетирование. Рекомендации консультаций у специалистов (логопед, невролог)
15 IчетвертьIчетверть Изучение медицинских документов, составление справки о состоянии здоровья детей. Анализ анкет. Сбор анамнеза. Учет посещения занятий и динамики поведения детей. Журнал консультаций Организация занятий по программе сопровождения адаптации (со 2 недели сентября). Динамическое наблюдение в разных видах деятельности. Консультации в режиме динамического наблюдения. Предварительн ое подведение итогов протекания адаптации в конце четверти Родительское собрание Хорошо ли вашему ребенку в школе? Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского невролога
16 II четверть Учет посещения занятий и динамики поведения детей. Журнал консультаций Занятия по программе сопровождения адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности Консультации в режиме динамического наблюдения. Предвари тельное подведение итогов протекания адаптации в конце полугодия Консультации по протеканию адаптации, рекомендации консультаций детского невролога
17 III четверть Анализ результатов протекания адаптации. Учет посещения занятий и динамики детей. Журнал консультаций Коррекционно- развивающие занятия с детьми с тяжелой формой адаптации. Динамическое наблюдение в разных видах деятельности Консульт ации в режиме динамического наблюден ия. Родительское собрание Адаптация к школе – радости и трудности. Консультации по протеканию адаптации в тяжелой форме, рекомендации обязательных консультаций детского невролога
18 IV четверть Анализ результатов динамики развития. Протоколы диагностики. Оформление представлений на ПМПК. Журнал консультаций Диагностика: определение уровня актуального развития у учащихся с тяжелой формой адаптации и не справляющихся с учебной программой для представления на ПМПК Подготов ка представления на ПМПК Консультац ии по результата м диагностик и и подготовка родителей к обследован ию ребенка на ПМПК
19 Успешность адаптации школьника к обучению Успешность адаптации школьника к обучению в 5–6 классах зависит: в 5–6 классах зависит: от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.; от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием.; от интересной, комфортной обстановки в классе; от интересной, комфортной обстановки в классе; чувства безопасности для ребенка во время урока; чувства безопасности для ребенка во время урока; доброжелательного взаимодействия с учителями и одноклассниками; доброжелательного взаимодействия с учителями и одноклассниками; поддержки и заинтересованности родителей. поддержки и заинтересованности родителей.
20 «ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ ».
21 Для пятиклассников: способствовать формированию важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации; способствовать формированию позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки; помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю; помочь принять новую позицию – ученика основной школы; помочь детям принять «новых» учителей; повысить уровень психологической готовности к обучению; развивать у детей творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению, творческому отношению к собственной жизни. Задачи программы
22 Для учителей-предметников: снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу; создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги; помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение; Задачи программы
23 Для родителей: снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом; создать атмосферу сотрудничества; договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года; выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов. Задачи программы
24 Прогнозируемый результат формирование положительной учебной мотивации; развитие личностного роста школьника; развитие познавательных психологических функций; сплочение класса, уважение друг к другу и взаимопонимание; снятие тревожности и развитие уверенности с своих силах.
25 помогает строить учебно- воспитательную работу в системе, последовательно отслеживая результаты; позволяет своевременно исправлять выявленные недочёты; продвигает вперед творческую мысль учителя. Ценность программы
26 Начиная с апреля учителя среднего звена совместно с психологом наблюдают за будущими пятиклассниками: посещают уроки, беседуют с детьми, с учителями начальной школы.
27 Еще обучаясь в 4-м классе, Еще обучаясь в 4-м классе, дети психологически дети психологически готовятся к 5-му : готовятся к 5-му : Проективные Тесты Моя семья Каким я хочу быть в 5 классе. Мой класс
28 В конце мая для учеников 4-х классов организуется экскурсия по средней школе, включающая ролевую игру «Дорога в 5-й класс». Цель игры: сформировать учебные мотивации, новое отношение к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений, умение занять ответственную позицию школьника.
29 Методики исследования Социометрия Анкетирование Познавательные процессы Диагностика Изучение личности ребенка Тестирование
30 В средней школе с ребятами проводятся Тренинговые занятия Упражнения релаксации Упражнения релаксации Коррекционные занятия Коррекционные занятия Часы общения Часы общения
31 Школьная мотивация
32 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.