Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛюбовь Мищенко
1 Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) Урок русской словесности 9 класс Из опыта работы учителя-методиста Кучеренко Н. С.
2 Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно- художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно- разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной. В. В. Виноградов
3 Словарно-семантическая работа Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последовательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые средства.
5 Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предвложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ.
7 Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предвложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст. Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.
8 Работа с деформированным текстом 1. Определите, что перед вами: текст или набор предвложений. 2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь. А теперь, в 9-м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкинских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной... Пушкин входит в наше сознание с раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто-то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами, потому что он неисчерпаем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни появляются чудесные пушкинские строки о природе, начинают интересовать и волновать его стихи о любви...
9 План целостного анализа текста 1. Тема, основная мысль микротекста. 2. Стиль и тип речи. 3. Смысловая связь предвложений в ССЦ. 4. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей. 5. Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка). 6. Синтаксический анализ микротекста. 7. Интонация высказывания.
10 Задания для групповой работы Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста. Фрагмент 2. Стиль и тип речи. Смысловая связь предвложений. Фрагмент 3. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологические средства связи в ССЦ. Фрагмент 4. Синтаксический анализ микротекста. Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восстановленного текста. Фрагмент 5. Орфографический анализ текста (обра-тить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы). Пример словарной работы: Сознание, с раннего детства, (не)задумываясь, кто-то, чудесные пушкинские строки; Пушкин, интересовать, класс, хотелось бы, навсегда, (не)исчерпаем, жизнь.
11 «Структурные средства ССЦ» ______________________________________________________________________________ Лексические: Морфологические: Синтаксические: Ритмо- мелодические /интонация/ - повторение - соотнесенность - порядок слов и пред- отдельных слов; видовременных вложений; форм глаголов- - синонимы, в том сказуемых- союзы в присоедини- числе тельном значении; контекстуальные; - частицы; - личные и указа-- употребление обстоя- тельные местоимения;тельств (преимуществен- но места и времени); - местоименные наречия и др. - вводные слова и предложения; - параллелизм построения предвложений; - неполнота отдельных предвложений
12 Работа с микротекстом Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал. /Каждая группа должна представить свой анализ текста/
13 Индивидуальная работа Сформулировать вопросы к тексту (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них. Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары/
14 Обобщение изученного Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте?
15 Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..
16 В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.
17 Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка.
18 Узнали ли вы даже в отдельных предложенных отрывках произведения Пушкина по их стилю и строению?
19 Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.