Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемОлег Веселов
1 Подготовила: Вересова Н.И. МДОУ д/с 62 Владимир 2011 Игровая среда современного ребенка. Психологический потенциал игрушки
2 …лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом… К. Д. Ушинский
3 Проблемой организации предметно-пространственной среды занимались известные психологи и педагоги: Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский, Сековец и др.
4 Развивающая предметная среда - система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. С. Л. Новоселова.
5 Развивающая предметно- игровая среда ДОУ – система условий, обеспечивающих: развитие всех видов детской деятельности; развитие и коррекцию отклонений высших психических функций; становление личности каждого ребенка.
6 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
7 1. Безопасность в помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты. Это способствует большей самостоятельности ребенка, освобождает родителей и педагогов от необходимости контролировать каждое его действие.
8 2. Доступность используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему чувствовать себя самостоятельным.
9 3. Яркость,привлекательность. 4. Постоянство оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находятся те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку.
10 5. Свобода выбора во время свободной игры ребенок сам выбирает игрушки, а взрослый следует его интересам.
11 6. Насыщенность - оборудование для двигательной активности (горка, мягкие модули, лесенка), - материалы для продуктивной деятельности (краски, пластилин, тесто, оборудование для игры с песком, водой и т.д.),
12 -игрушки (активные центры, куклы, наборы животных, кнопочные и музыкальные игрушки), - дидактический материал, - материал для совместных игр (мыльные пузыри, обручи, мячи).
13 7. Предметная развивающая среда построена с учетом гендерных особенностей детей: предусмотрены уголки для мальчиков и девочек. В уголке для мальчиков расположены конструктор, машины, инструменты; у девочек кухня, обеденный стол, кроватки с куклами.
14 Материальная база должна включать следующие разделы: I. Оборудование помещений для создания развивающей среды II. Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка: -оборудование для развития общих движений;
15 - игровые средства для развития мелкой моторики; - игровые средства для развития сенсорного восприятия; - игровые средства для развития мышления; -игровые средства для развития речи и языка;
16 -игровые средства для ознакомления с окружающим миром; - игровые средства для социально- эмоционального развития; - игровые средства и материалы для творческого развития; - игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.
17 Результаты анкетирования родителей старших и подготовительных групп МДОУ д/с 62, февраль 2012 г.
18 1. Возраст родителей (в процентах)
19 2. Любимая игрушка ребенка
20 3. Чем руководствуются при выборе игрушки?
21 4. Где родители покупают игрушки?
22 5. В какие игры чаще всего играете дома?
23 6. Как часто вы покупаете игрушки?
24 Игрушка - предмет для обучения, развития и воспитания, средство диагностики психического состояния и личностного развития, коррекции и реабилитации.
25 Категории игрового материала (Г.Фейн) 1) реалистические игрушки (точные копии настоящих предметов); 2) прототипические игрушки (имитирующие реальные предметы особым образом - через яркое обозначение и даже преувеличение основных деталей, связанных со специфическими функциями этого предмета, и игнорирование его второстепенных деталей);
26 3) полифункциональные предметы, не имеющие строгого функционального назначения (палочки, кубики), которые могут выступать как заместители разных реальных предметов.
27 Американский психолог Г.Лэндрет: игрушка - средство развития психики ребенка, оказывающая психотерапевтическое воздействие
28 Три класса игрушек: (Г. Лэндрет)
29 Первый класс представляют игрушки, которые помогают непосредственно выражать гнев, страх, соперничество с братьями или сестрами: различные куклы, в том числе куклы с «пустым», не раз рисованным лицом, которые могут изображать членов реальной или воображаемой семьи ребенка; машины различного вида, лодка.
30 Эти игрушки особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.
31 Второй класс – игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья и резиновый нож, крокодил, куклы «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и фрустрацию.
32 Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски.
33 Третий класс - игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности здесь безграничны.
34 Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из них можно строить - все это дает возможность почувствовать ему, что не существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.
35 Типология игрушек
36 I.Игрушки, обладающие возможностями быть «переходным объектом»:
37 Игрушки-защитники-успокоители
38 Игрушки-утешители
39 II. Игрушки, выполняющие символическую функцию:
40 Игрушки для идентификации в ролевой игре
41 Игрушки для проявления заботы
42 Агрессивные игрушки, способствующие канализации агрессии
43 Агрессивные игрушки для символизации негативных чувств
44 Игрушки-сувениры и талисманы
45 III. Игрушки, обладающие свойствами объекта-посредника.
46 IV. Игрушки-однодневки, игрушечный мусор V. Игрушки для коллекционирования
47 ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОТБОРА ИГРОВЫХ МАТЕРИАЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
48 Игрушка НЕ ДОЛЖНА: - Провоцировать ребенка на агрессивные действия; - Вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать, как играющие партнёры (сверстники, взрослые), так и сама игрушка;
49 - Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; - Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребёнка. - Провоцировать ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
50 Игрушки должны обладать следующими качествами: - Остроумностью образного решения (дизайн, высокий художественно- эстетический уровень); - Многовариативностью; - Открытостью (возможность придумывать новые задания); - Разнообразием по уровню сложности; - Возможностью применения группой детей; - Использованием различных фактур;
51 - Полифункциональностью, обеспечивающей гибкое использование игрушки в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях; - Возможностью применения в совместной деятельности, т.е. пригодность игрушки к использованию в коллективных видах деятельности (в том числе и с участием взрослого), способностью инициировать совместные действия;
52 - Дидактической ценностью, обеспечивающей возможность использования игрушки в качестве средства обучения ребёнка. - Эстетической ценностью, позволяющей использовать игрушку как средство художественно-эстетического развития ребёнка, приобщающая его к миру искусства.
53 ИГРУШКА КАК СРЕДСТВО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
54 Младенческий возраст
55 Погремушка Подвеска
56 Каруселька-мобиль Развивающий коврик
57 Бумага Книги с плотными страницами
58 Куклы, пупсы Движущиеся игрушки
59 Сенсорные кубики, кубики
60 Раннее детство
61 Орудия Предметы- заместители
62 Кубики Пирамидки Матрешки
63 Коробки, кастрюльки
64 Природные материалы
65 Куклы Игрушечные звери
66 Дошкольное детство
67 Куклы - традиционные куклы - характерная кукла
68 - герои народных и авторских сказок
69 Выбираем куклу У куклы, подходящей для игр ребенку есть несколько признаков: 1. Детская внешность, не слишком ярко и подробно прорисованная; 2. Телесные признаки пола отсутствуют; 3. Волосы прочно держатся, и их можно расчесывать; 4. Материал, из которого кукла сделана, желательно натурального происхождения, мягкий и приятный на ощупь; 5. Куклу можно переодевать и переобувать без расчленения тела.
70 Игрушки-забавы
71 Заводные игрушки
72 Театральные игрушки
73 Разборные игрушки
74 Игрушки для конструирования
75 Звучащие и музыкальные игрушки
76 Настольные игры
77 Технические игрушки - технико-сюжетные, - конструкторы, строительные наборы; - полуфабрикаты для конструирования и технического изобретательства.
78 Игрушки, способствующие развитию движений
79 Игры-соревнования
80 Плюшевые детские игрушки
81 Детская свободная игра Виды: - ролевая, - режиссерская, - игра-драматизация.
82 Ролевая игра главную действующую роль берет на себя ребенок (или дети). Ребенок действует как будто бы он взрослый. В игре могут принимать участие и куклы, но как «вспомогательные» персонажи. Играя, ребенок познает себя как индивидуальность, пробуя себя в разном качестве, в разных ролях, принимая разные позиции и взгляды, но при этом оставаясь собой.
83 Режиссерские игры, т.е. игры на ковре или на столе с маленькими куколками, животными и машинками. Ребенок - режиссер событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются с удивительными подробностями. Дети с увлечением разыгрывают собственные сочиненные истории. Появляются и вариации на тему сказок или сюжетов фильмов.
84 Игры-драматизации Сюжет заимствован из сказок, историй, и теле- и видео сценариев. На первый план выступает стремление воспроизводить известный сюжет в точности, не отступая от него и не допуская вариаций. У 6-летних детей драматизации часто становятся спектаклем, который показывается для зрителей.
85 Игрушки для ролевых игр - Куклы и кукольное хозяйство (посуда, мебель, одежда, транспорт и т.д.) - «Доктор», «Парикмахер» и тому подобные. - Атрибуты костюмов (накидки, головные уборы и пр.) - Домики, палатки, ширмы - Постройки и сооружения
86 Игрушки для режиссерских игр -5-6 маленьких кукол (высотой 8–15 см) мужские, женские и детские образы. Хорошо если они составляют семью. - Кукольный дом с семьей, набором мебели и посуды. - Реалистичные фигурки животных - Транспортные средства - Конструкторы, строители
87 Игрушки для игры-драматизации используются, как правило, те же игрушки, что и в режиссерской и ролевой игре. Но может быть необходим какой-то специальный аксессуар, например, печка для сказки «Гуси-лебеди», нос и колпачок для Буратино или какого-то особого вида одежда.
88 Лучшие игрушки 2010 года Центр игры и игрушки
89 «Лучшая кукла» Пупс компании Madeleine
90 «Режиссерская игра» «Рыцарский замок» от ELC
91 «Ловкие удочки» - лучшая семейная игра
92 Игрушки не для игры лоскуты, подушки, коряги, шишки, каштаны, желуди, камушки
93 Антиигрушки
94 92 детали самого что ни на есть настоящего дьявола
97 Игрушка -важный фактор в психическом развитии ребенка. игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.