Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЭдуард Вальцов
1 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА План 1. Особенности русской философии. 2. Тема России: от Чаадаева до евразийцев. 3. Философские взгляды Ф. М. Достоевского. 4. Философия В. С. Соловьёва. 5. Философия Н. А. Бердяева. ГУМЕР Пророчества Достоевского о России [Электронный текст] // URL: html (дата обращения )
2 Особенности русской философии 1. Специфика духовного наследия – византийское богословие. 2. Особые взаимоотношения с религией. 3. Влияние Запада и Востока. 4. Антропоцентризм и социальность. 5. Поиски «правды». 6. Фрагментарный характер представлений.
3 Петр Яковлевич Чаадаев ( ) Первое философическое письмо Апология сумасшедшего ) ЦЕЛЬ ИСТОРИИ – ЦАРСТВО БОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ = ВСЕ ЛЮДИ СТАНУТ ЕДИНЫ И ИХ МЫСЛИ ОБРАЗУЮТ ОДНУ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ МЫСЛЬ (Европа на пути к нему: долг, справедливость, право, порядок). 2) РОССИЯ… православие, а не католицизм «мрачное и тусклое существование», где нет внутреннего развития»… 3) КАКОВА РОЛЬ РОССИИ? - Бог забыл дать ей какую-то роль… - Нам дана роль отрицательного примера… - Мы молодая страна, не имеющая традиции. Возможно именно нам предстоит привести человечество в Царство Божие.
4 Общественная мысль х годов: славянофилы и западники Отношение к миру Запада: мы – часть Европы или самобытная страна… Отношение к прошлому России: до и после Петра… Отношение к вопросу о движущих силах истории: великие люди – герои истории или н а р о д… Методы интерпретации «германского комплекса»: «панлогизм» или «верующее любомудрие»… Хомяков Тимофей Николаевич Грановский
5 Николай Яковлевич Данилевский ( ) 1) Человечество не едино. 10 культурно-исторических типов на языковой основе: египетский, ки- тайский, индийский, европейский… славянский. 2) Каждый тип – «в себе» и «для себя». Уникальность каждого проявляется в религии, культуре, политике и социально-экономических отношениях. 3) Они подобно организмам рождаются, взрослеют, мужают, стареют, умирают, («этнографический период «средняя история» цивилизация »этнографический материал»), борются друг с другом и со средой… 4) Будущее за Россией и славянством
6 Тема России в философии конца XIX – начала ХХ веков Ф. М. Достоевский: - Ф. М. Достоевский: - русский народ особый благодаря православию. Россия – дух, Европа – анти-дух. -но Россия вступила в противоестественный брак с Европой, народился «новый европеец» (Смердяков). -Русь придет к Христу – своему Жениху и спасет Европу, не желающую спасаться. В. С. Соловьев: - В. С. Соловьев: - история идет по пути к Царству Божию. -культуры Запада и Востока сольются. -главная роль будет принадлежать России (благодаря православию). Н. А. Бердяев: Н. А. Бердяев: - Мессианская идея русского народа приняла или апокалиптическую форму или форму революционную. -Вместо Третьего Рима, в России удалось осуществить Третий Интернационал и на Третий Интернационал перешли многие черты Третьего Рима (священное царство, основанное на ортодоксальной вере).
7 ЕВРАЗИЙСТВО 1) Не славянский, а евразийский культурно- исторический тип 2) «Ощущение» континента: мы = монголы 3) «на пространстве всемирной истории западноевропейскому ощущению моря как равноправное, хотя и полярное, противостоит единственно монгольское ощущение континента»
8 ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ ( ) Неэвклидов мир – мир, где параллельные прямые (Добро и Зло) пересекаются в Человеке, а через него и в самом Мире. Чтобы спастись человек должен сделать выбор. Он может потому, что Бог дал ему свободу. Свобода – есть возможность поступать так или иначе, без этого невозможно осознание и покаяние. Великий инквизитор – «общество», «государство», «идеология»: всё то, что решает жизненные проблемы человека, помогает ему, забирая в обмен его свободу. Русь – Христова невеста – на Западе Христос умер потому, что человек Запада стал рабом мира. Запад боится возвращения Христа. Русь молится об этом.
9 ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ ( ) Но чем больше они неистовствуют в излишествах чувственности и мысли, тем скорее они приближаются к себе и, чем больше стремятся погубить себя, тем вернее находят себя. Их печальные вакханалии – лишь судороги, их преступления – схватки саморождения. Разрушая себя, они разрушают лишь оболочку, скрывающую внутреннего человека, и достигают спасения души в высшем смысле слова.
10 ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ ( ) Неэвклидова гармония Мира: «Жалеть! Зачем меня жалеть! – вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперёд рукой, в решительном вдохновении... Да, меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей! И тогда я сам к тебе пойду на пропятые, ибо не веселья жажду, а скорби и слёз... а пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Приидет в тот день... И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смирных... И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголит и нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! Образа звериного и печати его; но придите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! Почто сих приемлешь?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые... что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего...». И прострёт к нам русе свои, и мы припадём... и заплачем... и всё поймём! Тогда всё поймём!.. и все поймут... Господи, да приидет царствие Твое».
11 ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЁВ ( ) Цельное знание: синтез религии, философии и науки. Цельная жизнь – живое, подлинное общение с Абсолютом – достигнутое Человеком Царство Божие. Абсолют = Всеединство = Всё есть бесконечное множество частей целого, заданного Богом: *Абсолютное становящееся – мир вокруг нас. *Абсолютный Божественный мир. Бог есть Всеединый мир, есть «Всё во Всём». +стыд, жалость, благоговение Путь к Богочеловечеству, в котором такое же соединение Мира и Духа, как в Христе. София – стремление всего сущего к единству в Боге – Мировой Разум, Мировая Душа.естественная жизнь+свободная теократия
12 НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ ( ) *Человек = микрокосм + микротест. *Проблема свободы: Три типа свободы: – первая (выбор) – вторая (осознание морального долга) – третья (вера) *Человечество в своей этической истории проходит 3 фазы: – этика закона – этика покаяния – этика творчества (преодоление «объективации» – отчуждения). *Проблема творчества: – творчество направлено в Бесконечное, а совершается в Конечном. – Мир не сотворен – он продолжает твориться
13 Итак, что же собственно «русского» мы увидели в этой философии? Какие проблемы оказались в центре ее внимания? И философия ли это?
14 Рыцарь-м онах 1 Общество любомудров 2 Рыцарь-м онах 1 Культурно-исторические типы 3 Философия есть истинная поэзия…4 София – Душа мира 6 Соборное «живо знание» 7 Диалектика – алгебра революции 8 Константин Леонтьев 9 Явление--Идеи--Абсолютное бытие «Объективация» Я гляжу на действительность, столь презираемую мною прежде, и трепещу таинственным восторгом, сознавая ее разумность… «младенческая простота» «цветущая сложность» 25 «вторичность простоты» 25 … Царь-Пушка, которая ни разу не выстрелила и Царь- Колокол, который ни разу не зазвонил Логос – от Бога. Свобода же из бездны, предшествующей Бытию…
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.