Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнтонина Кавелина
1 Региональный экзамен по русскому языку в 8 кл Советы и рекомендации по подготовке Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «Северная СОШ 2» Коваль Веры Александровны 2014 г
2 Структура работы Часть А – 11 заданий Часть В – 5 заданий Часть С – 1 задание На выполнение работы отводится 105 минут
3 А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1)з Авидно 2) укр Аинский 3) п Однята 4) (по) ср Едствам (Орфоэпический минимум)
4 А2. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1) (В)ТЕЧЕНИЕ часа нельзя было купить билетов на ближайший рейс, ЗА(ТО) можно было забронировать места на утренний поезд. 2) Матушка ТАК(ЖЕ) припомнила события прошлой весны, (ПО)ЭТОМУ решила не приглашать на вечер этих знакомых. 3) Чернецов усмехнулся, лицо его стало ТАКИМ(ЖЕ), каким было (В)НАЧАЛЕ разговора. 4) На Западе давно подметили, что русские вначале создают себе почти непреодолимые трудности, ЧТО(БЫ) ЗА(ТЕМ) мужественно с ними справиться и выйти, в конечном счете, победителями.
6 Алгоритм разбора задания А2. 1. Определи часть речи, задав к слову вопрос. Помни! К самостоятельным частям речи можно задать вопрос, к служебным – нет. 2. Посмотри, есть ли в вариантах ответа одинаковые формы, и определи, одинаковую ли функцию они выполняют (в зависимости от этого написание может изменяться) 3. В зависимости от части речи вспомни правило.
7 А3. Укажите предложение, которое содержит составное глагольное сказуемое. 1) Окна затянуло рыхлым инеем. 2) За это время стекла успели заиндеветь. 3) Лыжи, мешок с сухарями и все нужное для побега было давно запасено у него. 4) Пол был холоден, как мрамор.
8 А4. Укажите предложение, в котором надо поставить тире между подлежа щим и сказуемым. 1) Запоздалый совет что дождь после жатвы. 2) Русская песня как вода в запруде. 3) Характер есть окончательно сформировавшаяся воля. 4) Стать человеком настоящее искусство. ! Посмотри внимательно, чем выражено подлежащее и сказуемое и вспомни правило! Тире не ставится, если есть частица НЕ, сравнительные союзы между подлежащим и сказуемым.
9 А5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Только деревья да дома мелькают перед глазами. 2) Это был то ли сон то ли призрачное воспоминание. 3) Ничего из его наследства не тронуто ни людьми ни временем ни землетрясениями. 4) А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют загустившимися озимями.
10 Алгоритм действий по заданию А5 1) В каждом предложении найди однородные члены предложения. 2) Определи, сколько рядов однородных членов есть в предложении. Каждый из рядов рассматривай отдельно друг от друга. 3) Отметь, какими союзами они связаны: без союза, одиночным, повторяющимся или двойным союзом. 4) Построй схему и расставь запятые.
11 А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Служенье муз не терпит суеты; прекрасное (1) должно быть (2) величаво. Это отбитый у мира остров, куда (3) должно быть (4) почти полстолетия скрытно стремилась моя душа. 1)1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
12 Признаки вводных слов и конструкций: к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения; они заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями; они легко убираются из текста без потери смысла. Различай! Одни и те же слова могут быть вводными и нет. Алгоритм выполнения задания А6. 1) Убери вводное слово из предложения, переставь на другое место. Смысл не поменялся? Выдели запятыми. 2) Попробуй задать вопрос к слову, которое, как ты думаешь, является вводным. Если не задается, скорее всего, оно вводное и выделяется запятыми. 3) Вспомни значения вводных слов. Входит ли твое слово в их число?
14 В задании А7 проверяется соблюдение синтаксических норм Согласование определений и приложений; Я чуть было не угодил в яму с весенней водой, оставшуюся после половодья. Решено было поставить спектакль по пьесе А.П. Чехова «Вишневому саду». Согласование сказуемого с подлежащим; Большинство игроков нашей сборной хорошо выступило в турнире. Сочетание однородных членов Работники заповедника наблюдали (за кем?) и заботились (о ком?) о проживающих здесь тиграх.
15 А7. Укажите предложение с грамматической ошибкой. 1) Двадцать один исполнитель принял участие в последнем туре конкурса имени Чайковского. 2) Мы подошли к теплоходу «Петр Великий». 3) Учителя не обращали внимания на заметки, время от времени появляющиеся в стенгазете. 4) Хотелось бы показать и рассказать немного о нашем крае.
16 А9. Какой стиль и тип речи представлены в предложениях 37-44? 1. художественный стиль, повествование 2. публицистический стиль, повествование 3. публицистический стиль, описание 4. научный стиль, описание
17 Стили речи
19 Типы речи Описание это словесное изображение кого- либо или чего-либо Вспомни, как ты описываешь фотографию или картину ОПИСАНИЕ= ПРИЗНАК 1 +ПРИЗНАК 2 +ПРИЗНАК 3
20 Повествование это рассказ о событиях Вспомни, как ты пересказываешь фильм или сюжет книги ПОВЕСТВОВАНИЕ= СОБЫТИЕ 1 + СОБЫТИЕ 2 + СОБЫТИЕ 3
21 Рассуждение это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли Вспомни, как ты строишь речь, когда пытаешься кого-либо убедить в своей точке зрения РАССУЖДЕНИЕ= СУЖДЕНИЕ 1 + СУЖДЕНИЕ 2 + СУЖДЕНИЕ 3
22 А10. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дышит» (предложение 40). 1. поглощает кислород 2. втягивает воздух 3. пропускает воздух 4.наполнено
23 А11. Укажите, в каком предложении средством речевой выразительности является Сравнение Фразеологизм Метафора Эпитет Олицетворение
24 В1. Из предложения 14 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИМЫКАНИЕ
25 Подчинительная связь – это связь, объединяющая предложения или слова, одно из которых – главное (подчиняющее), а другое зависимое (подчинённое). Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. зеленые глаза, писать письма, трудно передать. В словосочетании выделяется главное (от которого задается вопрос) и зависимое (к которому задается) слово: глаза (какие?) зеленые
26 .
27 Алгоритм действий 1 к заданию В1 1)Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому. 2) Определи часть речи зависимого слова. 3) Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову. 4) По выявленным признакам определи тип связи.
28 Алгоритм действий 2 к заданию В1 1. В тексте тебе легче найти сначала зависимое слово. 2. Если тебе необходимо согласование, ищи слово, отвечающее на вопрос какой? чей? 3. Если тебе необходимо управление, ищи существительное или местоимение не в именительном падеже. 4. Если тебе необходимо найти примыкание, ищи неизменяемое слово (инфинитив, деепричастие, наречие или притяжательное местоимение). 5. Установи, от какого слова ты можешь задать вопрос к зависимому слову.
29 В2. Выпишите грамматическую основу предложения 29. Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое). Помни! Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и числительным, сочетанием слов, инфинитивом. Семеро (числит.) одного не ждут Несколько человек (сочет.) закончили задание. Жить (инф.) – Родине служить.
30 Сказуемое. В русском языке выделяют три типа сказуемых
31 Помни! Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые. Мне необходимо сойти на этой остановке. Ловушка! Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого. Она показалась мне смешной. Учитель был строгим.
32 Ловушка! В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать? Предложения могут быть составлены по разным моделям: подлежащее + сказуемое; только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения); подлежащее + однородные сказуемые; однородные подлежащие + сказуемое.
33 В3. Среди предложений найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
35 Односоставные предложения со сказуемым. Прежде всего, при отсутствии подлежащего мы определяем, чем выражено сказуемое – личной или безличной формой. Напомним, что в русском языке глаголы изменяются по лицам, семантика которых такова: 1-е лицо – говорящий или говорящий и другие (я, мы), 2-е лицо – собеседник или собеседник и другие (ты, вы), 3-е лицо - лица, не принимающие участия в разговоре, чаще всего те, о ком идет речь. Они могут быть неизвестны (он, она, они). В любом личном предложении мы можем подставить местоимение, в безличном же такая подстановка невозможна либо по смыслу, либо в именительном падеже.
36 Ловушка! Не забывайте, что подлежащее должно стоять в именительном падеже! Мне не сидится на месте. (мне, хотя и подразумевает производителя действия, не является подлежащим, так как употреблено в форме дательного падежа).
37 В4. Простое осложненное предложение. Средства осложнения простых предложений Обращения; Вводные слова; Однородные члены; Обособленные члены предложения (приложения, определения, обстоятельства); Уточняющие члены предложения.
38 Приложения определение, выраженное сущ-ным, которое дает другое название, которое характеризует предмет, выделяется запятыми. Вот оно, объяснение. Могучий Лев, гроза лесов, лишился силы. Вы, как инициатор, должны играть главную роль. Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.
39 Уточняющие члены предложения Уточняющие члены предложения - те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения. Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени. Выделяются запятыми. Могут вводиться словами то есть, или (= то есть), иначе, именно и т.д Впереди, у самой дороги, горел костер. Гроза началась вечером, часу в десятом.
40 В5. Средства связи предложений в тексте. Союзы Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся слабее. Использование личных (он, она, они) и указательных (этот, тот, эта, та, эти, те) местоимений вместо слов из предшествующих предложений. Лебеди летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря. Наречия Вдруг… Сначала… Потом… Внизу… Справа… Рядом
41 С1. С1 Напишите сочинение- рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Михаила Викторовича Панова: «Язык неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества».
42 Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.В. Панова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. (в идеале -130 слов).
43 1. Как должно быть построено сочинение? Рассуждение состоит из следующих частей: 1. Вступление - тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов- примеров.
44 2. Как начинать сочинение? Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В задании рекомендуется начать сочинение со слов лингвиста М. Панова. Но это не принципиально. Так как объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то 2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что вступление должно быть значительно меньше основной части).
45 Рассмотрим несколько возможных вариантов вступления Вариант 1. Известный лингвист М. Панов утверждал: «Язык неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
46 Вариант 2. Я согласна с высказыванием известного лингвиста М.Панова о том, что «язык неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества».
47 Вариант 3 «Язык неисчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества,» - писал ученый М. Панов. Известный лингвист прав. Докажем это.
48 Основная часть Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста... Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
49 Аргументы Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая …, автор использует синонимы «…" (предложение..), «…" (предложение..), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть …(указана роль в тексте).
50 Вывод В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом,... Итак,... Следовательно,... В итоге можно прийти к такому выводу:... В заключение можно сказать, что... Мы убеждаемся в том, что... Обобщая сказанное,... Из этого следует, что... и т.д. Например: Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль М. Панова о богатстве и выразительности русского языка..
51 Система оценивания Часть А - 11 баллов Часть В – 7 баллов Часть С – 19 баллов
52 Шкала перевода первичных баллов в школьные оценки Отметки«2»«3»«4»«5» Интервал баллов 0 – 1415 – – – 37
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.