Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемФаина Горбовская
2 Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастье куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.
3 Лицей был основан по мысли Императора Александра I с целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной и составлявшего из отличнейших воспитанников знатных фамилий». Лицей решено было создать в Царском Селе
4 Постановление о лицее обнародовано 11 января 1811 года, хотя было Высочайше утверждено еще 12 августа 1810 года, когда для помещения лицея отведен 4-х этажный «новый» флигель Большого дворца, «с особым помещением под больницу, кухню и прочие хозяйственные принадлежности, а равно и для жилья чиновников».
5 Осенью 1811 года Пушкин поступил в Царскосельский лицей только что возникшее закрытое дворянское учебное заведение нового типа. Программа Лицея, рассчитанная на шесть лет, охватывала и гимназический («начальный») и университетский («окончательный») курсы. Воспитанники должны были круглый год жить в Лицее и не отпускались домой даже на каникулы. Пушкин попал в число учеников Лицея благодаря связям Сергея Львовича и Василия Львовича. Немалое содействие оказал при этом А. И. Тургенев.
7 19 октября состоялось торжественное открытие лицея в присутствии императора, членов императорского дома, членов Священного Синода и Государственного совета, министров, иностранных гостей. После богослужения на торжественном собрании была прочитана и передана лицею на вечное хранение высочайшая грамота. Затем произнесли речи директор лицея В. Ф. Малиновский и профессор А. П. Куницын. Профессор наставлял двенадцатилетних слушателей быть добродетельными, достойными своих знаменитых предков и позаботиться о славе своего имени. Этот день стал потом ежегодным лицейским праздником.
11 6 утра подъем по звонку С 7 до 9 часов класс (учебные занятия) В 9 часов чай с белой булкой (никаких завтраков!) С 9 до 10 часов первая прогулка (хорошо гулялось летом, когда Царское Село становилось «Петербургом в миниатюре», осенью же «все разъедется в столицу или куда хочет, а чем убить такое скучное время? Вот тут-то поневоле призовешь к себе науки») С 10 до 12 часов класс С 12 до 1 часу вторая прогулка В 1 час обед из трех блюд С 2 до 3 часов чистописание или рисование С 3 до 5 класс В 5 часов чай С 5 до 6 часов прогулка С 6 до половины 9-го повторение уроков или дополнительные занятия для отстающих В половине 9-го ужин После ужина до 10 часов отдых, развлечения В 10 часов сон
12 Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все шесть лет обучения (2060 «лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома, составляя единую лицейскую семью. В верхнем этаже были спальни. В каждой из них стояла железная кровать, комод, умывальник и конторка (высокий письменный стол с наклонной доской) с чернильницей. Общие комнаты освещались масляными лампами, это было роскошью для того времени, т.к. в России были широко распространены свечи. А лампы горели только во дворцах да у немногих богатых людей. Спальни воспитанников были пронумерованы, и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Особенно это было удобно, когда они друг другу писали записки, чтоб не раскрываться, они подписывались номером комнаты. У Пушкина был 14, а у его ближайшего друга Ивана Пущина 13. Перегородка между комнатами была тонкая, и лицеисты часто перед сном переговаривались.
13 Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетия мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни.
14 Однако само направление лицейского преподавания и система воспитания вышли далеко за рамки официальных «предначертаний», так как лицеисты попали в руки передовых русских педагогов В. Ф. Малиновского и А. П. Куницына. При содействии первого директора Лицея В. Ф. Малиновского в лекциях лицейских профессоров (как об этом свидетельствуют дошедшие до нас записи лекций) осуждался деспотизм и пропагандировались идеи политической свободы как необходимого условия расцвета культуры, науки, искусства. В лицейской системе воспитания отразились идеи передовой русской национальной педагогики, основанной на идейности, патриотизме, ненависти к деспотизму. Неслучайно поэтому лицейская система подверглась разгрому в период усиления правительственной реакции.
15 Пушкин и его друзья оказались в центре идейной борьбы, которая велась в Лицее как среди воспитанников, так и среди воспитателей. Так, при ближайшем участии Пушкина был изгнан из Лицея «надзиратель по нравственной части» Пилецкий- Урбанович, реакционер и полицейский шпион. Через Пущина и Кюхельбекера, которые были участниками кружка члена Союза благоденствия Бурцова, в Лицей также проникали вольнолюбивые идеи. В результате всех этих обстоятельств Лицей сделался рассадником «вольнодумства», хранилищем запрещенной литературы. Лицейский «союз» выдвинул из своей среды трех декабристов Пущина, Кюхельбекера и Вольховского. «Лицейский дух» стал в реакционных кругах синонимом политической оппозиционности. Каков был этот «дух», видно из представленного в 1826 году Николаю I доноса Булгарина, который главным образом метил в Пушкина, как самого яркого представителя этого лицейского духа
16 "Основою всякого воспитания должна быть любовь. Должно любить детей, которых мы хотим воспитывать, сердечно любить их: без этого невозможно приобрести от них добровольное повиновение, радушие и доверие, на которых утверждается всякое разумное воспитание." Е.А. Энгельгардт
17 8 января летний Александр Пушкин в переполненном зале в присутствии прославленного поэта Гавриила Романовича Державина читал свое глубоко патриотическое произведение, гимн народу – победителю в Отечественной войне 1812 г. – «Воспоминания в Царском Селе». В этот день Пушкин был признан поэтом.
18 В начале 1817 г. лицейским воспитанникам впервые за 6 лет разрешили побывать дома на рождественских каникулах. В течение долгих пяти лет 29 юношей составляли своеобразную семью. Веселые и меланхоличные, добродушные, а порой и злые насмешки, сдержанные и безудержно пылкие и внутренне, они породнились. Но, как многочисленные братья одной семьи, они были и остались различны.
19 Промчались годы заточенья; Недолго, мирные друзья, Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля. Разлука ждет нас у порогу, Зовет нас дальний света шум, И каждый смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум…
20 Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. На лицевой стороне медали были изображены: сова – мудрость; лира – поэзия; венок дубовый – сила; венок лавровый – слава; под лирой на полу развернутом свитке – фамилия получившего медаль и год выпуска. Над всем этим надпись: «ДЛЯ ОБЩЕЙ ПОЛЬЗЫ». Это изображение стало в дальнейшем эмблемой Лицея, его гербом.
21 19 мая 1817 г. было определено, что окончившие курс воспитанники Лицея поступают на гражданскую службу с чинами от IX до XIV класса включительно и на военную службу в гвардейские или армейские полки. Золотые медали получили: В.Д. Вольховский – 1-я (Большая), А.М. Горчаков – 2-я (Малая); серебряные медали получили: Д.М. Маслов - 1-я, С.С. Есаков – 2-я, В.К. Кюхельбекер – 3-я, С.Г. Ломоносов – 4-я.
22 «Идите, друзья, на новом вашем поприще! Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть не страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас…»
23 Первый выпуск стал самым знаменитым в истории России: А. С. Пушкин, И. И. Пущин, А.А.Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, А. М. Горчаков (будучи государственным канцлером, учредил стипендию имени Е. Энгельгардта для отличившихся учеников), Ф. Ф. Матюшкин, М. А. Корф и др. Среди последующих выпускников были К. Веселовский, Ф. Торнау, Н. Данилевский, Я. Грот, В. Безобразов, Н. Гирс, Д. Толстой, В. Шварц, М. Салтыков-Щедрин, Л. Мей. К столетней годовщине (1911) всех выпусков было 67, воспитанников 1818.
24 ... А там мой мраморный двойник, Поверженный под старым кленом, Озерным водам отдал лик, Внимает шорохам зеленым. И моют светлые дожди Его запекшуюся рану... Холодный, белый, подожди, Я тоже мраморною стану. А. Ахматова
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.