Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЮлия Симанская
1 «Развитие мотивации учащихся к предмету через организацию различных видов деятельности» «Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, – воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мысли...» В.А. Сухомлинский Министерство образования и науки РФ
2 Содержание Автор опыта, адрес опыта Мотивационно – целевой компонент опыта Актуальность опыта Задачи, стоящие перед автором опыта Методы исследования Гипотеза автора Мотивация: предпосылки и история вопроса Мотивация: теоретические положения Мотивы при изучении немецкого языка Антимотивы при изучении немецкого языка Система формирования мотивации изучения иностранного языка: - Игровая технология - Интегративная технология на основе пения - Организация работы с лексическим материалом - Роль кабинета в формировании мотивации изучения иностранного языка Результативность педагогической деятельности автора Практический выход по теме исследования
3 Еремеева Светлана Валерьевна, учитель немецкого языка I категории Автор опыта Адрес опыта Алтайский край, г.Бийск ул. Горно-Алтайская – 52 МОУ «Средняя общеобразовательная школа 25»
4 Мотивационно-целевой компонент опыта «Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами» Федеральный компонент ГОС общего образования РФ «Творческая инициатива как условие и результат стимулирования познавательной самостоятельности обучающихся и повышения качества образования в школе» Тема МОУ «Средняя общеобразовательная школа 25» «Развитие и повышение мотивации к изучению иностранного языка» Тема МО учителей иностранного языка МОУ «СОШ 25» «Развитие мотивации учащихся к предмету через организацию различных видов деятельности» Тема автора опыта, учителя МОУ «СОШ 25»
5 Проблема выбора иностранных языков для изучения учащимися в школе является одной из важных проблем современной языковой политики. Предлагаемая работа по данному вопросу, а также система деятельности учителя немецкого языка, направленная на формирование положительной мотивации его изучения в школе, основаны на трудах Н.Д. Гальсковой, А.К. Марковой, И.А. Зимней, В.В. Сафоновой. По мнению Н.Д.Гальсковой, выбор иностранных языков для изучения в школе на современном этапе обусловлен действием целого ряда факторов: статусом иностранного языка в мире; престижностью / непрестижностью иностранного языка как средства общения; личной потребностью граждан в изучении того или иного иностранного языка. Актуальность опыта
6 Следует также отметить, что социальный заказ по отношению к конкретным языкам формируется под влиянием внутренних и внешних политических и экономических предпосылок. Новые экономические и социально–политические условия с одной стороны, а с другой – большая свобода образовательных учреждений в выборе содержания образования существенно изменили соотношение традиционно изучаемых в общеобразовательной школе языков: так за последние 12 лет количество учащихся, изучающих французский и немецкий языки, сократилось более чем на 10% (в целом по стране). Приоритетное положение английского языка, объяснимое как экстралингвистическими так и лингвистическими причинами, характерно не только для отечественной школы. Конечно, нельзя управлять динамикой престижности / непрестижности иностранного языка, но можно несколько «редуцировать» процесс наступления английского языка на образовательные программы через популяризацию других языков, таких как немецкий и французский.
7 изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения иностранного языка исследования по проблеме мотивации; изучить передовой педагогический опыт; провести исследование наличия мотивов и «анти мотивов», влияния различных видов деятельности на развитие и повышения интереса к изучению иностранного языка; опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать выводы; подготовить материал для передачи опыта. Задачи, стоящие перед автором опыта
8 Методы исследования Анализ литературы по рассматриваемой проблеме Изучение материалов Интернет-ресурсов Наблюдение за педагогическим процессом Беседа Анкетирование
9 Гипотеза автора Игровая технология Интегративная технология на основе пения Организация работы с лексическим материалом Оформление кабинета Стимулы повышения мотивации: Стимулы повышения мотивации:
10 Мотивация: предпосылки и история вопроса Предпосылки Рационализм: Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека. Иррационализм: Поведение животного в отличие от человека управляется неосознаваемыми силами биологического плана, а их истоки в органических потребностях. Теории мотивации С 30-х годов ХХ века: Теория мотивации К. Левина Работы А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс Россия: с 1917 и до середины 60-х г.г. ХХ в. - изучение познавательных процессов, так например, теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева. Проблемная мотивация Л.И. Божович, А.К. Маркова В 60-х годах Д.Б. Элькониным и В.В.Репкиным была разработана теория учебной деятельности (УД), основанная на концепции Л.С.Выготского, о ведущей роли обучения в развитии ребёнка, которая позволяет по-новому взглянуть на проблему мотивации и открывает новые пути для формирования устойчивых положительных мотивов у школьников.
11 МОТИВАЦИЯ, и, мн. нет, ж. [нем. Motivation, фр. motivation < лат. см. мотив 1]. Наличие причинно-следственной связи между какими- н. действиями, явлениями, поступками. Изучать мотивацию поведения детей. (Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина) МОТИВАЦИЯ - динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. (Глоссарий.ru) МОТИВАЦИЯ - система побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение ИЯ, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности. (И. А. Зимняя Психология обучения иностранным языкам в школе ) Мотивация: теоретические положения
12 Мотивация Внешняя мотивация- мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (широкая социальная мотивация) Внутренняя мотивация – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности (мотивация, связанная перспективным развитием личности; коммуникативная мотивация; мотивация, порождаемая учебной деятельностью)
13 Мотивы при изучении немецкого языка (по данным анкетирования учащихся МОУ «СОШ 25») мне нравится немецкий язык, нравится узнавать новое; мне нравится немецкий язык, потому что учительница добрая, всегда хорошо объясняет; немецкий язык может пригодиться в будущем; хочу научиться общаться на немецком языке; мне нравится, когда играем, поем; нравится учить стихи; люблю переводить; нравится писать, сочинять на немецком языке; нравится все, что делаем на уроке; нравится рисовать, составлять кроссворды.
14 я не люблю немецкий язык, т.к. он мне не нужен, я хотел бы изучать английский; немецкий язык не пригодится; не хочу заниматься, немецкий язык дается плохо; не нравится, т.к. много задают; не все понимаю, а дома помочь некому; плохая память (не могу запоминать слова). Антимотивы при изучении немецкого языка (по данным анкетирования учащихся МОУ «СОШ 25»)
16 игровая технология, интегративная технология на основе пения, организация работы с лексическим материалом, оформление кабинета. Система формирования мотивации изучения иностранного языка
17 Игра - одно из распространенных средств развития интереса к предмету. По мнению психологов и дидактов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия), мотивация, создаваемая игрой (игровая мотивация) должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической. Игровая технология Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности (В.А.Сухомлинский)
18 развлекательная коммуникативная самореализации терапевтическая диагностическая коррекционная социализации Функции игры :
19 Начальная и средняя ступени обучения Старшее звено ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ /обучающие, тренировочные, контролирующие…/: игры для обучения чтению, развитию фонетического слуха игры для введения и первичного закрепления лексики, для активизации лексического материала игры для автоматизации использования в речи грамматического материала РОЛЕВЫЕ ИГРЫ /контроль знаний, повторение изученного языкового и тематического материала, углубление знаний/ ВИКТОРИНЫ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ (ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ) РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / учет возрастных особенностей учащихся, их интересов; расширение контекста деятельности; контроль знаний, повторение изученного материала /: с опорой на ключевые слова с опорой на образец имитационного характера с элементами аудирования с предметом ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ (ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ВИКТОРИНЫ Классификация игр в зависимости от ступеней обучения
20 Интегративная технология на основе пения Поддерживая интерес к языку как к средству общения, необходимо развивать интерес к нему как носителю своеобразной культуры. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование духовного наследия страны изучаемого языка, в частности, музыкальные произведения. Песня на «не родном» языке как один из музыкальных жанров является, с одной стороны, образцом звучащей иноязычной речи, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня формирует духовную культуру учащихся.
21 Пение на уроках иностранного языка решает комплекс педагогических задач: развитие артикуляционного аппарата; обогащение словарного запаса, активного усвоения иноязычной лексики, развитие долговременной памяти; совершенствование навыков иноязычного произношения; развитие образно-художественной памяти; развитие детского творчества.
22 введение (тематическое/ языковое /в виде специально созданной атмосферы); презентация: произведение предлагается для первой субъективной и индивидуальной реакции и ассоциаций; осмысление: учащиеся знакомятся со спецификой и содержанием произведения; переосмысление: учащимся предлагается проникнуться общей идеей, более полно раскрыть свои первые впечатления о музыке или даже изменить таковые; применение: учащиеся используют музыкальный отрывок в определенной социальной или исторической реальности. Этапы работы с музыкальным произведением
23 пение / прослушивание песен; ритмичные движения под музыку; обсуждение текстов песен, групп, певцов; перевод текстов песен; использование песен как источника для работы с грамматикой и лексикой; передача определенного культурного содержания через песню; эмоциональные выражения. Способы применения песен на уроках иностранного языка
24 Организация работы с лексическим материалом Опыт учителей показывает, что одним из эффективных приемов обеспечения интереса у детей к учению, повышения их активности и работоспособности, творческой инициативы является использование пословиц и поговорок на уроках иностранного языка. Работа с данным лексическим материалом помогает учащимся в непринужденной игровой форме отработать произношение отдельных звуков, совершенствовать ритмико-интонационные навыки, усвоить строй языка, обогатить словарный запас, развить память и эмоциональную выразительность речи.
25 Работа с пословицами и поговорками может быть проведена на разных этапах обучения, для решения таких задач, как: отработка навыков произношения; введение/закрепление лексического материала; обучение грамматике.
26 Роль кабинета в формировании мотивации изучения иностранного языка Среди множества вопросов, связанных с преподаванием и пропагандой немецкого языка, особое место отводится правильно оборудованному и хорошо оформленному кабинету. Основная цель функционирования кабинета иностранного языка в школе – это помощь учащимся в развитии речевых навыков и умений, формирование интереса к изучению языка, расширение кругозора, а для учителя – совершенствование приемов и форм обучения.
27 Автор данной работы пытается реализовать в кабинете немецкого языка следующие принципы: наглядности, обеспечивающий формирование заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка и являющейся неотъемлемым источником учебной информации; доступности представляемого в кабинете материала включающего как учебно-наглядные пособия, так и работы учащихся; системности, обеспечивающий функционирование всех структур кабинета немецкого языка в определенном режиме для достижения поставленной цели.
29 Результативность педагогической деятельности автора Повышение интереса учащихся к предмету «Немецкий язык» : рост числа желающих изучать немецкий язык в качестве основного иностранного языка
30 Творческая активность учащихся – повышается количество учащихся, пробующих проявить себя в творческих работах, как в урочной, так и во внеурочной деятельности (сочиняющих сказки, рассказы, стихотворения на немецком языке, создающих коллажи и стенгазеты, принимающих участие в Декаде изучения иностранного языка.
32 Результативное участие учащихся в городских олимпиадах – 2001 год -1 место среди учащихся 9 классов, 2002 год -3 место среди учащихся 10 классов, 3 место среди учащихся 9 классов, 2004 год -4 место среди учащихся 11 классов
33 Год Сдавало«5»«4»«3»«2»Качество Успеваем ость 2003/ % 2004/ % 2005/ %100% Результаты сдачи выпускных экзаменов - Наличие медалистов – 2004/2005 учебный год – Лавронович Олеся окончила школу с серебряной медалью
34 Стабильно высокое качество знаний учащихся -
35 Практический выход по теме исследования Участие в региональной образовательной выставке АКИПКРО (Почетная грамота за творческий подход к решению проблем современного образования, успешность обучения и воспитания) Выступление на городском МО учителей немецкого языка по теме самообразования «Игровые технологии как средство повышения мотивации к предмету» (2004 год)
36 Публикация в научно-методическом журнале «Иностранные языки в школе» (5, 2004 год) разработок игр, внеклассных мероприятий (Благодарственное письмо и методическая литература от редакции журнала, от Немецкого культурного центра им. Гете за «большой вклад в дело распространения немецкого языка и культуры в нашей стране») Подготовка и проведение совместно с другими учителями школы городского семинара учителей немецкого языка по теме «Игровые технологии как средство повышения мотивации» »; выступление с теоретической частью, показ видеоматериала с уроков и внеклассных мероприятий (2005 год)
37 Выступление на секции «Возможности школьного курса ИЯ в обеспечении содержания предпрофильного и профильного обучения» региональной образовательной выставки филиала АКИПКРО (2006 год) Создание и апробация элективного курса «Страноведение» (Немецкий язык, классы) ( год)
38 Участие в региональной образовательной выставке АКИПКРО «Профильная школа – механизм реализации личностно-ориентированного образования» (Почетная грамота за высокий уровень профессиональной компетентности) Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября», разработки внеклассных мероприятий размещены на сайте, получен Диплом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале (2006 год)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.