Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВячеслав Храпов
1 Язык программирования Паскаль
2 Паскаль Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа
3 Разработчик Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в годах Он был опубликован в 1970 году Виртом как небольшой и эффективный язык, чтобы способствовать хорошему стилю программирования, использовать структурное программирование и структурированные данные
4 Программирование на Паскале: Заголовок программы Раздел описания Основной блок программы Program ; Const ; Type ; Var ; Begin ; End.
5 Алфавит языка Латинские буквы (А-Z, a-z) Цифры 0-9 Специальные символы: + - * / = { } [ ]., ( ) : ; $ # Служебные слова Идентификаторы- символическое имя определенного программного объекта Идентификаторы-
6 Служебные слова – предназначены для написания команд. В Турбо-Паскале есть несколько служебных десятков слов, которые программисту нельзя использовать в качестве имен переменных. Такими словами являются: procedure until do if program var downto in while case function or type const goto to mod div and file not string else begin for of then
7 Правила создания идентификаторов 1. Состоит из строчных или прописных латинских букв, цифр и знака подчеркивания «_». 2. Начинается с буквы или знака подчеркивания «_». 3. Не может быть служебным словом. 4. Длина не должна превышать 127 символов 5.Желательно, чтобы идентификатор отображал смысл переменной. Правильные идентификаторы: Temp_ x1 _33name _1_2_3 My_Variable Неправильные идентификаторы: Temp- 1x 33name1_2_3 My Variable
8 Переменная := Выражение; Примеры: A:=3*4.8; Su:=X+X*4.78; C:=C+1; Выражение должно быть записано в виде линейной цепочки символов! Между всеми элементами выражения должны быть знаки операций 3 х 3*х Аргументы функций должны быть заключены в (): sinx sin(x)
9 Задачи: Определите значение переменной после выполнения следующего фрагмента программы: 1) a : = 7 ; a : = a – 4 ; b : = –a ; c : = –a + 2 * b ; 2) a : = 2 ; b : = ; b : = 1 – b ; c : = –b + 3 * b ; 3) a : = –3 ; b : = a + 3 ; b : = 1 – b ; c : = –b + 3 * a ;
10 Стандартные процедуры и функции: Abs (x) – абсолютное значение аргумента x; ArcTan (x) – арктангенс x, выраженный в радианах; Cos (x) – косинус x, x задается в радианах; Sin (x) – синус x, x задается в радианах; Sqr (x) – квадрат x; Sqrt (x) – квадратный корень из x; Exp (x) – e x (экспонента); Ln (x) – натуральный логарифм x; Pi – число π (3, …); Frac (x) – дробная часть x; Int (x) – выделяет целую часть x; Random (x) – генерирует случайное число в пределах [0; x);
11 Правила записи арифметических выражений: Не допускаются два следующих подряд знака операций; Приоритет операций: *,/,div,mod,+,-. Несколько записанных подряд операций одинакового приоритета выполняются последовательно слева направо. Часть выражения заключенного в скобки выполняется в первую очередь.
12 Арифметические операции: + A+B - A-B / A/B * A*B Div A div B Mod A mod B
13 Записать по правилам языка Turbo Pascal следующие выражения:
15 Типы данных: Типы данных определяются по свойствам величин: 1)Форма внутреннего представления. 2)Множество принимаемых значений. 3)Множество допустимых операций.
16 Целые типы: Идентификатор Длина(байт)Множество значений Integer byte word20…65535 shortint1-128…127 longint …
17 Вещественный тип Идентификатор Длина(байт)Диапазон real62.9* …1.7*10 38 single41.5* …3.4*10 38 double85* …1.1*
18 Описание переменных Var m,n,k: Integer; x,y,z: Real; Symbol: Char;
19 Описание констант Const Max=1000; G=9.8; Cod=ОШИБКА;
20 Ввод данных. Это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся исходные данные решаемой задачи. Read ( ) Пример: Read(a,b,c,d) Var T: Real; J: Integer; K: Char; Begin Read (T,J,K); Набираем на клавиатуре: G (Enter)
21 Ввод потоком. Var A,B: Integer; C,D: Real; Begin Read(A,B); Read(C,D); Набираем на клавиатуре: (Enter) 2.62Е Е+01 (Enter)
22 Ввод строками. ReadLn( ) ReadLn(A,B); ReadLn(C,D); (Enter) 2.62E E+01 (Enter)
23 Вывод на экран. Write ( ) Пример: Write (234); {выводится целая константа} Write(A+B-2);{результат вычисления} Write(X, Summa, Arg1,Arg2);{выводятся значения переменных}
24 Вывод строкой. WriteLn( ) WriteLn (I,,J,,K);
25 Форматы вывода. Формат определяет представление выводимого значения на экране. Он отделяется от соответствующего ему значения двоеточием.
26 Примеры: I=134 I=287 I=134 Write (I) Write(I,I,I) Write(I:6) _ _ _134 R= R=46.78 Write(R) Write(-R:12) E E+01 R= R= Write(R:8:4) Write(R:7:2) _ 46.78
27 Управление символьным выводом на экран. Дополнительные возможности управления выводом на экран дают процедуры и функции модуля CRT. Формат команды: Uses CRT Для работы с модулем необходимо знать: Режимы экрана; Координаты на экране; Текстовое окно; Цвет фона и цвет символа.
28 Режимы экрана. В модуле CRT каждый режим имеет определенный номер, за которым закреплено символическое имя (описанная константа). Для установки режима экрана используется процедура: TextMode ( ) Пример: TextMode(1); TextMode(CO40); По умолчанию устанавливается режим СО80.
29 Координаты позиции. Каждая символьная позиция на текстовом экране определена двумя координатами (Х, У). Х – позиция в строке; У – номер строки, в которой находится символ. Строки нумеруются сверху вниз. Для установления курсора на экране в позицию с координатами (Х, У) в модуле CRT существует процедура: GoToXY(X, Y) Координаты курсора задаются переменными типа Byte.
30 Пример программы. Программа очищает экран и выставляет в центре символ «*»: Uses CRT; Begin ClrScr; GoToXY(40,13); Write(*) End.
31 Текстовое окно. Прямоугольное пространство на экране, в котором производится вывод символов, называется текстовым окном. Процедура: Window(X1,Y1,X2,Y2) –определяет положение и размер окна. X1, Y1, X2, Y2 – переменные типа Byte, координаты верхнего левого и правого нижнего угла окна.
32 Управление цветом. В модуле CRT объявлены константы, имена которых представляют собой английские названия цветов, а соответствующие им значения – порядковые номера этих цветов. Процедура назначения цвета фона: TextBackGround(Color) Аргумент величина типа Byte, задающая номер цвета. Процедура назначения цвета символа: TextColor(Color).
33 Пример программы: По очереди откроются четыре окна, и каждое из них будет залито своим фоновым цветом: Uses CRT; Begin Window(1,1,40,12); TextBackGround(White); ClrScr; Window(41,1,80,12); TextBackGround(Red); ClrScr; Window(1,13,40,25); TextBackGround(LightRed); ClrScr; Window(41,13,80,25); TextBackGround(Green); ClrScr; End.
34 Пример программы: На белом фоне в середине экрана будут выделены номера первых 15 цветов. Каждый номер будет того цвета, который он обозначает: Uses CRT; Var I: Byte; Begin TextBackGround(White); ClrScr; GoToXY(1,12); For I=0 To 14 Do Begin TextColor(I); Write(I:5); End; End.
35 Процедуры управления текстовым экраном из модуля CRT. ClrEOL –стирает часть строки от текущей позиции курсора до конца этой строки в окне. Положение курсора не меняется. DelLine – уничтожает всю строку с курсором. Нижние строки сдвигаются на одну вверх. InsLine – вставляет пустую строку перед строкой, в которой стоит курсор. LowVideo, NormVideo, HighVideo – устанавливает режимы пониженной, нормальной и повышенной яркости символов соответственно. KeyPressed –часто используют для организации задержки окна результатов на экране. Repeat Until KeyPressed; - пустой цикл, который крутится на месте до нажатия какой-либо клавиши. Ставится в конце программы.
36 Пример: В приведенной выше программе перед концом добавим: Repeat Until KeyPressed; Window(1,1,80,25); TextBackGround(Black); ClrScr;
37 Логические величины, операции, выражения. Логический оператор присваивания. Логические значения обозначаются служебными словами false (ложь) и true(истина), а идентификатор логического типа – boolean. Кроме величин (констант и переменных) типа boolean логическое значение false и true принимают результаты операций отношения.
38 Операции отношения. Операции отношения осуществляют сравнение двух операндов и определяют, истинно или ложно соответствующее отношение между ними. := =(равно) <>(не равно) <(меньше) >(больше) = (меньше(больше) или равно)
39 Логические операции. Not – отрицание And – логическое умножение. Or – логическое сложение. Xor – исключающая или. Операции отношения имеют самый низкий приоритет, поэтому заключаются в скобки.
40 Логическое выражение. Логическая формула, записанная на языке программирования. Состоит из логических операндов, связанных логическими операциями и круглыми скобками. Результатом вычисления логического выражения является булева величина (false или true). Логическими операндами могут быть логические константы, переменные, функции, операции отношения.
41 Примеры логических выражений. A, b, c – логические переменные. X, y – вещественные переменные, K – целая переменная. 1)x<2*y; 2) true; 3) d; 4) odd(k); 5) not not d; 6) not (x>y/2); 7) D and (x<>y) and b; 8) (c or d) and (x=y) or not b. Если d=true; b=false; c=true; x=3; y=0.5; k=5, то результаты вычислений: 1)false; 2) true; 3) true; 4) true; 5) true; 6) false; 7) false; 8) true.
42 Логический оператор присваивания. := Примеры: 1)d:=true; 2)B:=(x>y) and (k<>0); 3)C:=d or b and not(odd(k) and d)/ Odd(k) – функция целого аргумента k, принимает значение true, если k начетное и false, если k – четное.
43 Функции связывающие различные типы данных. Обращение Тип аргумента Тип Результата Действие Ord(x)Любой Порядковый Integer Порядковый номер значения х в его типе Pred(x)Любой Порядковый Тот же, что для х Предыдущее относительно х значение в его типе Succ(x)Любой Порядковый Тот же, что для х Следующее относительно х значение в его типе Chr(x)ByteChar Символ с порядковым номером х Odd(x)IntegerBoolean true, если х нач. False, если х четн.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.