Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЮлия Дьякова
1 Принципы системного подхода в преподавании МИ Жанна Мухамедьярова Канд.наук, РАО, г.Москва, Россия GFDP & Fulbright Scholar, США Конференция «Бизнес- исследования» МАБ&КАИОМР 23 мая 2008
2 Системный подход Направление методологии, исследующее целостность объекта и раскрытие многообразных связей рассматриваемого явления; «Системный анализ», «системные методы», «системно-структурный анализ» Системный подход имеет много общего с «функциональным анализом» Диалектический метод познания
3 Миссия МАБ «Мы готовим новое поколение руководителей для демократического Казахстана, опираясь на международное сотрудничество, взаимодействие с бизнесом и энергию творческой и инициативной команды профессионалов. Мы не только даем знания – мы нацелены на личный успех наших клиентов, партнеров и сотрудников»
4 Миссия МАБ в преподавании курса «Методология Исследования» Преподавание Методологии исследования: Формирование экономического мышления Обучение методике исследований Формирование комплексного видения проблемы исследования Самостоятельный научный проект Предзащита Защита магистерских диссертаций
5 Экономическая наука Современная школа экономической науки имеет два направления: 1. Кейнсианское 2. Неоклассическое (mainstream/мейнстрим) Теория рыночной экономики Поведенческая экономическая теория: один из исследовательских подходов, которые являются альтернативными основному неоклассическому течению; исследуется реальное поведение экономических субъектов 1. Описание конкретного процесса принятия решений 2. Проведение лабораторных экспериментов 3. Опросы на выявление причин того или иного поведения предпринимателей или потребностей 4. Составление компьютерных программ
6 Экономическая наука: новые вызовы современности Мир науки переживает наиболее сложный период: 1) забвение великих экономистов прошлого- с одной стороны, с другой - старые работы экономистов сегодня не соответствуют реальности и уходят из рабочего инструментария 2) огромное количество экономических теорий и моделей 3)плохие результаты в практической хозяйственной деятельности Т.О. Понимание дел в экономической науке непосредственно связано с общеметодологическими основами процесса познания
7 Теория Кейнса Не отрицая познавательной функции экономической науки, заметно усилил ее практическую роль Кейнс считал, что решение социально- экономических проблем зависит от многих обстоятельств---- «методологический холизм»
8 Карл Поппер В знаменитой работе «Логика и рост научного знания» автор признал решающую роль эмпирической проверки при установлении истинности теории» Принцип фальсификации
9 Милтон Фридмен Позиция инструментализма «Эссе о методологии позитивной экономической науки»: подчиненность теории цели прогнозирования Вывод: не следует сосредоточиваться на обсуждении предпосылок, лучше заняться анализом прогнозов
10 Экономическое моделирование на современном этапе Экономическая наука развивалась точно в соответствии с процессом познания Сегодняшние экономические системы характеризуются четырьмя важнейшими особенностями: А. многофакторностью Б. высокой динамичностью В. Высокой ролю информационного ресурса Г. высокой ролью ментальности хозяйствующих субъектов
11 Сущность новой научной парадигмы Как же должны проводиться современные экономические исследования? На каких принципах базируется методология познания экономической реальности? «Чтобы быть эффективными и действенными, новые научные конструкции должны опираться на правильно определенные цели и задачи!» «Доминантой сегодняшней научной парадигмы экономических исследований является умение быстро и четко разрабатывать новые сложные поведенческие модели экономической системы для решения определенных задач в конкретных условиях» (Е.Балацкий)
12 Методология исследования Методология- способ, которым устанавливается отношение между теорией и реальностью Методология определяет предмет и объект анализа, цели и способ построения теории, интерпретацию ее выводов и критерии, в соответствии с которыми теория оценивается
13 Методы научного познания Метода научных абстракций Метод анализа и синтеза Методы исторический и логический Метод материалистической диалектики Метод индукции и дедукции Метод выявления перехода количественных изменений в качественные Имитационное моделирование
14 Основные Характеристики Исследования 1. Актуальность темы исследования 2. Цель и задачи исследования 3. Предмет исследования 4. Объект исследования 5. Методология и методика исследования 6. Научная новизна 7. Практическая значимость 8. Апробация и внедрение результатов исследования
15 Проблема Исследования Cтавя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?» Однако запрос практики не является еще научной проблемой. Он служит стимулом для поисков научных средств решения практической задачи и поэтому предполагает обращение к науке «Проблема- это реальное противоречие, требующее своего решения» Алберт Эйнштейн: «Определение проблемы является часто гораздо более важным, чем ее последующее решение
16 Конкретный пример проблемы исследования из автореферата Нижникова М.А. «Управление денежными потоками в целях их оптимизации» ( на примере ТОО «Caspian» Цель МД: «в ходе анализа производственно-хозяйственной деятельности исследуемой компании разработать рекомендации по оптимизации управления денежными потоками»
17 Общая концепция исследования 1-ый этап: Разработка общей концепции исследования: выбор цели (в форме заказа), выдвижение гипотез, разработка алгоритмов решения, постановка задач… 2 ой этап: конкретизация проблемы, разработка методики исследования 3-ий этап: сбор и обработка информации 4-ый этап: Анализ, моделирование и прогнозирование данных 5-ый этап: Оценка эффективности предпринятого исследования
18 Уровни экономического анализа и экономическая политика-А Экономический анализ (economic analysis) – выведение экономических закономерностей из соответствующих фактов экономической действительности; Известны следующие уровни экономического анализа: Микроэкономический анализ- анализ обособленных экономических единиц: отрасли, фирмы, хозяйства. Микроэкономика дает анализ каждого экономического субъекта;
19 Уровни экономического анализа и экономическая политика-В Медиум- (мезо) анализ ( региональная экономика)- анализ экономики территории: республики, области, города, округа, района и т.д. Макроэкономический анализ – это анализ- исследование рыночной системы как целого явления ( общий уровень цен, ВНП, ЧНП, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, потребление, сбережения, инвестиции, государственный бюджет, безработица, инфляция и т.д.) Макроэкономика на двух уровнях: 1. национальном 2. мировом
20 МИ как междисциплинарный курс Тенденции мировой экономики ( ООН ) Особенности региональной экономики Национальная экономика страны Отраслевой анализ: «IT-индустрия в РК» Микроэкономика: конкретное предприятие или организация
21 Пожелания МВА слушателей МИ как курс разделить на две части: первую из которых можно запланировать читать на первом курсе после 2-3 базовых дисциплин; вторая часть- непосредственно перед защитой диссертации; Составить список экспертов по специализациям; Постоянно действующий методологический семинар
22 Пожелания от МВА преподавателей Заказ от компаний на исследования Тематика исследований, приближенная к реалиям региональной экономики Научные проекты с партнерами Стажировка преподавателей у партнеров Мониторинг проектов Лаборатория обработки полученных результатов
23 Литература Ерохина Е.А. Теория экономического развития. Методология системного исследования экономических систем. М., 2005 Корнев Г.Н. О применении системного подхода в экономических исследованиях. М., 2--7 Кречко С.А. Экономическая теория. М.., 2002
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.