Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнна Огинская
1 Иоанн Златоуст. Выполнила: Студентка группы ДМУ-501 Соловьева Анна.
2 Иоанн Златоуст ( гг.) Учитель церкви и епископ Константинопольский, родился в Антиохии (Сирия). В 387 г. рукоположен в пресвитеры и благодаря своему исключительному красноречию в скором времени заслужил почетное прозвище "Златоуста". В 398 г. Иоанн был избран архиепископом Константинопольским. В Константинополе он стал идолом народа, одновременно объявив войну всем.
3 Бескомпромиссный борец Никогда и ни в ком из отцов церкви богатство не встречало такого противника. Всемогущий Евтропий, переместивший его в столицу, скоро оказался в рядах его врагов. Императрица Евдоксия, веселая женщина, поклонница жизни и удовольствий, сорившая деньгами, не могла нравиться суровому антиохийскому выходцу. Его ближайшими сподвижниками должны были быть его собратья-епископы, белое духовенство и монахи, но Златоуст перессорился с ними. Приезжавшие часто в столицу епископы не видели более ни хлебосольства, ни гостеприимства. Когда они попадали в неприятные положения, Иоанн был беспощаден.
4 Враги. Но самого страшного врага Златоуст приобрел себе в монашестве. Трудно быть более совершенным монахом, чем был Златоуст, и, однако, трудно представить себе разницу большую между ним и монахами обычного тогда типа на Востоке. Златоуст понимал необходимость временного уединения, как ценил его и Христос, но уединение постоянное есть саморазрушение, духовное убийство, неизбежное оскудение, и Златоуст скоро постиг это. Сторонниками Златоуста не могли быть лица, смысл существования которых он стал зачеркивать. Монахи и решили в конечном счете судьбу этого единственного монаха, отрицавшего монашество.
5 Расплата Его бескомпромиссность навлекла на него немилость со стороны императрицы Евдоксии, которая в 404 г., при поддержке честолюбивого архиепископа Александрийского Феофила, низложила его и отправила в ссылку в Кукуз (Армения). Здесь преждевременно состарившийся и терзаемый болезнями святитель героически трудился на ниве обращения язычников и написал свои знаменитые Послания к Олимпии, ставшие памятником его мужества. Он скончался в 407 г. на пути в новое место ссылки, Питиунт (современная Пицунда). День памяти святого в Православной церкви 27 января (по старому стилю), в Римско-католической церкви 13 сентября.
6 Неутомимый писатель. Литературное наследство Златоуста колоссально. Наиболее замечательны: "О девстве", "О священстве" и др. Из проповедей любимой формой Златоуста является "беседа". Большинство бесед сказано в Антиохии в годах. В них дан комментарий на значительную часть Книги Бытия, на отделы Книги Царств, на 58 псалмов,и др. Но особое внимание Златоуст отдает Новому Завету: Евангелию от Матфея он посвящает 90 бесед, Евангелию от Иоанна - 88, книге Деяний – 55 и т.д.. Шедевром из толкований к Ветхому Завету считаются беседы на псалмы, а к Новому Завету - беседы на Послание к римлянам. "Слова" на определенные темы говорились Златоустом по самым разнообразным поводам: 12 слов "Против аномеев", 8 "Против иудеев" догматика-полемического характера; праздничные, например, на 25 декабря, "О кресте и разбойнике" и пр.
7 Златоуст как учитель. "Я убедил душу свою исполнять служение проповедника и творить заповеди, доколе буду дышать, и Богу будет угодно продлить эту мою жизнь будет ли кто меня слушать или не будет. " "Царь принуждает, священник убеждает. Один действует повелением, другой советом. Пастырь должен обращаться к свободе и к воле человека, нам заповедано совершать спасение людей словом, кротостью и убеждением."
8 Пастырь душ. Он мало чувствует реальность мирского общества и общения, пред ним всегда отдельные люди. Они соединяются для него только в Церкви. В этом индивидуализме корень чуткости Златоуста. Он никогда не сбивается на общие места. Он всегда конкретен и нагляден, учит в примерах, применяется к частным случаям. Он никогда не забывал, что он пастырь душ, а не оратор, и что его задача не в том, чтобы раскрыть или развить до конца ту или другую объективную тему, но в том, чтобы тронуть живое сердце, склонить волю и разум. Логическая и формальная стройность его речей от этого нарушалась. Но они приобретали внутреннюю дальность.
9 О богатстве и бедности "Любовь к богатству есть неестественная страсть, желание богатства не естественно, не необходимо, но излишне". "Не потому вредно для вас богатство, что оно вооружает против вас разбойников и совершенно помрачает ум ваш, но более всего потому, что делает вас пленниками бездушного имения, удаляет вас от служения Богу". "Церковь не для того, чтобы в ней плавить золото, ковать серебро, она есть торжествующий собор ангелов. Не серебряная тогда была трапеза, и не из золотого сосуда Христос преподавал питие, кровь Свою ученикам. Однако же все было там драгоценно и возбуждало благоговение, ибо было исполнено Духа".
10 О богатстве и бедности Бедность Златоуст вовсе не считал добродетелью. С одной стороны, бедность его привлекала, как нужда, как страдание, и постольку среди бедных Христос. С другой стороны, бедность, когда она избрана добровольно ради Бога, или принята с радостью, есть путь добродетели. Златоуст знал, конечно, что и бедность может оказаться тяжким бременем не только внешним, но и внутренним, как источник зависти и злобы или отчаяния. Поэтому он старался бороться с нищетою.
11 Он совсем не требует всеобщей бедности или нищеты. Он обличает роскошь и излишество, только несправедливое неравенство. Материальные блага подаются от Бога, нельзя ими гнушаться. Решение вопроса Златоуст видел в любви, ведь "любовь не ищет своего". И в своих беседах он рассчитывал, как при добровольном отказе от имущества и при справедливом его распределении все были бы обеспечены. Именно так было тогда организовано церковное имущество, оно было общим, распределял его епископ. Отчасти оно тратилось на нужды храма, за его счет жил клир, но прежде всего оно было "достоянием бедных "
12 О милостыне Златоуст ограничивается требованием щедрой милостыни. Милостыню он понимает очень широко есть вещественное подаяние, но есть и милостыня советом... "Разве не велика будет милостыня, если душу, объятую унынием, находящуюся в крайней опасности, одержимую пламенем освободить от этой болезни"? Для Златоуста всего важнее единодушие, чувство общности, чувство общей ответственности и заботы. "Если кто не творит милостыни, останется вне брачного чертога, и непременно погибнет. Не за воздаяние рук можно быть услышанным, простирай руки твои не к небу, но к рукам бедных".
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.