Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСветлана Басаргина
1 1 МОУ СОШ 126 с углубленным изучением английского языка Учитель русского языка и литературы Мисюра Марина Фёдоровна
2 2 Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы
3 3 ЦЕЛЬ: развитие индивидуальности и поддержка процессов самореализации личности ребенка ЗАДАЧИ : Использовать разнообразные формы и методы деятельности, позволяющие раскрывать субъективный опыт учащихся; Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; Использовать прием сотрудничества (ученик – учитель – устная работа – итоги работы); Создание ситуации успеха для каждого.
4 4 Творческая мастерская. Тема: «Сюжет. Портрет. Пейзаж.» Цели и задачи урока: Обучающие – теоретическое освоение законов литературы как вида искусства и закрепления в сознании учащихся элементарного инструментария для анализа литературного произведения; Развивающие – на основе понимания вопросов теории, формировать навыки самостоятельного анализа художественного текста; Воспитательное – учить видеть за событиями, героями, описаниями автора рассказа, высказывающего свою задушевную идею – идею дружбы между людьми, идею преодоления братоубийственных войн.
5 5 Творческая мастерская. Тема: «Сюжет. Портрет. Пейзаж.» Сюжет – это последовательность событий в художественном произведении. 1. «Приехали в аул» 2. «Прощай, Динушка. Век тебя помнить буду» 3. «Только уговор – не разъезжаться» 4. «Бросить товарища не годиться» 5. «На Кавказе тогда была война» 6. «Иван! тебя убить хотят» 7. «Пошла про Жилина слава, что он мастер» 8. «Братцы! выручай! братцы!» 9. «И с тех пор стала она ему каждый, крадучи, молока носить» 10. «Не боялся, да и не буду боятся вас, собак!» 11. «Жилин приуныл, видит – дело плохо» 12. «Нынче бежать надо» 13. «Житье им стало совсем дурное»
6 6 Дневник внеклассного чтения Автор, название произведения Сюжет – основные события; словарь Художественно - изобразительные средства Моё впечатление (обращение к тексту) Л.Н. Толстой ( ) «Кавказский пленник» Литературный род – эпос Литературный жанр – рассказ – быль (Н.В.Гоголь написал «быль», чтобы заставить читателя поверить в достоверность своего фантастического рассказа). У Л.Н.Толстого слово «быль» означает совсем другое: то, что описано автором, происходило в те годы на Кавказе). 30 мая 1851 года – начало военной службы. 1. «На Кавказе тогда была война» 2. Аул. «Не боялся, да и не будет боятся Вас собак!» (Жилин) 3. «И с тех пор стала ему каждый день, крадучи, молока носить» (Дина) 4. «Бросить товарища не годится» (Жилин – Костылин) 5. «Иван! Тебя убить хотят» 6. «Прощай, Динушка. Век тебя помнить буду» Портрет Дины Глава 2 – тоненькая, худенькая, лет тринадцати, глаза чёрные, которые в темноте блестят, как звёздочки»… Определения с уменьшительно- ласкательными суффиксами, сравнение – это доброе отношение автора. «Проба пера» Отрывок из творческой работы. Расстались герои рассказа Жилин и Дина. «Что же вы, старые люди, хотите бросить девочку в яму? За что это? За то, что она лучше всех поняла, что надо дружить, а не убивать?... Ты, Чёрный Абдул, тебе надо годиться, что у тебя такая дочка. Не смейте её трогать!»
7 7 Итоговой тест 5-го класса (примерные задания по образцу ЕГЭ 2010) Какое определение жанровой форме «Кавказкой пленник» дал Л.Н. Толстой? Какой временный период охватывает события, о которых рассказывается в «Кавказском пленнике». Укажите термин, которым в художественном произведении называют последовательность событий. Как в литературоведении называют описания внешности героя? Какой из авторских приемов помогает понять состояние героя?
8 8 Дневник – особый жанр, автор приоткрывает свой внутренний мир, мир своих впечатлений – это делает этот жанр родственным поэзии. Одновременно сама форма ведения дневника от одного лица роднит его с драматическим произведением, с театром одного актера. Суть работы с Дневником внеклассного чтения – создание возможностей самопознания, элемент «зеркального задания» - обнаружение своих личностных характеристик в персонаже. «Тебе дано бесстрашной мерой Измерить все, что видишь ты. Познай, где свет, - поймешь, где тьма» (Из стихотворения А. Блока «Народ и поэт»). Дневник внеклассного чтения
9 9 7 – й класс. Творческая мастерская ТЕМА: Приемы сатирического письма (по сказке М.Е. Салтыкова-Шедрина «Как один мужик двух генералов прокормил») Дано предварительное задание по Дневнику внеклассного чтения. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: Обучающие – расширение представления учащихся о личности М.Е. Салтыкова-Шедрина; повторение понятий по теории литературы: сатира, гипербола, гротеск, ирония; Развивающие – развитие речи учащихся, осмысление особой формы манеры повествования – сатирической, обладающей своими приёмами передачи читателю авторской идеи; Воспитательные – определение вечных человеческих идеалов: честь, совесть, отечество;
10 10 Гипербола = увеличительному стеклу Гипербола подобно увеличительному стеклу, помогает пристальнее всмотреться в явление жизни, в её противоречия. Гротеск (от итальянского слова «grotta») – грот, подземелье – это мир небывалый, особый, противостоящий реальности. Гротеск граничит с фантастикой.
11 11 Страница из дневника внеклассного чтения Рубрика: «Художественно – выразительные средства» Тропы Объяснения, смысл преувеличения Гипербола 1. Очутились на необитаемом острове 2. Нашли на необитаемом острове мужика Гротеск Мужик научился в пригоршне суп варить Для них, просидевших весь век в какой-то регистратуре, жизнь так же непонятна, как необитаемый остров Генералы, как и прочие сильные мира сего, без мужика, без труженика просто не могут существовать. Его мастерство, одарённость
12 12 Ведение диалога -Для чего сатирик непомерно преувеличивает знания, силу, размер, вид изображаемого? В чём смысл сюжетных гипербол, гротеска? - Высмеять, обличить, назвать! Во имя чего? - Во имя идеала! Сатира Салтыкова-Щедрина имела дело с невыразительными личностями. - Какой же идеал мы можем представить? Идеалы в сатирическом произведении присутствуют в скрытом виде. Салтыков-Щедрин пытается восстановить в жизни «забытые» слова, обозначающие высокие человеческие идеалы: честь, совесть, стыд, отечество.
13 – Федеральный банк экзаменационных материалов. Литература. с Форму какого фольклорного жанра избрал М.Е. Салтыков- Щедрин для своей «Повести о том как один мужик двух генералов прокормил»? 2. Каким пафосом (авторским отношением к описываемой действительности) проникнута «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: ироническим, юмористическим, сатирическим, трагическим? 3. В бланках ответа выпишете любое словосочетание из двух повторяющихся в начале фрагмента «Повести» (2-й и 3-й абзацы) и прямо указывающих на глупость и ограниченность генералов. 4. Укажите название использованного М.Е. Салтыковым- Щедриным приемом фантастического преувеличения, предполагающего соединение фантастики и реальности, который в «Повести о том, как один мужик двух генералов накормил» становится «двигателем» повествования.
14 14 ВЫВОД: Личностно-ориентированный подход к обучению детей на уроках литературы помогает перенести акцент на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей, с учётом особенностей внутреннего мира ученика.
15 15 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.