Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемКирилл Жилинский
1 Образ Бабы Яги в литературе
2 Объектом моей работы являются литературные произведения для детей и взрослых, посвященные Бабе Яге. Предметом - образ Бабы Яги в них. Цель моей работы - выявить историю происхождения и особенности образа Бабы Яги в различных произведениях. Чтобы выполнить цель, следует решить ряд задач: 1. Познакомиться с историей возникновения Бабы Яги. 2.Узнать, какой она бывает в разных сказках. 3. Установить отношения Бабы Яги с другими сказочными героями. 4. Проследить развитие образа в современной литературе
3 История возникновения Бабы Яги
4 1 версия возникновения образа Если верить, что Баба Яга пришла к нам с Урала, то оказывается, что в древности умерших хоронили в домовинах домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из- под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги, отсюда и произошло выражение «Баба-Яга Костяная нога». Таким образом, Баба-Яга это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей.
5 2 версия возникновения образа Существует ещё одна версия. Баба Яга - изначально заботливая берегиня. Слово Яга - огрубленное Яшка. Яшка в древних русских песнях называли ящура - некогда жившего на земле и исчезнувшего прародителя всего живого: отсюда наше более понятное - пращур. Баба Яга изначально - прародительница, очень древнее положительное божество, хранительница (если надо - воинственная) рода и традиций, детей и часто лесного пространства. В период насаждения христианства всем русским богам и божествам, духам, в том числе и оберегавшим людей, придавались злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера, злые намерения. Так строгая прародительница была превращена в злобного демона, которым пугают маленьких детишек.
6 Но если копнуть немного глубже, мы узнаем, что Баба Яга - это Бабай-Ага. Бабай-Ага - это всего лишь собирательный образ сборщика дани, который приезжал из Орды на Русь. Известно, что монгольские сановники передвигались на больших телегах, которые имели всего одну ось с большими колесами и сооружение, похожее на домик. Народ сразу окрестил такие домики домиками на курьих ножках, поскольку кора дерева напоминала кожу курицы на ногах. Метла - это стилизованный конский хвост - татары использовали конские хвосты для защиты от рубящих сабельных ударов. Полеты - это способность стремительного перемещения свойственное татарской коннице. 3 версия возникновения образа
7 Воплощения образа Бабы Яги в фольклоре
8 Яга-воительница вступает в противоборство с героями- богатырями, когда они, путешествуя, достигают пустой лесной избушки и располагаются в ней. Усмирить Бабу Ягу удаётся только главному герою. Умертвить же Бабу Ягу можно, разрубив тело злой старухи на части после боя, отрубив у нее, спящей, голову ее же мечом-кладенцом, сбросив ее в колодец с мертвой водой. («Марья Моревна», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Баба-Яга и Заморышек»).
9 Яга-дарительница (помощница) дает герою предметы и волшебного коня, без которых не добраться до цели. Путеводный клубочек указывает направление, конь преодолевает непреодолимые преграды. Баба Яга вручает герою вещи - платок или салфетку, - по которым он должен быть опознан его невестой, или волшебные предметы, которые помогают ему в путешествии и в выполнении заданий. («Финист – Ясный Сокол», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)
10 Яга-похитительница - в сказках Яга часто похищает детей, пытается и стремится изжарить их в печи, что напоминает известный обряд «перепекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ребёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим человеком. («Гуси- лебеди») Яга-советчица. Ничего для героя не делает, но указывает, к кому обратиться. ( «Финист –Ясный Сокол») Яга-повелительница. Ей подчиняются силы природы и животный мир, утро и ночь, вихри и вьюги. («Василиса Прекрасная ») Яга-покровительница. Следит с помощью волшебных помощников за похождениями героев. Яга-прародительница. Мать-бабка для нескольких своих дочерей-внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей. («Баба-Яга и Заморышек»)
11 Отношения Бабы Яги с другими персонажами
12 Образ Бабы Яги в современной литературе Образ Бабы Яги широко использовался авторами современных литературных сказок например, Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной реке». Баба-Яга стала одним из основных источников образа Наины Киевны Горыныч, персонажа повести братье Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Роман «Возвращение к Бабе-Яге» Наталии Малаховской, где три героини и три стиля письма проходят испытания и трансформации (хождения к Бабе Яге), видоизменяют сюжеты своих биографий. Образ Бабы Яги также появляется и в графической истории Алексея Киндяшева «Комар», где она выполняет роль одного из главных отрицательных персонажей. Схватка между мифическим насекомым, призванным защищать наш мир от сил зла, и ведьмы происходит в первом же мини- выпуске, где положительный персонаж побеждает отрицательного, защищая тем самым маленькую девочку.
13 Детство и юность Бабы Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье» А. Аливердиева. Позже был написан рассказ Алексея Гравицкого «Ягодка», роман В. Качана «Юность Бабы Яги», роман М. Вишневецкой «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» и др. Роман «Снесла Баба Яга яичко» современной хорватской писательницы Дубравки Угрешич использует мотивы славянского фольклора, в первую очередь, сказок о Бабе Яге. Роман «Черная Кровь» Ника Перумова и Святослава Логинова Бабами Йогами называют ведуньей рода, изгнанных в стародавние времена шаманом, к бабе Йоге Нешанке, живущей в заговоренном месте, в избе на двух пнях, напоминающих птичьи лапы, обращаются за помощью. В цикле Дмитрия Емеца «Таня Гроттер» Баба Яга выведена в образе древней богини, целителя Тибидохса Ягге. У Елены Никитиной Баба Яга выступает в роли главной героини, в образе молодой девушки.
14 Заключение В процессе выполнения настоящей работы мною было проведено исследование истории Бабы Яги. Это помогло лучше понять и принять неоднозначность объекта изучения - Бабу Ягу. Ещё многие поколения детей будут расти на русских сказках, где Баба Яга зла и коварна, но при этом смешна и отзывчива на чужую боль.
15 Спасибо за внимание!!! Дружинина Валерия 5 «Г»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.