Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПавел Мясной
1 ГЛАВА III ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЗАНЯТИЕ: 1 (§1) Развитие вооружённых сил и военного искусства до XX века
2 ЦЕЛЬ: Ознакомить учащихся с образованием вооружённых сил в зарубежных государствах, как создавались и комплектовались войска в Казахстане в различные эпохи существования ханств, о возросшем уровне боевых возможностей войск. Сформировать уверенность в могуществе казахстанского оружия и боевой техники и пробудить стремление овладеть ими.
3 УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Тактика – часть военного искусства. 2. Образование вооружённых сил в зарубежных государствах. 3. Создание и комплектация войск в Казахстане в различные эпохи существование ханств.
6 Тактика – часть военного искусства Тактика – это наука о ведении боя. Она включает теорию и практику подготовки, организации и ведения боя подразделениями и частями всех родов войск и видов вооружённых сил. Тактика требует высокой боевой выучки воинов подразделений и частей, полного использования боевых возможностей личного состава, а также вооружения и техники подразделений и частей, маневренного ведения боя.
7 Критерием правильности тактики является победа в бою. Чем выше искусство тактики и чем разнообразнее приёмы и действия, которыми владеют воины подразделения и части, тем больше возможностей для победы. С тактических приёмов начинается, ими осуществляется и завершается любой бой. Тактическая подготовка в вооруженных силах является важнейшим предметом обучения воинов, который объединяет все предметы военной подготовки.
8 Глубокое знание тактики, умение действовать в бою и наилучшим образом использовать своё оружие и технику позволят воинам добиться победы над сильным противником. Вся история различных государств и народов мира неразрывно связана с историей их вооруженных сил как основного органа защиты от агрессивных устремлений противника. Вот почему одной из основных функций любого государства, начиная с древних времён, была и есть выработка обоснованной военной политики.
9 Вооруженные отряды – дружины, свиты, представлявшие зародыш армии, первые организационные и тактические формы вооруженной борьбы появились в период распада первобытно – общинного строя. Происходившие вооруженные столкновения в тот период не приобретали характера войн и не были закономерным явлением. В период распада родовых отношений вожди окружали себя военными дружинами (свитами). С возникновением военных дружин связано появление особых отрядов вооруженных людей, которые являлись политической и военной опорой складывающейся государственности.
10 Армия, как инструмент войны, возникла в период образования рабовладельческих государств. Ядром армии служили постоянные отряды, создаваемые представителями зародившейся знати. В восточных государствах это были кастовые войска, создаваемые царями. На время войны войска комплектовались из ополченцев. Основными родами войск были пехота, конница и боевые колесницы. У кочевых народов войско состояло из конницы.
11 Учитывая малочисленность постоянного войска, практически во всех государствах на время войны созывалось ополчение из крестьян – общинников. По мере укрепления государства численность постоянного войска росла, а роль ополчения снижалась, и армии приобретали профессиональный характер, чему во многом способствовали частые и длительные войны. Система комплектования армии военными – профессионалами сложилась в государствах Древней Греции в 19 в. до н.э., в Риме – во 2 в. до н.э., вытесняя постепенно милиционную систему.
12 Феодальный способ производства раскрыл более широкие, чем в древнем мире, возможности развития производительных сил: совершенствовались способы обработки земли, развивались ремесла, торговля, промышленность. Развитие металлургии позволило расширить производство холодного оружия, создать первые образцы огнестрельного оружия. Социально – экономические отношения феодального общества обусловили и характер его военной организации.
13 Государства того периода располагали сухопутными армиями и военно-морскими флотами. Армия имела два рода войск – пехоту и конницу, соотношение и роль которых неоднократно менялись. Основными способами комплектования войск был созыв феодально-рыцарского ополчения. При этом в связи с полным закрепощением крестьянства почти во всех земледельческих странах пехота утратила своё значение и главным родом войск стала конница.
15 Образование вооружённых сил в зарубежных государствах В западноевропейских армиях пехота по численности превосходила конницу, но была плохо вооружена и обучена и являлась простым придатком конницы. На Руси пехота, уступив первое место коннице, продолжала играть важную роль в битвах и сражениях. Все крупные сражения того периода, например Куликовская битва (1380 г.), были выиграны совместными усилиями конницы и пехоты.
16 В последний период феодализма на смену ополчению пришли наёмные армии централизованного государства. С конца 15 в. наёмничество на Западе становится основным способом комплектования войск, которые не распускались и по окончании войны.
17 По – иному комплектовались войска в Казахстане. Необходимость защиты от завоевателей привела к созданию единого централизованного государства, но центральная ханская власть не могла содержать большую наёмную армию из-за отсутствия денежных средств. Поэтому со второй половины 15 в. основной военной силой Казахского централизованного государства становится поместное войско, которое создавалось из родов и племён под командованием султанов улыса.
18 В тот период с ростом количества способов производства, добычи, плавки, обработки металлов стали изготавливать лучшее оружие и вооружать им армию. Уже во второй период этой эпохи появились гибкий и крепкий клинок, шпага, металлические защитные снаряжения. В 14 в. в странах Европы, в том числе и на Руси, появилось огнестрельное оружие – пушки, ружья. В конце 15 в. – в начале 16 в. были созданы пушки, поставленные на лафет и стрелявшие на расстояние до 500 м. Мушкеты стали вытесняться короткоствольными, тяжёлыми аркебузами (ружьями).
19 В связи с изменениями в системе комплектования и появлением огнестрельного оружия изменились характер родов войск и их роль в бою. В течение 17 – 18 вв. в большинстве стран Европы произошли буржуазные революции. Победа капиталистического способа производства оказала большое влияние на сферы жизни различных государств, в том числе сказалась и на дальнейшем развитии вооружённых сил.
20 На смену наёмным армиям пришли массовые армии, комплектовавшиеся на основе всеобщей воинской повинности. Формирование вооружённых сил в этот период характеризуется, прежде всего, переходом к регулярной армии. Впервые такая армия была создана во Франции в ходе Буржуазной революции конца 17 в., а затем в Пруссии, Австрии и других странах. Созданию массовых армий способствовал и быстрый рост населения стран. Если к началу нашей эры на всём земном шаре проживало 150 – 200 млн. человек, то к 1800 г. численность населения составила 950 млн. человек, а в 1860 г. достигла 1 млрд. 300 млн. человек.
21 По-иному шло формирование армии Казахстана. Экономическая слабость не позволяла содержать большую армию, поэтому в 30-х годах 18 в. ханом Аблаем была создана регулярная армия на основе рекрутской повинности.
22 Новый способ производства позволил обеспечить рост вооружения и боевой техники. В конце 17 в. появилось гладкоствольное ударно – кремневое ружьё с дальностью стрельбы до 250 – 300 м. В начале 18 в. это ружьё вытеснило мушкет, в конце 18 в. на вооружения стали поступать ружья с изогнутыми прикладами. Это позволило вести прицельный огонь. Во второй половине 18 в. были изобретены облегчённые лафеты, и полевая артиллерия стала более манёвренной; кроме того, благодаря улучшению баллистических данных орудий, изобретению подъёмного механизма и прицела с середины 18 в. артиллерия получила возможность вести огонь выше головы своих войск.
23 В середине 19 в. происходит замена гладкоствольного оружия на нарезное. Что удвоило боевые возможности пушек и ружей. В артиллерии вместо ядер стали применять снаряды, что увеличило дальность стрельбы. Существенные изменения произошли в организационной структуре войск. По мере возрастания численности войска объединялись в бригады, дивизии, корпуса, но тактическую самостоятельность они получили только в начале 19 в.
24 По тем причинам создавались постоянные, мощные военно-морские флоты. К 18 в. закончился переход к парусным кораблям, оснащённым артиллерией. Произошло разделение кораблей на ранги в зависимости от вооружения. Основу флота составляли линейные корабли и фрегаты. Корабли, объединённые в эскадры, состояли из нескольких дивизий. В первой половине 19 в. появились первые паровые корабли. Крымская война ( гг.) показала их преимущество над парусным флотом.
25 Содержание больших массовых постоянных армий и флотов было обременительно для государств. Поэтому недостаточную численность войск стремились компенсировать высокой боевой выучкой. Резко повысилось требование к командному составу для его подготовки открывались военные школы и академии. Во всех армиях появились боевые стрелковые другие специальные уставы.
26 Существенные изменения в военном деле произошли на рубеже 19 и 20 вв. Резко возросла численность армии - во время войны мобилизовывалось 10-29% населения страны (в 3-5 раз больше чем в 19 в.). Впервые в истории появились многомиллионные армии. Явно обозначилась взаимосвязь между фронтом и тылом.
27 Использование многомиллионных армий оснащённых мощной боевой техникой механическими средствами транспорта и связи придало войнам невиданный размах и огромную разрушительную силу. Боевые действия стали развёртываться на тысячекилометровых фронтах и на большую глубину. Мощная и сложная боевая техника предъявляла повышенные требования к уровню подготовки и морально-боевым качествам войск. Всё это непосредственно сказывалось на способах ведения вооружённой борьбы.
28 Военное искусство - важнейшая область военной науки. Оно зародилось одновременно с возникновением войн, развивается в зависимости от способов производства и изучает способы и формы ведения войны (стратегия) и военных действий (оперативное искусство и тактика). Военное искусство – это теория и практика подготовки и ведения войны в целом, операций и боя, это военное мастерство использования сил и средств для достижения победы. Каждая из общественно-экономических формаций внесла определённый вклад в развитие военного искусства.
29 Войны между государствами Древнего Востока имели характер завоевательных походов. Чтобы поход был успешным, нужно было изучить противника, подготовить войска, припасы, правильно определить направление ударов и способы действий.
30 Некоторые государства (Спарта, Афины, Македония, Карфаген, Рим и др.) располагали значительными экономическими и людскими ресурсами, позволявшими создавать армии численностью тыс. человек. В связи с этим увеличились размах военных действий и длительность войн. Например, греко-персидская война и борьба между Римом и Карфагеном (Пунические войны) велись непрерывно многие десятки лет. Поход Александра Македонского на Восток, продолжался десять лет ( гг. до н.э.).
31 В ходе войн применялись кратковременные и длительные вторжения в страну врага, полевые сражения, осады и штурмы, морские блокада и сражения, нападения на коммуникации и др. Снабжение войск осуществлялось в основном за счёт местных ресурсов. Развитие тактики шло от простейших форм фронтального столкновения к более сложным формам маневрирования войск на поле боя с учётом взаимодействия отдельных родов войск. В соответствии с этим изменялся и боевой порядок.
32 В вв. в ряде стран Западной Европы сложились постоянные армии. Важную роль в их создании с централизованной системой снабжения сыграли военные реформаторы Морин Оранский (Нидерланды), король Густав Адольф. Преимущество этих армий перед феодальными отрядами и непостоянным войском отчётливо проявилось в ходе Нидерландской буржуазной революции ( гг.) и Тридцатилетней войны.
33 Вместо разорённых феодальных отрядов появились постоянные армии с централизованным управлением и снабжением, тяжёлая рыцарская конница исчезла с полей сражений, пехота восстановила своё значение главного рода войск, сложился новый род войск – артиллерия; огнестрельное оружие стало применяться в массовом количестве и превратилось в решающее средство вооружённой борьбы.
35 Создание и комплектация войск в Казахстане в различные эпохи существование ханств Основные черты военной стратегии использования массовых армий в Казахском ханстве сложились на рубеже вв. Решающий вклад в её развитие внесли выдающиеся казахские полководцы Карасай-батыр, Богенбай-батыр, Кабанбай-батыр, Шакшак Жанибек- батыр, Наурызбай-батыр, хан Кенесары. Главным видом боевых действий было признано наступление. Маневр стал служить созданию наиболее выгодной группировки для решительного поражения противника, переход к маневренной тактике позволял достичь полного разгрома неприятеля.
36 С появлением массовых армий возникла необходимость в разветвлённой системе органов управления. Усложнились задачи, увеличился состав армейских штабов, окончательно сформировались генеральные штабы, функции которых заключались в разработке стратегических планов организации разведки, планировании и обеспечения мобилизационного и стратегического развёртывания, подготовке стратегических резервов.
37 На смену кордонной системе и линейной тактике пришла тактика колонн и россыпного строя. Но появление нарезного оружия и дальнобойной артиллерии сделало невозможным применение тактики колонн – ещё во время сближения с противником колонна могла быть полностью уничтожена прицельным огнём. Поэтому в ходе франко- прусской и русско-турецкой войн ( гг.) произошёл переход к тактике стрелковых цепей.
38 Знание объективных законов ведения войн способствует глубокому пониманию военными кадрами современной военной политике, своей роли в повышении боевой готовности подразделения, части. Дело чести каждого военнослужащего Вооружённых Сил Республики Казахстан – крепить мощь оборонного потенциала страны, который является гарантом созидательного труда нашего народа.
39 Вопросы и задания: 1) Что вы знаете об образовании вооружённых сил в зарубежных государствах? 2) В каких государствах были впервые созданы регулярные армии? 3) Расскажите, как создавались и комплектовались войска в Казахстане в различные эпохи существования ханств? 4) С чем связан возросший уровень боевых возможностей войск?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.