Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТаисия Федорицкая
2 РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
3 ПОЧЕМУ КК ЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧЕВОЙ? Запрос от профессионального делового мира /работодателей/ Запрос от формирующегося гражданского общества /межкультурная коммуникация/ Освоение современным человеком роли «критического»/зрителя, читателя, потребителя/ в связи с тотальным использованием манипулятивных технологий/ Запрос самой сферы образования /входит в УУД, предлагаемые Стандартом/ Коммуникация как условие существования любого макро- или микро-человеческого сообщества
4 «Коммуникация» -взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно- оценочного характера Коммуникация – в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми».
5 Коммуникация - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. С.Л. Рубинштейн
6 Коммуникация - информационная связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. Коммуникация - информационная связь субъекта с тем или иным объектом - человеком, животным, машиной. А.А. Бодалёв
7 Как мы понимаем КК /определение понятия/? Как характеристика личности человека, его способности Как деятельность человека /от приобретения умения конструктивного взаимодействия к развитию способности и достижению компетентности/
8 Резервы личности Мировоззрение Жизненный опыт Контекст деятельности Интересы и склонности Эмоции и чувства Статус личности в коллективе Мировоззрение Жизненный опыт Контекст деятельности Интересы и склонности Эмоции и чувства Статус личности в коллективе Свойства личности ученика учитываются при выполнении упражнений и заданий. Личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость. Свойства личности ученика учитываются при выполнении упражнений и заданий. Личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость.
9 Цель инновационной деятельности нашей школы – создание мультикультурной среды личностной самореализации школьников посредством полилингвальной системы «Гармония» с одновременным высоким уровнем освоения ими содержания учебных программ.
10 Коммуникативная задача – Производная от педагогической задачи. Процесс профессионально- педагогического общения – система коммуникативных задач
11 ИТАК, КК – способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач ОБЩИЕ УМЕНИЯ: определять необходимость своего участия в коммуникации; анализировать намерения партнеров и способы коммуникации; выбирать адекватные стратегии коммуникации; реализовывать коммуникацию; корректировать процесс коммуникации; оценивать успешность достижения желаемых результатов. ОБЩИЕ УМЕНИЯ: определять необходимость своего участия в коммуникации; анализировать намерения партнеров и способы коммуникации; выбирать адекватные стратегии коммуникации; реализовывать коммуникацию; корректировать процесс коммуникации; оценивать успешность достижения желаемых результатов.
12 Основной этап решения коммуникативной задачи Основной этап решения коммуникативной задачи – осуществление вербального общения. Успешность такого общения предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти: умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника Основной этап решения коммуникативной задачи – осуществление вербального общения. Успешность такого общения предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти: умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника
13 Заключительный этап решения коммуникативной задачи Содержательная и эмоциональная обратная связь даёт информацию об уровне усвоения учебного материла учащимися. Содержательная и эмоциональная обратная связь даёт информацию об уровне усвоения учебного материла учащимися.
14 ДВЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ Субъект - объектная /ценности – транслируемая информация + предполагаемые изменения в объекте/ Субъект - объектная /ценности – транслируемая информация + предполагаемые изменения в объекте/ Субъект- субъектная /ценности – умение слышать + умение договариваться для осуществления совместного действия/ Субъект- субъектная /ценности – умение слышать + умение договариваться для осуществления совместного действия/
15 I ЭТАП. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: У. определять общие цели и желаемые результаты коммуникации У. определять необходимость своего участия в коммуникации. У. определить свою цель /зачем мне это надо? Что я хочу получить?/ ПИСЬМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ: У. определять цель работы с текстом или сбора и анализа информации У. определять цель написания данного текста.
16 II ЭТАП Анализ намерений партнеров и способов коммуникации УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: У. прогнозировать развитие коммуникации: кто участники, что я о них знаю, их возможные позиции, речевые амплуа и намерения, У. оценить свои коммуникативные возможности, У. подобрать аргументы, адекватные для данной аудитории. ПИСЬМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ У. получить совет по сбору информации; У. использовать различные источники для получения необходимой информации /факты, идеи, мнения для сопоставления/; Быстрое определение идеи текстов при беглом осмотре; Быстрое извлечение необходимой информации из текстов; Определение замысла авторов статей по способу раскрытия темы, тону, терминологии. У. определять форму написания своего текста /жанр/, У. определять адресата /для кого текст пишется/
17 III ЭТАП. ВЫСТРАИВАНИЕ СТРАТЕГИИ КОММУНИКАЦИИ УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ У. выбирать речевой жанр, поведение, коммуникативные техники в соответствии со стратегией, У. планировать свои действия в коммуникации /роль и способ действий, н/п я – с трудом соглашаюсь, я - резко отрицаю, я – предлагаю альтернативу, я – мягко ищу компромисс; через вступительную речь, выход на дискуссию, реплики, резюме и т.д./ У. спрогнозировать возможные вопросы и подобрать аргументы для ответа, ПИСЬМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ У. определять источники, способы сбора информации, У. определять значимость найденной информации, У. определять способы переработки информации /анализа текстов и обобщения информации/
18 IV ЭТАП РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИИ УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ устанавливать и поддерживать контакт в ходе дискуссии, стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии, создавать возможность их включения в коммуникацию понимать смысл высказываний и ситуации в целом, уточнять позицию спрашивающих, задавать вопросы на понимание, выделять значимое содержание, отделяя от «болтовни», использовать разные формы высказываний для выражения одной и той же мысли, придерживаться темы и фокусировать внимание на целях обсуждения, говорить громко, разборчиво, уверенно; менять громкость, интонацию голоса, держать визуальный контакт с аудиторией, обращаться за помощью с ясно формулируемым вопросом или смыслом затруднения. КОРРЕКТИРОВАТЬ /изменить, учитывать изменения/ цели, точку зрения, предмет обсуждения, способы работы с аудиторией в процессе коммуникации. ПИСЬМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ соблюдать нормы языка в тексте, ясно выражать свои мысли, придерживаясь темы, используя аргументы и примеры, организовывать текст /разбивать на главы, давать заголовки/, писать тексты разного вида, жанра, стиля, обобщать информацию в виде краткого отчета, заключения, рецензии, отзыва.
19 V ЭТАП ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЖЕЛАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ У. оценить правильность выбранной стратегии, У. оценить правильность анализа намерений партнеров, У. осуществлять рефлексию своего участия в коммуникации: оценить ценность, степень значимости, результативность /что понял? что узнал? чего добился?/, У. делать выводы и подводить итоги; У. выделять сильные и слабые стороны относительно поставленной цели, У. оценить использованные способы относительно достигнутого результата, У. оценить результаты относительно поставленной цели.
20 Подготовка презентации Подготовка презентации в соответствии с целью; Умение свободно сопровождать ее текстом; Использование языка и стиля речи, адекватного ситуации, потребностям аудитории; Использование техник привлечения внимания;
21 ВЫСТУПЛЕНИЕ /РЕЧЬ/, ДИСКУССИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ Подготовка речи /сбор информации, отбор иллюстраций и т.д./ Выстроить речевое поведение в соответствии с речевой ситуацией; Структурировать сообщение с целью лучшего восприятия слушателями; Удерживать внимание аудитории /используя невербальные средства/ Использовать графику и т.д. для иллюстрации основной мысли ДИСКУССИЯ У. поддержать дискуссию адекватно целям и ситуации, приводя аргументы, высказывая идеи, мнение; У. применять, в том числе, невербальные средства при говорении и слушании/манера, жесты, громкость голоса, поза и др./ У. реагировать в ходе дискуссии /комментарий, вопросы на понимание и т.д./ Стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии, создавать возможность их включения в коммуникацию. Способствовать прогрессу дискуссии /подводить итог, фокусировать внимание на целях дискуссии т.д./
22 Чтение и получение информации Уметь получить совет по сбору информации; Использовать различные источники для получения необходимой информации /факты, идеи, мнения для сопоставления/; Быстрое определение идеи текстов при беглом осмотре; Быстрое извлечение необходимой информации из текстов; Определение замысла авторов статей по способу раскрытия темы, тону, терминологии. Обобщать полученную информацию в виде устного или письменного отчета.
23 К. использования письменных форм предоставления информации Использование различных форм предоставления информации – деловых писем, эссе, отчетов, конкурсных материалов, Использование графиков, рисунков, таблиц в качестве иллюстрации основной мысли; Просмотр и извлечение необходимой информации из объемных материалов /монографии, рефераты, учебники, отчеты/; Использование широкого круга дополнительной информации; Сравнение подходов, мнений, видение предубеждений авторов по манере подаче информации; Отбор информации для включения в текст /цитирование, ссылки/; Обобщение полученной информации, интерпретация с учетом анализа мнений, Организация текста в соответствии с формой, жанром, стилем, Ясное выражение мыслей с использованием аргументов и примеров, Соблюдение норм языка.
24 ЧТО НЕОБХОДИМО ПОНЯТЬ? РАЗВИТИЕ компетентности требует включения всего комплекса умений и способностей сразу! НЕЛЬЗЯ обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом все сложить и получить компетентность! Компетентность приобретается в процессе реализации осмысленной деятельности /цель, определение результата, решение проблем/. Коммуникация всегда ВСТРОЕНА в деятельность и обусловлена ею!
25 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учебно-познавательная, рефлексивная, информационная, интеллектуальная, исследовательская, проектная, организационная. Почему КК – «слабое звено» в современной школе? Смотрим в «рефлексивную корзину» и задаем себе вопрос: Какие виды деятельности мы предоставляем учащимся? Опыт какого слушания, чтения, говорения и т.п. при этом получают ученики в школе? ОТВЕТ: Типичные «учебные» ситуации, предлагаемые школой, псевдокоммуникативные, или имитационные, т.к. не происходит взаимодействия речевых субъектов
26 Формирование КК в школе Учебное познание строится по схеме разрешения проблем /разного рода экспериментирование/. Проектная и исследовательская деятельность. Использование коммуникативных технологий на уроках гуманитарного цикла Создание текстов, интеллектуального продукта, адресованных аудитории Проведение тренингов на факультативе: упражнения в риторике, интерактивные игры /ролевые/.
27 Проявление компетентностей Наличие способностей Личностно-значимая цель диагностика Консультирование, сопровождение ?
28 Коммуникативный подход: «Решение проблем» Решение проблем должно находить свое место в содержании и программах всех учебных предметов, т.е. для проявления компетентностей учащихся необходимо в образовательном процессе использовать межпредметные комплексные проблемы, формулировка которых не позволяет сразу определить область знаний и предметных умений, необходимых для их решения / жизненные ситуативные задачи/
29 Ситуации Личная жизнь Школьная жизнь Работа и отдых Жизнь общества Предметы Обществознание Экономика Математика Естествознание литература задание решение Используемые умения Понимание информации о проблеме Формулирование проблемы Выбор стратегии решения Размышления Оформление решения Аналитические умения Рассуждения по аналогии Рассуждения, связанные числами
30 Например, проблемы Выбор школы для брата /сестры/ при переезде в другой район У бабушки ежегодно снижается урожай огурцов в теплице Мне поручили сделать сайт моего класса Мы с друзьями собираемся в 3-дневный поход без взрослых Мне разрешили сделать ремонт в моей комнате и оформить ее в соответствии с моим вкусом и желаниями Я очень хочу поступить учиться по избранной специальности в московский вуз. Я хочу ноутбук, но в семье нет лишних денег. Мой учитель попросил меня научить его работать на компьютере.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.