Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемТимофей Маскатиньев
3 План I. Краткий биографический очерк: 1) начало пути; 2) из «Автобиографии» Е. И. Замятина. II. Антиутопия. III. Роман-антиутопия «Мы»: 1) история публикации романа; 2) анализ текста (избранные главы-записи). IV. Критика о романе. V. Библиография.
4 Евгений И ванович Замятин
5 И нженер - кораблестройитель п о образованию Е вгений Иванович З амятин в п ору молодости был у влечен освободительными и деями, революционной в полной 1905 г ода. О н участвовал в н нелегальной работе с оциал - демократов, провел несколько месяцев в одиночестве, был выслан и з П етербурга. В 1908 г оду о н начинает писать. П ервым е го значительным произведением с тала повесть « Уездное » (1911). Ч уть позже (1914) появляется повесть З амятина « На к уличках » - сатира н а о пору империи. З а н ее а втор был привлечен к с уду. З амятин о строй чувствовал национальную плоть российского бытия. Э то помогло е му развить дальше отечественную повествовательную традицию. В г оды первой мировой войны З амятин у езжает в А нглию экспертом п о строительству ледоколов д ля русского ф лота.
6 Как дыры – несколько отдельных секунд и з очень раннего детства. Столовая, накрытый клеенкой с тол, и н а с толе блюдо с ч ем - то странным. В э той ж е с толовой. К то - то держит меня н а р уках. М не было г ода полтора. Позже : м не г ода д ва - три. П ервый р аз – л юди, множество, толпа. Э то – в Задонске : отец и мать поехали т уда н а ш барабане и взяли меня с собой. Церковь, голубой дым … Я у же о дин. С ижу н а какой - то могиле ; солнце, плачу. Ц елый ч ас я ж ил в мире о дин.
7 <…> Д альше – серая гимназия. И зредка в с ером – чудесный ф лаг. К расный ф лаг в вывешивался н а пожарной каланче и символизировал тогда мороз. Скептический Д диогеновой фонарь - в 12 лет. О н был зажжен одним здоровым в второклассником … Я молился о ч уде - о т ом, чтобы фонарь потух. Ч удо н е свершилось. Я задумался. Много одиночества, много книг, очень рано - Достоевский. Д о с их п ор помню д рожь о т « Неточки Незвановой ». С 1896 г ода - гимназия в В оронеже. С пециальность моя : « сочинения » п о русскому я зыку. С пециальность, о которой никто н е з нал. Помню, к лассе в 7- м, в ясной, меня укусила бешеная собака. В зял какой - то лечебник, прочитал, ч то первый, обычный с рок, когда появляются признаки бешенства, - две недели. И решил в ыждать э тот с рок : сбешусь и ли нет ? - чтобы испытать судьбу и себя. Через две недели - н е с бесился. П ошел, заявил начальству, тот час ж е отправили в М оскву - делать прививки. О пыт м ой кончился благополучно. Из гимназического с окна вылез в 1902 г оду. З олотая медаль з а 25 рублей была заложена в петербургском ломбарде.
8 Петербург начала 900- годов – П етербург К омиссаржевской, Л еонида А ндреева, В итте, Плеве, рысаков в синих сетках, студентов мундир но - шпажных. Я – студент - политехник. Первая ( для меня ) демонстрация – 1903 г од. И ч ем ближе к девятьсот п ятому – к ипенье в се лихорадочней, с ходки в се ш умнее. Л етом – практика н а заводах, Р оссия, С евастополь, Одесса. Лето 1905 г ода – особенно с инее, п естройе, тугое, доверху на битое людьми и происшествиями. Я – практикант н а пароходе « Россия », плавающем о т О дессы д о Александрии. По возвращении в О дессу – эпопея б унта н а « Потемкине ». В т е г оды быть большевиком – значило и дети п о л инии наибольшего сопротивления ; и я был тогда большевиком. Б ыла о сень 1905 г ода, забастовки, черный Н евский, 17- е октября, митинги в высших учебных заведениях..
9 В 1908 году закончил Политехнический институт по кораблестройительному факультету, был оставлен при кафедре корабельной архитектуры. Три следующих года – корабли, корабельная архитектура, логарифмическая линейка, чертежи, построййки, специальные статьи в журналах « Теплоход », « Русское Судоходство », « Известия Политехнического Института ». Много связанных с работой поездок по России : Волга вплоть до Царицына, Астрахани, Кама, Донецкий район, Каспийское море, Мурман, Кавказ, Крым. В эти же годы – несколько рассказов. В печать их не отдавал в каждом мне чувствовалось какое - то « не то ». « То » нашлось в 1911 году. В этом же году – высылка, тяжелая болезнь. В 1913 году получил право жить в Петербурге. Теперь из Петербурга выслали врачи. Зима года – опять метельная … отъезд в Англию. Жуткая зима года, когда все сдвинулось, поплыло куда - то в неизвестность. Корабли, дома, выстрелы … В 1925 году – измена литературе : театр, пьесы « Блоха » и « Общество почетных звонарей ». Новая пьеса « Аттила » закончена в 1928 году. Думаю, если бы в 1917 году не вернулся из Англии, если бы все эти годы не прожил вместе с Россией – больше не мог бы писать
10 Испокон веков человеку свойственно мечтать о будущем, фантазировать о сказочном великолепии мира. Так, уже Платон в диалоге под названием «Государство» дает подробное описание устроййства идеального общества. Еще в далеком прошлом мыслители разных эпох создавали Государства и Миры, где счастлив был бы каждый индивид, где все служило бы единственной цели – всеобщему благополучию. Все их творения были фантастичны, но в то же время сохраняли стройгость политического памфлета: внимательно прослеживается социальная структура государства будущего, роль каждого человека. Постройить общество всеобщего счастья представлялось делом несложным: достаточно разумно структурировать неразумный миропорядок. Долгое время все попытки воплотить утопические мечты в реальность увенчивались крахом: человеческая природа упорно сопротивлялась всяческим стремлениям разума ввести ее в рациональное русло. И только XX век обеспечил возможность переносить их подчас бредовые замыслы с бумаги на саму действительность. Первыми опасность трансплантации буйных творческих фантазий из мира вымысла в реальность почувствовали писатели: в эпоху торжества утопических проектов появляется новый, великий спорщик – антиутопия.
11 У начала цепочки антиутопий XX века стоит Достоевский; он полемизирует с утопиями, владеющими пока умами, а не жизнью. В утопиях рисуется, как правило, прекрасный и изолированный от других мир. В антиутопиях основанный на тех же предпосылках мир дан глазами его обитателя, изнутри, дабы показать чувства человека, претерпевающего на себе законы идеального государства. Авторы ранних антиутопий не ставят пока под сомнение положения утопий, касающиеся материального достатка и блеска будущего возможного общества. В произведениях Замятина и Хаксли («О дивный новый мир») рисуется стерильный и по-своему благоустройенный мир «эстетической подчиненности», «идеальной несвободы» («Мы»); здесь тесно для жизни духа. Постепенно открывается, что несвобода не гарантирует райского изобилия и комфорта – она не гарантирует ничего, кроме серости, нищеты и убогости повседневной жизни. От нее мир беднеет. Утопический мир – закрытый мир. То, что стороннему наблюдателю представляется торжеством порядка – увиденное «изнутри» оказывается вовсе не совершенным.
12 Главное отличие всякой антиутопии от утопии: антиутопия – личностна, ибо достаточным критерием «подлинности» становится субъективный взгляд одного человека. Для антиутопии подчас довольно «слезы ребенка», чтобы поставить под сомнение правомочность претензий целого мира на обладание истиной. Особенностью общества, которое предложили утописты и подвергли анализу антиутописты, оказалось то, что счастья, которого добивались для всех, человеку в этом мире оказалось недостаточно. Утописты в этом случае заговорили бы о воспитании «новой личности». Антиутописты оказались въедливее и показали, что одним воспитанием саму природу изменить невозможно. Мотивы воспитания у анти утопистов заменяются вывороченностью всего хода жизни индивида – от рождения до смерти, - все ставится на конвейер, превращаясь в производство автоматов, а не детей. Следующий мотив антиутопии: необходимость рационализировать источник иррационального – Любовь.
13 В дело выводятся годные к труду недочеловеки, а сам труд оказывается вдруг одним из средств подчинения. Предполагается, что он перестанет быть проклятьем, тяжелым ежедневным бременем, но превратится в биологическую потребность. Антиутопии объединяет также то, что в труде не допускается никакой самодеятельности, никакого творческого подхода – все расписано, подчинено единому графику. Антиутописты прибегают к описанию смерти. Смерть оказывается еще одним властителем мира, которого не удается пока победить человеку даже в самых дерзких утопических мечтаниях. Страх смерти побеждается благодаря слиянию масс ради подчинения.
14 Столкнувшись с невозможностью в короткие сроки переделать мироздание и удовлетворить все потребности человека, утописты приходят к тому, что легче переделать человека: изменить его взгляды на жизнь и на самого себя, ограничить потребности, заставить думать по шаблону. Однако, оказалось, что человека легче изуродовать, чем переделать, иначе это уже не человек, не полноценная личность. Именно личность становится камнем преткновения для утопистов, стремящихся расправиться с ее свободной волей. Поэтому конфликт личности и тоталитарной системы становится движущей силой любой антиутопии.
15 Здесь рисуется далекое будущее, XXXI в. На Земле воцарилось всеобщее «математически безошибочное счастье». Его обеспечивает Единое Государство. Но счастье, которое оно дает людям, лишь материальное. Каждый получает сытость, покой, занятие по способностям, полное удовлетворение всех физических потребностей – и ради этого должен отказаться от всего, что отличает его от других: от живых чувств, собственных стремлений, то есть от собственной личности. Само понятие «человек» заменено понятием «номера». Все живут по законам Часовой Скрижали: в одно время встают и ложатся, одновременно подносят ложки ко рту; стройго в определенные дни любят друг друга. Любовь – предмет, доступный для всех. Роман - антиутопия « Мы »
16 Герой-повествователь, Д-503, математик на государственной службе, восторженно преклоняется перед Единым Государством и его рассудком, начинает ощущать в себе чувства и эмоции. Он влюбляется, его тревожат странные мечты и мысли. Кульминацией этого сопротивления человеческой природы механическому благоденствию становится заговор против Единого Государства и восстание. Их возглавляет И-330 – та женщина, которую полюбил герой. Это восстание во имя любви, во имя права на собственные чувства, во имя возвращения к естественной жизни. Роман постройен как повествование от первого лица – в форме дневниковых записей главного героя. Но это не дневник в обычном смысле – это художественная имитация дневника. Немалое место занимает непосредственное воспроизведение душевной жизни человека. Замятин с большим искусством изображает мучительную душевную драму героя, как его разлад с самим собой. Это разлад тайнобытия личности в Д-503 с безличным существованием «номера».
17 История любви Д-503 и И-330 может показаться чисто личной, частной на фоне стройительства Интеграла и заговора против него. В И-330 находит образное воплощение главная мысль Замятина – его тревога о человеке, его надежды и сомнения в светлое будущее. Нервный рассказ о любовных переживаниях Д-503 постоянно пересекается со стройительством Интеграла, о буднях и торжествах того мира, которым правит Единое Государство. Финал романа мрачен. Рассудочная и бездушная машина Единого Государства одолевает сопротивление. Разработана и поголовно осуществляется операция по удалению у человека фантазии, а с ней и всего человеческого – живых переживаний, воображения. Так в людях уничтожается личность. И восстание обречено на поражение. А герой, в ком пробудилась было индивидуальность, подвергнут операции и тем вновь обезличен, опять верно служит бездушию Единого Государства и предает свою возлюбленную.
18 1. Р оман « Мы » н аписан в 1920 г оду. В 1921 г оду – р укопись была п ослана в Б ерлин и здательству Гржебина. Э то и здательство и мело тогда о тделение в Б ерлине, М оскве, П етрограде, и я был с вязан с н им к онтрактами. 2. В к онце 1923 г ода и здательством была с делана к опия с э той р укописи д ля п еревода н а а нглийский язык, и з атем н а – ч ешский. О б э тих п ереводах я несколько р аз д авал с ообщения в р усскую прессу … 3. В 1924 г оду м не с тало и звестно, ч то п о ц ензурным у словиям р оман « Мы » н е м ожет быть напечатанным в С оветской Р оссии. В виду э того я о тклонил п редложения о публиковать « Мы » н а русском я зыке з а г раницей. 4. В ясной 1927 г ода о трывки и з р омана « Мы » п оявились в п ражском ж урнале « Воля Р оссии ». Э ренбург счел т оварищеским д олгом и звестить меня о б э том в п исьме и з П арижа. 5. Л етом, 1927 г ода, Э ренбург п ослал – п о м оей п росьбе – и здателям « Воли Р оссии » п исьмо, т ребующее от м оего и мени о становить п ечатанье о трывков и з « Мы »…» Воля Р оссии » о тказалась в ыполнить м ои требования. 6. О т Э ренбурга я у знал е ще о б о дном ф акте : о трывки, н апечатанные в « Воле Р оссии », были с набжены предисловиями, у казывающим ч итателям, ч то р оман п ечатается в п ереводе с ч ешского н а русский … О чевидно, п о с амой с кромной л огике, ч то п одобная о перация н ад х удожественным произведением н е м огла быть с делана с в едома и с огласия а втора. (« Письмо в р едакцию »; 8 с ентября О публиковано в « Литературной г азете » 7 о ктября 1929 г ода ) История публикации романа «Мы».
19 Известно, ч то в еличина д роби з ависит о т т ого, н асколько в елик ч ислитель и н асколько м ал знаменатель. З начит, п о д анной ф ормуле, чтобы с делать ч еловека с частливым, н ужно д ать е му как м ожно б ольше н аслаждения и н асколько в озможно у меньшить з ависть. П ервое п онимается как б ездумное у довлетворение в сех е стественных ч еловеческих п отребностей, и э та п роблема практически р ешена Е диным Г осударством. В торое ж е н аправлено н а у ничтожение л юбых поводов к з ависти к ак к м учительнейшему и з с траданий, о травляющему б лаженство. П роблема решается п росто – с п омощью в сеобщего р авенства : е сли н и у к ого и з н умеров нет т ого, ч его б ы было у т ебя, п очва у з ависти в ыбита и з - под н ог. О динаковая е да, ж илье, о дежда, о бщий р ежим, права и в озможности. П ричем в овсе н е о бязательно у величивать ч исло и у лучшать к ачество б лаг – д остаточно п росто у меньшать з ависть, и с частье б удет б езмерным. И н а э том п ути у Е диного Государства л ишь о дин в раг – ч еловеческая п рирода, п отому ч то « оставались н осы « пуговицей » и носы « классические ». В ведение М атеринской Н ормы – о пределенных с тандартов д ля р ожающих женщин – е ще н е д о к онца решило э ту п роблему, о днако – и сследования в едутся. К огда ж е « знаменатель д роби с частья п риведен к н улю » - д ля з амороченного п ропагандой Д -503 « дробь превращается в в еликолепную б есконечность », н о м ы з наем, ч то п олучившаяся ф ормула – формула н ебытия, и счезновения, и бо в э том с мысле д еления ц елого ч исла н а н оль ч астей.
20 Смятенный Д -503, д огадавшись, ч то д опрашивающий е го Х ранитель S т оже п ринадлежит М ефи, в беспамятстве о чутился в у борной п ри с танции п одземной д ороги. Т ам какой - то л ысый ч удак стал у беждать е го, ч то с мутные в ремена с коро к ончатся, э то м ожно о босновать ф илософски : ведь м ир – к онечен. Е сли б ы м ир был б есконечен, м атерия, ч ья п лотность в т аком с лучае стремилась б ы к н улю, р аспылилась б ы в п ространстве, ч его м ы н е н аблюдаем. А п осему – вселенная к онечна, о на и меет с ферическую ф орму. Н о Д -503 н аходит а ргумент, н а к оторый « нумер - философ » т ак и н е у спевает д ать о твет : « Вы д олжны – в ы д олжны м не о тветить : а т ам, где к ончается в аша к онечная в селенная ? Ч то т ам – дальше ?» Этот с пор п о с мыслу с вязан с т ем р азговором Д -503 с И -330, г де о н у тверждает, ч то В еликая революция была п оследней и о кончательной, н а ч то И -330 п редлагает е му п оследнее ч исло. Последнее ч исло и к онечность в селенной н еобходимы Е диному Г осударству, в едь о но претендует н а з емное в оплощение и деала, а и деал и я вляется к ак р аз т ем с амым п оследним числом, в едь з а и деалом, п осле н его - н ичего нет, о н – к онечная т очка р азвития, д альнейшее движение б удет ч еловека о т и деала л ишь у водить. У с троительства И нтеграла е сть определенная ц ель : « проинтегрировать б есконечное у равнение в селенной », н е т олько з емлю – весь м ир с делать Е диным Г осударством, д абы н авсегда и збавиться о т в рагов в не е го. О днако если в селенная б есконечна, з начит, у силия н умеров б ессмысленны, п отому ч то н евозможно всю е е п роинтегрировать, и в сегда у Е диного Г осударства б удет в нешний в раг, а з начит, и возможность, ч то о днажды о но б удет п овержено. З а г раницами к онечной, з амкнутой в с ебе вселенной е сть н ечто д ругое – и т ак д о б есконечности.
21 Критика о романе. «Мы» - самая смелая и самая перспективная из современных утопий. Она выше книг Оруэлла и Хаксли потому, что она веселее». (Цит. по ст. Вл. Чаликовой «Крик еретика» (антиутопия Евгения Замятина) \\ «Вопросы философии», 1991, 1)
22 Никита Струве <…> Поэт и почвенник борются в писателе с инженером и рационалистом- западником. Революционное прошлое, социальные мечтания молодости позволили Замятину, как и его учителю – Достоевскому – тоже инженеру, провидеть в социалистическом эксперименте величайшую опасность для человека. В романе «Мы», написанном в 1920-м году и так с тех пор не существующем для советской литературы, Замятин разоблачает предельную рационализацию жизни, превращающую человека в бездушный механизм. <…> Антиутопический роман «Мы» постройен, по примеру новозаветной книги Откровения, как своеобразный апокалипсис, как страшный суд. 900-летнее спокойствие Единого Государства нарушено взрывом-бунтом, напоминающем светопреставление. Бунтовщики погибают, и Единое Государство, нашедшее способ хирургически вырезать у своих граждан «фантазию», достигает предельной дегуманизации. (Из статьи «Символика чисел в романе Замятина «Мы»)
23 Дж. Оруэлл …Насколько могу судить, это не первоклассная книга, но, конечно, весьма необычная, и удивительно, что ни один английский издатель не проявил достаточно предприимчивости, чтобы перепечатать ее. Первое, что бросается в глаза при чтении «Мы», - факт, я думаю, до сих пор не замеченный, - что роман Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», видимо, отчасти обязан своим появлением этой книге. …И хотя книга Замятина не так удачно постройена – у нее довольно вялый и отрывочный сюжет, слишком сложный, чтобы изложить его кратко, - она заключает в себе политический смысл. (Из рецензии на роман Е. И. Замятина «Мы»)
24 Ю. Н. Тынянов Фантастика вышла убедительной. Это потому, что не Замятин шел к ней, а она шла к нему, Это стиль Замятина толкнул его на фантастику. Принцип его стиля - экономный образ вместо вещи; предмет называется не по своему главному признаку, по боковому; и от этого бокового признака, от этой точки идет линия, которая обводит предмет, ломая его в линейные квадраты. Вместо трех измерений – два. Линиями обведены все предметы; от предмета к предмету идет линия, которая обводит соседние вещи, обламывая в них углы. И такими же квадратами обведена речь героев. Их речь отрывочна. Сам стиль Замятина вел его к фантастике. И естественно, что фантастика Замятина ведет его к сатирической утопии. (Из статьи «Литературное сегодня»)
25 Максим Г орький «…Вещь отчаянно плохая. Усмешка - холодна и суха, это – усмешка старой девы» (Из письма И. А. Груздеву, )
26 Библиография 1. Акимов В.М.Человек и Единое Государство: Возвращение к Евгению Замятину//Перечитывая заново: Литературно-критические статьи. Л., Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2-х т. Т Доронченков И.А. Об источниках романа Е.Замятина «Мы»// Русская литература Русская литература XX века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ Л.А.Смирнова, О.Н.Михайлов и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П.Журавлёва.- 7-е изд.-.:Просвещение, 2002.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.