Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЭлеонора Баженина
1 Научить любить учиться ! Подготовила: Байтрак С.Т. учитель русского языка и литературы I квалификационой категории МБОУ «ОСОШ 7»
2 Цель : создать условия для всех и каждого Трудности: Дефицит времени Низкий уровень мотивации Перерыв в обучении Разноуровневая подготовка Что важно учитывать при подготовке? Возрастные и индивидуальные особености Желание самостоятельно познать новое Совместная деятельность Эмоциональный настрой Сложность ЕГЭ состоит в том, что он охватывает весь курс русского языка средней школы, включает 38 заданий разных типов.
3 Чтобы работа по подготовке к ЕГЭ проходила более эффективно, любому ученику необходимы общегуманитарные, литературоведческие, информационо-аналитические, лексические и другие знания. Однако владение знаниями – условие необходимое, но недостаточное для осуществления самостоятельной деятельности обучающихся. Нужны умения (сознательное владение какими-либо способами деятельности) и навыки (умения, доведеные до автоматизма). Вот с ними-то в современой школе дело обстоит не совсем хорошо. Выход один – надо учить ребят учиться: необходимо объяснять, показывать способы, приемы интеллектуальной и практической деятельности, учить использовать эти способы и приемы в процессе учебы и в жизненых ситуациях (Компетентностный подход). Поэтому для успешной подготовки использую различные виды деятельности:
4 1. Опрос с помощью перфокарт (формировать умение пользоваться перфокартами на разных стадиях урока: повторение, закрепление. Количество слов неограничено, может доходить до 100. Они проверяют знания, умения, навыки по определеной теме. Например: правописание Н-НН 1.юный 2. ветреный 3. водяной 4. пьяный 5. холстиный 6. замученый 7. безветреный 8. посеяный 9. бешеный 10. гостиница 11.кожаный 12. освещеный 13. синий 14. юнаты 15. овсяный 16. растеряный
5 2. Составление алгоритмов на определеную тему, подготовка презентаций –формирование умений работать с учебником. Например, правописание Н-НН – одна из самых трудных тем. Без определеной системы понять и закрепить эти правила практически невозможно. Для этого составляю алгоритмы: 1. Алгоритм 1. Н-НН в отыменых прилагательных. 2. Алгоритм 2. Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях. И только после этого соединяю все алгоритмы в один. 3. Алгоритм 3. Н-НН с разными частями речи.
6 3. Тренинги – отличная форма закрепления материала. Тренинг как многократное повторение (устно); объясняя правописание слов многократно, обучающиеся закрепляют теоретический материал.
7 4. Тренировочные упражнения с подсказкой и без подсказки: Закрепление теоретического материала Умению применять правила на практике 5. Самостоятельная работа в группах или парах. Содержит задания для различия, например, кратких прилагательных и кратких причастий с одинаковым произношением, но разным правописанием, заставляет задуматься, внимательно относится к поставленому заданию. Например: Будьте внимательны! Не путайте прилагательные и наречия с краткими причастиями! Ученики воспитаны – ученики воспитаны родителями.
8 6. Словарная и лексическая работа: Толкование одного-двух слов Работа с синонимами Упражнения по нахождению антонимов Использование фразеологических оборотов в речи Паронимы Примеры: Дипломат-дипломант, Парнас - круг людей искусства, поэтов Креативность- способность подходить ко всему творчески. Ватный- сделаный из ваты. Ваттный - о единице мощности электротока.
9 7. Разминка (задания на исправление ошибок, вызваных наличием лишнего слова, которые также включены в ЕГЭ). Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе. (Коллега – это товарищ по работе). Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях. (Вакансии – свободные места, должности). Очень замечательные пироги печет моя бабушка. (Слово очень лишнее. Замечательный – очень хороший).
10 8. Творческое задание. Эссе (осмысленое рассуждение, которое подготовит к дифференцированому написанию слов со схожим звучанием, но разным лексическим значением и правописанием). Работаем по образцу. Образец Как я объясняю свой выбор написания н-н в словах шиный, петушиный. В прилагательном шиный пишется н, а в прилагательном петушиный - н. Во-первых, слова шиный и петушиный – отыменое прилагательное, так как оба они образованы от имени существительного. Во-вторых, прилагательное шиный образовано от существительного шина с основой на н, поэтому я пишу в нем на стыке морфем н. В-третьих, прилагательное петушиный образовано от существительного петух с помощью суффикса ин, поэтому в нем пишу н. Таким образом я дифференцирую написание двух имен существительных с н-н. Домашнее задание: Напишите грамматическое эссе на даную тему. Объясните свой выбор н-н в словах: глуби..ый-голуби..ый, кури..ый- стари..ый, соловьи..ый-ви..ый.
11 9. Провожу формы контроля и самоконтроля (тесты): Как возможность проверки степени усвоения и определения слабых мест Выявление пробелов с целью их устранения в ходе дальнейшей работы.
13 10. Как можно готовить обучающихся к ЕГЭ по русскому языку, в частности к заданию С? Предлагаю методику применения приема «клише» к подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения. В словарях и работах лингвистов находим следующее определение клише: 1. Клише – стереотипное выражение, готовые обороты, используемые в качестве легко воспроизводимых в определеных условиях и контекстах стандартов. 2. Клише – стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях; шаблоная речевая фраза. 3. Клише -всякая готовая речевая формула, критерием для выделения которой служит регулярность ее появления в определеных, повторяющихся речевых ситуациях. Наличие таких формул нормально, необходимо и позволяет запомнить информацию.
14 11. 3 шага подготовки (в сжатые сроки) к написанию сочинения- рассуждения. Шаг 1 Необходимо всем обучающимся запомнить (зрительно сфотографировать) основные позиции сочинения -рассуждения: 1. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленую автором текста. 2. Сформулируйте позицию автора. 3. С чем вы согласны? Почему? 4. С чем не согласны? Почему? 5. Какие художественые средства использует автор? 6. Вывод.(+ вспомнить стихотворение, краткое выражение или фразу) Шаг 2 Внимательно изучите примерную схему сочинения. Напишите несколько пробных сочинений по текстам, взятых из сборников подготовки ЕГЭ. (См. ниже – Примерная схема сочинения-рассуждения).
15 Шаг 3 Объем сочинения -150 слов Обучающих, обычно, эта цифра пугает. Но не будем паниковать и призовем на помощь математику. Сочинение состоит из трех основных частей. Предположим, количество слов в предложениях у нас будет около 10 ед. На вступительную и заключительную часть отводим по 3 предложения. Для основной части остается 90 слов (150-60). В среднем, это 9-10 предложений. 1 часть – 3*10=30 слов 2 часть – 9*10=90 слов 3 часть – 3*10=30 слов Предлагаю обучающимся примерную схему сочинения-рассуждения по алгоритму.
16 Примерная схема сочинения-рассуждения по алгоритму. 1. Вступление. 2. Основная часть …(именительная часть) Наверное, каждый из нас когда-то Прочитав текст (Ф.И. автора текста), я снова __________ о том, что __________ Милосердие…Одиночество. Задумывался; размышлял; наблюдал… Представил ; подумал; вспомнил … Содержание текста сразу _____________ __________________________________________________________ Своей ______________________________ _______________ Тема ______________________________________________________ Поднятая в тексте (Ф.И. автора), не может оставить равнодушным ни одного человека. Автора (тревожит, волнует, восхищает) ________________________ По мнению автора (Ф.И. писателя) ____________________________ С утверждением (автора, писателя…) о том, что « _______________», Я полностью согласна. ___________________________________________________________ А вот с мыслью о том, что ____________________________________ Можно не согласиться. Для ________________________________________________________ Автор использует метафоры « ___», « ______», «______». ___________________________________________________________ _ Привлекает; заинтересовывает; захватывает… Образностью, красотой, злободневностью, проблемностью, необычностью суждения… Милосердия; любви к родному краю; нравствености… По тексту. По тексту – проблема. По тексту – цитата. Доказательства, примеры,аргументы не меньше 3. Доказательства. Образности; выразительности; большой убедительности…. Эпитеты «__», « ____», сравнения «___», «____». Риторические вопросы – «___», «___»и др. средства выразительности. 3. Заключение В заключении следует сказать о том, что _____________________ Я (думаю), что _____________________________________________ Всегда ли мы думаем над этим? Отметить; подчеркнуть… Надеюсь; верю; мечтаю… Риторический вопрос.
18 Вывод: Алгоритмы, схемы, таблицы- способствуют быстрому усвоению материала, повышают грамотность. Разнообразные практические упражнения формируют умение работать с теоретическим материалом. Количество заданий варьируется в зависимости от простого к сложному. К заданиям даны образцы, клише, которые помогают приобрести определеные навыки. Все это помогает не просто подготовиться к ЕГЭ и ГИА, но и повысить уровень практической грамотности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.