Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемИлья Ратьков
1 Доцент кафедры МЭТ Рагозина Н.Н. Микроэкономика
2 Рекомендуемая к курсу литература: Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., Макконнелл К.Р., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т.1.М., Макконнелл К.Р., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т.1.М., Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.М., Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика.М., Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.Н. Микроэкономика : В 2 т. М.,1994. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.Н. Микроэкономика : В 2 т. М.,1994. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика.М.,1999. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика.М.,1999.
3 Рекомендуемая к курсу литература: Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров,2002. Курс экономической теории / Под ред. М.Н.Чепурина, Е.А.Киселевой. Киров,2002. Ивашковский С.Н. Микроэкономика.М.:Дело,2001. Ивашковский С.Н. Микроэкономика.М.:Дело,2001. Максимова В.Ф. Микроэкономика.М.,Соминтек Максимова В.Ф. Микроэкономика.М.,Соминтек Экономика : Учебник / Под ред. А.С.Булатова. М., Экономика : Учебник / Под ред. А.С.Булатова. М., 1997.
4 Тема 1. Введение в микроэкономику 1.1. Возникновение и развитие экономики как науки 1.1. Возникновение и развитие экономики как науки 1.2. Предмет экономической теории, микро- и макроэкономики. Значение изучения микроэкономики Предмет экономической теории, микро- и макроэкономики. Значение изучения микроэкономики Методы экономического исследования Методы экономического исследования.
5 Экономические школы: 1)меркантилисты; 1)меркантилисты; 2)физиократы; 2)физиократы; 3)классическая политэкономия; 3)классическая политэкономия; 4)марксизм; 4)марксизм;
6 Экономические школы: 5)маржинализм; 5)маржинализм; 6)кейнсианство; 6)кейнсианство; 7)неоклассическое направление; 7)неоклассическое направление; 8)институционализм; 8)институционализм; 9)неокейнсианское направление и др. 9)неокейнсианское направление и др.
7 Меркантилизм экономическое учение ХУ-ХУ11 вв., представители которого утверждали, что богатство накапливается в результате внешней торговли, а исследованию подлежит сфера обращения. Различают ранних и поздних меркантилистов. экономическое учение ХУ-ХУ11 вв., представители которого утверждали, что богатство накапливается в результате внешней торговли, а исследованию подлежит сфера обращения. Различают ранних и поздних меркантилистов. Ранние меркантилисты отождествляли богатство с золотом и серебром и выдвигали теорию «денежного баланса», предлагая запретить вывоз денег из страны, а также ограничить импорт, увеличить добычу золота и серебра, установить высокие пошлины на ввоз товаров Ранние меркантилисты отождествляли богатство с золотом и серебром и выдвигали теорию «денежного баланса», предлагая запретить вывоз денег из страны, а также ограничить импорт, увеличить добычу золота и серебра, установить высокие пошлины на ввоз товаров
8 Меркантилизм Поздние меркантилисты - Т.Мен, А.Серра, А.Монкретьен и др. – под богатством понимали избыток продуктов, который оставался после удовлетворения потребностей страны, но должен был обязательно превратиться на внешнем рынке в деньги. Центральным пунктом позднего меркантилизма являлась « система торгового баланса», в соответствии с которой считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости вывезенных и ввезенных товаров. Поздние меркантилисты - Т.Мен, А.Серра, А.Монкретьен и др. – под богатством понимали избыток продуктов, который оставался после удовлетворения потребностей страны, но должен был обязательно превратиться на внешнем рынке в деньги. Центральным пунктом позднего меркантилизма являлась « система торгового баланса», в соответствии с которой считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой стоимости вывезенных и ввезенных товаров.
9 Физиократы Экономическая школа, сформировавшаяся в середине ХУ111 в. dо Франции, перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сельским хозяйством, считая. Что богатство создается лишь в этой отрасли. Основателем школы физиократов был Ф.Кенэ, а его последователями – А.Тюрго, П.С.Дюпон де Немур, В. Мирабо. Экономическая школа, сформировавшаяся в середине ХУ111 в. dо Франции, перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, но ограничили ее только сельским хозяйством, считая. Что богатство создается лишь в этой отрасли. Основателем школы физиократов был Ф.Кенэ, а его последователями – А.Тюрго, П.С.Дюпон де Немур, В. Мирабо..
10 Классическая политэкономия Первыми представителями этой школы были Уильям Петти ( гг.) в Англии и Пьер Буагильбер во Франции. Они предприняли попытку свести стоимость товара к труду и сделали решающий шаг в сторону экономической теории, открывшей источник богатства в сфере производства. Своего высшего развития классическая политэкономия достигла в трудах английских экономистов Адама Смита ( гг.) и Давида Рикардо ( гг.). Первыми представителями этой школы были Уильям Петти ( гг.) в Англии и Пьер Буагильбер во Франции. Они предприняли попытку свести стоимость товара к труду и сделали решающий шаг в сторону экономической теории, открывшей источник богатства в сфере производства. Своего высшего развития классическая политэкономия достигла в трудах английских экономистов Адама Смита ( гг.) и Давида Рикардо ( гг.).
11 Марксизм возник в 40-е гг. Х1Х в. К.Маркс и Ф. Энгельс развивают далее заложенную классиками трудовую теорию стоимости. К.Маркс открывает двойственную природу труда в условиях товарного производства, исследует специфический товар – рабочую силу человека, объясняет сущность прибыли как превращенной формы прибавочной стоимости. Кроме того, К.Маркс исследует законы стоимости, прибавочной стоимости, средней прибыли и цены производства и ряд др. В качестве метода исследования К.Маркс и Ф.Энгельс применяли материалистическую диалектику. возник в 40-е гг. Х1Х в. К.Маркс и Ф. Энгельс развивают далее заложенную классиками трудовую теорию стоимости. К.Маркс открывает двойственную природу труда в условиях товарного производства, исследует специфический товар – рабочую силу человека, объясняет сущность прибыли как превращенной формы прибавочной стоимости. Кроме того, К.Маркс исследует законы стоимости, прибавочной стоимости, средней прибыли и цены производства и ряд др. В качестве метода исследования К.Маркс и Ф.Энгельс применяли материалистическую диалектику.
12 Неоклассическое направление возникло в 70-х гг. Х1Х в. Исследует мотивы поведения отдельных рыночных субъектов, условия равновесия этих субъектов и последствия нарушения равновесия. Одним из основных инструментов исследования являются предельные (маржинальные) величины: предельный продукт, предельный доход, предельные издержки, предельная полезность. возникло в 70-х гг. Х1Х в. Исследует мотивы поведения отдельных рыночных субъектов, условия равновесия этих субъектов и последствия нарушения равновесия. Одним из основных инструментов исследования являются предельные (маржинальные) величины: предельный продукт, предельный доход, предельные издержки, предельная полезность.
13 Кейнсианство возникло в 30-е гг. ХХ в. и связано с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Предметом анализа является экономика как единое целое, а также такие укрупненные ( агрегированные) единицы, как домохозяйства, частный сектор, государственный сектор и др. Исследуя макроэкономические проблемы, Кейнс приходит к выводу о необходимости государственного вмешательства в рыночный механизм. возникло в 30-е гг. ХХ в. и связано с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Предметом анализа является экономика как единое целое, а также такие укрупненные ( агрегированные) единицы, как домохозяйства, частный сектор, государственный сектор и др. Исследуя макроэкономические проблемы, Кейнс приходит к выводу о необходимости государственного вмешательства в рыночный механизм.
14 Институционализм одно из ведущих направлений современной экономической мысли, представители которого считают движущей силой общественного развития такие институты, как семья, государство, профсоюзы, обычаи, традиции, привычки людей, а также правовые, этические и другие явления. Считают частную собственность, налоги, деньги, кредит прибыль и др. категории проявлениями психологии общества. Обращают внимание на экологические, социальные и гуманитарные последствия роста потребления. одно из ведущих направлений современной экономической мысли, представители которого считают движущей силой общественного развития такие институты, как семья, государство, профсоюзы, обычаи, традиции, привычки людей, а также правовые, этические и другие явления. Считают частную собственность, налоги, деньги, кредит прибыль и др. категории проявлениями психологии общества. Обращают внимание на экологические, социальные и гуманитарные последствия роста потребления.
15 Определение предмета экономической теории: поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.
16 Предмет микроэкономики Микроэкономика ( от греч. «микро»- маленький) рассматривает деятельность первичных ячеек экономики( фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей). Микроэкономика ( от греч. «микро»- маленький) рассматривает деятельность первичных ячеек экономики( фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей). Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек. Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями и наемными работниками, между самими предпринимателями (конкуренцию), а также между продавцами и покупателями. Все эти отношения реализуются через цены на факторы производства и экономические блага, поэтому механизм рыночного ценообразования находится в центре микроэкономического анализа. Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек. Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями и наемными работниками, между самими предпринимателями (конкуренцию), а также между продавцами и покупателями. Все эти отношения реализуются через цены на факторы производства и экономические блага, поэтому механизм рыночного ценообразования находится в центре микроэкономического анализа.
17 Предмет макроэкономики исследует результаты совместной экономической деятельности всех участников общественного производства одновременно. Анализирует общий уровень цен в стране, цикличность экономического развития, занятость, безработицу, инфляцию, роль государства в экономике, условия экономического роста. исследует результаты совместной экономической деятельности всех участников общественного производства одновременно. Анализирует общий уровень цен в стране, цикличность экономического развития, занятость, безработицу, инфляцию, роль государства в экономике, условия экономического роста.
18 Ключевые экономические проблемы: 1. Что производить и в каких количествах? 1. Что производить и в каких количествах? 2. Как производить( то есть с помощью какого сочетания ресурсов и каких технологий)? 2. Как производить( то есть с помощью какого сочетания ресурсов и каких технологий)? 3. Для кого производить( то есть кто будет потреблять продукцию, извлекать из нее пользу)? 3. Для кого производить( то есть кто будет потреблять продукцию, извлекать из нее пользу)?
19 Классификация благ: 1) свободные или неэкономические блага- имеются в изобилии и доступны всем в любом количестве (воздух, энергия ветра, солнечные лучи и т.д.); 1) свободные или неэкономические блага- имеются в изобилии и доступны всем в любом количестве (воздух, энергия ветра, солнечные лучи и т.д.); 2)экономические блага – редкие, ограниченные блага. При их анализе возникает проблема выбора вариантов применения и эффективности использования. 2)экономические блага – редкие, ограниченные блага. При их анализе возникает проблема выбора вариантов применения и эффективности использования.
20 Проблема выбора в экономике Ограниченность ресурсов, с одной стороны, и неограниченность потребностей – с другой стороны, ставят перед людьми проблему выбора. Ограниченность ресурсов, с одной стороны, и неограниченность потребностей – с другой стороны, ставят перед людьми проблему выбора. Выбор вариантов распределения редких ресурсов занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Выбор вариантов распределения редких ресурсов занимает одно из центральных мест в экономическом анализе.
21 Проблема выбора в экономике Выбор осуществляют все: производители, потребители, правительства. Выбор осуществляют все: производители, потребители, правительства. При исследовании проблемы выбора экономисты исходят в своих рассуждениях из гипотезы о рациональном поведении людей, согласно которой люди стремятся к достижению максимально возможных результатов при имеющихся ограничениях. При исследовании проблемы выбора экономисты исходят в своих рассуждениях из гипотезы о рациональном поведении людей, согласно которой люди стремятся к достижению максимально возможных результатов при имеющихся ограничениях.
22 Основные пути координации экономического выбора: 1)стихийный порядок, при котором независимые индивиды приспосабливают свои действия к поступающей из ближайшего окружения информации(механизмом достижения стихийного порядка является рынок); 1)стихийный порядок, при котором независимые индивиды приспосабливают свои действия к поступающей из ближайшего окружения информации(механизмом достижения стихийного порядка является рынок);
23 Основные пути координации экономического выбора: 2)иерархия, при которой действия каждого индивида подчинены инструкциям центральной власти (механизм иерархии представлен государством в лице правительства, а также внутренним функционированием фирмы). 2)иерархия, при которой действия каждого индивида подчинены инструкциям центральной власти (механизм иерархии представлен государством в лице правительства, а также внутренним функционированием фирмы).
24 Основные субъекты микроэкономики 1. Домашние хозяйства 1. Домашние хозяйства 2. Фирмы 2. Фирмы 3. Профсоюзы 3. Профсоюзы 4. Государство 4.Государство
25 Характеристика основных субъектов рыночной экономики Домашние хозяйства(потребители) – отдельные лица или группы лиц, получающие доходы и расходующие их на потребление товаров и услуг. Целью домашнего хозяйства является максимизация полезности, т.е. удовлетворения, которое оно может получить от потребления того или другого блага. Домашние хозяйства(потребители) – отдельные лица или группы лиц, получающие доходы и расходующие их на потребление товаров и услуг. Целью домашнего хозяйства является максимизация полезности, т.е. удовлетворения, которое оно может получить от потребления того или другого блага.
26 Характеристика основных субъектов рыночной экономики Фирмы – это предприятия, находящиеся в единоличной собственности, товарищества, акционерные общества, производящие товары или услуги для продажи другим фирмам или конечным потребителям. Целевая функция фирмы – максимизация прибыли от продажи товаров или услуг на рынке.
27 Характеристика основных субъектов рыночной экономики (продолжение) Профсоюзы – это группы людей, работающих по найму, организованные для того, чтобы заключать с предпринимателями коллективные договоры с целью максимизации удовлетворения групповых интересов. Профсоюзы – это группы людей, работающих по найму, организованные для того, чтобы заключать с предпринимателями коллективные договоры с целью максимизации удовлетворения групповых интересов. Государство – это система политических учреждений, часто имеющих важные экономические функции. Целью государства является максимизация общественного благосостояния. Государство – это система политических учреждений, часто имеющих важные экономические функции. Целью государства является максимизация общественного благосостояния.
28 Кривая производственных возможностей X Y 0
29 Альтернативные возможности производства пушек и масла Возможности Возможности Масло, млн. кг Масло, млн. кг Пушки, тыс.шт. Пушки, тыс.шт. Цена (альтернативная стоимость) 1 млн.кг масла, выраженная в тыс.шт.пушек A B C D E F 5 0 5
30 Основные методы исследования экономических явлений: 1)диалектический метод; 1)диалектический метод; 2)метод научной абстракции; 2)метод научной абстракции; 3)анализ и синтез; 3)анализ и синтез; 4)индукция и дедукция; 4)индукция и дедукция; 5)экономико-математическое моделирование; 5)экономико-математическое моделирование; 6)многовариантность; 6)многовариантность; 7)метод агрегирования и др. 7)метод агрегирования и др.
31 Метод научной абстракции Состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Абстракция всегда беднее конкретной реальности, но без нее невозможно сформулировать научные категории, которыми оперирует экономическая наука. Состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследователь. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Абстракция всегда беднее конкретной реальности, но без нее невозможно сформулировать научные категории, которыми оперирует экономическая наука.
32 Анализ метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений и др. метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов – цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.
33 Синтез метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания. метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Анализ и синтез выступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.
34 Индукция метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждой последующей единицы приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно сделать вывод о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать данный товар только при условии снижения цен на него. метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потребителя каждой последующей единицы приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Отсюда можно сделать вывод о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать данный товар только при условии снижения цен на него.
35 Дедукция метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии. метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека в гражданской одежде, вы можете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии.
36 Экономические модели упрощенные представления о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественную оценку, например, объем производства, заработная плата, издержки, цены и т.д.Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных, они называются параметрами. Параметры могут определяться как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер чистой прибыли фирмы может зависеть от величины налога на на прибыль, устанавливаемой государством, т.е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор. упрощенные представления о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественную оценку, например, объем производства, заработная плата, издержки, цены и т.д.Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных, они называются параметрами. Параметры могут определяться как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер чистой прибыли фирмы может зависеть от величины налога на на прибыль, устанавливаемой государством, т.е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.
37 Тема 2. Рынок и условия его формирования 2.1. Условия возникновения рыночной экономики и ее основные черты Условия возникновения рыночной экономики и ее основные черты Частная собственность как условие рыночного обмена Частная собственность как условие рыночного обмена Сущность рынка и его структура. Преимущества и недостатки рыночной экономики Сущность рынка и его структура. Преимущества и недостатки рыночной экономики Совершенный и несовершенный рынок 2.4. Совершенный и несовершенный рынок
38 Условия возникновения рыночной экономики: 1) общественное разделение труда (обязательное, но недостаточное условие); 1) общественное разделение труда (обязательное, но недостаточное условие); 2) экономическое обособление производителей друг от друга. 2) экономическое обособление производителей друг от друга.
39 Экономическое обособление проявляется в следующих чертах: 1) в обособлении факторов производства каждого хозяйствующего субъекта; 1) в обособлении факторов производства каждого хозяйствующего субъекта; 2) в обособлении результатов деятельности каждого субъекта; 2) в обособлении результатов деятельности каждого субъекта; 3) в наличии у каждого хозяйствующего субъекта собственного экономического интереса; 3) в наличии у каждого хозяйствующего субъекта собственного экономического интереса; 4) связи между различными субъектами устанавливаются на основе принципов эквивалентности и возмездности; 4) связи между различными субъектами устанавливаются на основе принципов эквивалентности и возмездности; 5) обмен осуществляется в форме купли-продажи товаров на рынке. 5) обмен осуществляется в форме купли-продажи товаров на рынке.
40 Специфические черты рыночной экономики: 1) экономическое обособление товаропроизводителей; 1) экономическое обособление товаропроизводителей; 2)общественное разделение труда, проявляющееся в специализации и кооперировании; 2)общественное разделение труда, проявляющееся в специализации и кооперировании; 3)обмен продуктами в товарной форме при помощи рынка. 3)обмен продуктами в товарной форме при помощи рынка.
41 Система рынков изучается с помощью моделей, которые могут быть классифицированы: 1)по фактору времени( краткосрочные и долгосрочные); 1)по фактору времени( краткосрочные и долгосрочные); 2)по степени распространения связей (закрытые и открытые); 2)по степени распространения связей (закрытые и открытые); 3)по учету времени как фактору, определяющему процесс развития экономики ( статические и динамические). 3)по учету времени как фактору, определяющему процесс развития экономики ( статические и динамические).
42 Различные определения понятия «собственность»: 1) собственность- это отношение человека к вещи; 1) собственность- это отношение человека к вещи; 2) собственность – это право присвоения определенными субъектами различных объектов; 2) собственность – это право присвоения определенными субъектами различных объектов; 3) собственность – это экономическая категория, то есть отношения, возникающие между людьми по поводу присвоения определенных объектов. 3) собственность – это экономическая категория, то есть отношения, возникающие между людьми по поводу присвоения определенных объектов.
43 Собственность как экономическая категория включает в себя: 1) объекты присвоения; 1) объекты присвоения; 2) субъектов, вступающих в отношения присвоения; 2) субъектов, вступающих в отношения присвоения; 3) характер возникающих отношений. 3) характер возникающих отношений.
44 Экономическая теория прав собственности Экономическая теория прав собственности Авторы -Рональд Коуз и Армен Алчиан( американские экономисты). Авторы -Рональд Коуз и Армен Алчиан( американские экономисты). Определение собственности Р.Коузом и А.Алчианом: собственностью является не ресурс (средства производства или рабочая сила)сам по себе, а пучок или доля прав по использованию ресурса Определение собственности Р.Коузом и А.Алчианом: собственностью является не ресурс (средства производства или рабочая сила)сам по себе, а пучок или доля прав по использованию ресурса
45 Полный «пучок прав» собственника включает в себя 11 элементов: 1)право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами; 1)право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами; 2)право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя; 2)право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя; 3)право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ; 3)право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
46 Полный «пучок прав» собственника включает в себя 11 элементов: 4)право на доход, т.е. право обладать результатами от использования блага; 4)право на доход, т.е. право обладать результатами от использования блага; 5)право суверена, т.е. право на отчуждение, 5)право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага; потребление, изменение или уничтожение блага;
47 Полный «пучок прав» собственника включает в себя 11 элементов: 6)право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда, причиненного внешней средой; 6)право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда, причиненного внешней средой; 7)право на передачу благ в наследство; 7)право на передачу благ в наследство; 8)право на бессрочность обладания благом; 8)право на бессрочность обладания благом;
48 Полный «пучок прав» собственника включает в себя 11 элементов: 9)запрет на использование блага способом, наносящим вред внешней среде; 9)запрет на использование блага способом, наносящим вред внешней среде; 10)право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга; 10)право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга; 11)право на остаточный характер, т.е. право на использование правил и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий 11)право на остаточный характер, т.е. право на использование правил и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий
49 Три основные системы собственности: 1) частная; 1) частная; 2)государственная (коллективная); 2)государственная (коллективная); 3)коммунальная (общедоступная). 3)коммунальная (общедоступная). Как показывает опыт, три системы собственности не существуют в чистом виде, во всех обществах они «перемешаны» в различных пропорциях. Как показывает опыт, три системы собственности не существуют в чистом виде, во всех обществах они «перемешаны» в различных пропорциях.
50 Определение рынка это способ взаимодействия между отдельными, самостоятельно хозяйствующими субъектами ( покупателями и продавцами), основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.
51 Трансакционные издержки Это издержки, связанные с совершением рыночных сделок: Это издержки, связанные с совершением рыночных сделок: 1)издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка; 1)издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка; 2)издержки, связанные с поиском покупателя (продавца); 2)издержки, связанные с поиском покупателя (продавца); 3) издержки, связанные с ведением переговоров и заключением контрактов; 3) издержки, связанные с ведением переговоров и заключением контрактов; 4) издержки, связанные с контролем за соблюдением условий контракта. 4) издержки, связанные с контролем за соблюдением условий контракта.
52 Конкуренция (конкурентная борьба) По самому общему определению, это соперничество между участниками рынка. Существуют разные трактовки конкуренции у представителей разных экономических школ: 1)неоклассики считают конкуренцию борьбой за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке; ниши на рынке; 2)Й.Шумпетер считал главным в конкурентной борьбе внедрение нововведений, разрушающих отжившее; 3)Ф.Хайек при характеристике конкуренции делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен и связывает производителей и потребителей. Существуют различные определения конкуренции у представителей разных экономических школ: 1) неоклассики считают конкуренцию борьбой за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке; 2) Й. Шумпетер считал главным в конкурентной борьбе внедрение нововведений;
53 Два вида конкуренции производителей 1.Внутриотраслевая. 1.Внутриотраслевая. 2. Межотраслевая. 2. Межотраслевая.
54 Инструменты внутриотраслевой конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция направлена на удешевление продукции по сравнению с конкурентами либо на производство продукции лучшего качества. Средствами достижения этих целей являются: 1) более экономное расходование сырья; 2) рост производительности труда,; 3) применение более совершенной техники или технологии ; 4) лучшая организация труда; 5) использование более дешевых или более качественных ресурсов.
55 Инструмент межотраслевой конкуренции Перелив капитала из одних отраслей и сфер в другие. Перелив капитала из одних отраслей и сфер в другие. Перелив осуществляется путем создания новых предприятий или расширения уже действующих, либо закрытия или сокращения масштабов действия существующих предприятий. Перелив осуществляется путем создания новых предприятий или расширения уже действующих, либо закрытия или сокращения масштабов действия существующих предприятий.
56 Незаконные инструменты конкурентной борьбы 1)подкуп; 1)подкуп; 2)шантаж; 2)шантаж; 3)промышленный шпионаж; 3)промышленный шпионаж; 4)физическое устранение конкурентов. 4)физическое устранение конкурентов.
57 Различие понятий «конкурентность рынка» и «конкурентная борьба» Конкурентная борьба – это способы поведения отдельных фирм на рынке или степень соревновательности фирм друг с другом. Конкурентная борьба – это способы поведения отдельных фирм на рынке или степень соревновательности фирм друг с другом. Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Конкурентность рынка зависит от количества и размеров фирм, характера выпускаемой продукции, наличия или отсутствия препятствий при входе в отрасль и выходе из нее и др. Конкурентность рынка определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Конкурентность рынка зависит от количества и размеров фирм, характера выпускаемой продукции, наличия или отсутствия препятствий при входе в отрасль и выходе из нее и др.
58 Условия формирования совершенного рынка: 1) большой и регулярный спрос ; 1) большой и регулярный спрос ; 2) неограниченное число участников хозяйственной деятельности; 2) неограниченное число участников хозяйственной деятельности; 3) абсолютная мобильность используемых ресурсов; 3) абсолютная мобильность используемых ресурсов; 4) свободная конкуренция среди покупателей и продавцов; 4) свободная конкуренция среди покупателей и продавцов; 5) наличие всего объема информации у участников конкуренции. 5) наличие всего объема информации у участников конкуренции.
59 Преимущества рыночной экономики: 1)способствует более эффективному использованию ресурсов; 1)способствует более эффективному использованию ресурсов; 2)вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства; 2)вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
60 Преимущества рыночной экономики: 3)создает условия оптимального использования достижений НТР; 3)создает условия оптимального использования достижений НТР; 4)обеспечивает свободу выбора действий производителей и потребителей; 4)обеспечивает свободу выбора действий производителей и потребителей; 5)нацеливает производителей на удовлетворение потребностей и повышение качества товаров и услуг 5)нацеливает производителей на удовлетворение потребностей и повышение качества товаров и услуг
61 Недостатки рыночной экономики: 1)не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; 1)не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; 2)отрицательно сказывается на защите окружающей среды; 2)отрицательно сказывается на защите окружающей среды; 3)не обеспечивает производства коллективных благ; 3)не обеспечивает производства коллективных благ;
62 Недостатки рыночной экономики: 4)не создает условий для развития фундаментальной науки; 4)не создает условий для развития фундаментальной науки; 5)не гарантирует прав на труд, отдых и доход; 5)не гарантирует прав на труд, отдых и доход; 6)не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости; 6)не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости; 7)не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен 7)не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен
63 Функции рынка: 1) ценообразующая; 1) ценообразующая; 2) информационная; 2) информационная; 3) регулирующая; 3) регулирующая; 4) посредническая; 4) посредническая; 5) санирующая. 5) санирующая.
64 Ценообразующая функция рынка в результате взаимодействия производителей и потребителей посредством механизмов предложения и спроса на рынке формируется цена товаров, которая отражает полезность товара и издержки его производства в результате взаимодействия производителей и потребителей посредством механизмов предложения и спроса на рынке формируется цена товаров, которая отражает полезность товара и издержки его производства
65 Информационная функция рынка Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены – об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, выдающий обобщенные данные по всему пространству, которое он охватывает. Рыночная информация позволяет каждому субъекту приспосабливать к запросам рынка свои расчеты и действия. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены – об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, выдающий обобщенные данные по всему пространству, которое он охватывает. Рыночная информация позволяет каждому субъекту приспосабливать к запросам рынка свои расчеты и действия.
66 Регулирующая функция рынка Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. При росте цен производство соответствующих товаров расширяется, при снижении – сокращается. Рыночная информация заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции, а потребителей – изменять свой выбор относительно необходимости приобретения товаров и размера покупки. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. При росте цен производство соответствующих товаров расширяется, при снижении – сокращается. Рыночная информация заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции, а потребителей – изменять свой выбор относительно необходимости приобретения товаров и размера покупки.
67 Посредническая функция рынка рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В развитой рыночной экономике производитель может выбрать наиболее удачного покупателя, а покупатель – оптимального продавца. рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В развитой рыночной экономике производитель может выбрать наиболее удачного покупателя, а покупатель – оптимального продавца.
68 Санирующая функция рынка Рыночный механизм – это достаточно жесткая система, он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя механизм конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно работающих предприятий и дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате растет средний уровень эффективности, повышается устойчивость экономики страны в целом. Рыночный механизм – это достаточно жесткая система, он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя механизм конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно работающих предприятий и дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате растет средний уровень эффективности, повышается устойчивость экономики страны в целом.
69 Структура рынка По экономическому назначению рынка : По экономическому назначению рынка : 1)рынки товаров и услуг; 1)рынки товаров и услуг; 2) рынки средств производства; 2) рынки средств производства; 3)рынки труда; 3)рынки труда; 4)рынки научно-технических разработок; 4)рынки научно-технических разработок; 5)рынки ценных бумаг 5)рынки ценных бумаг
70 Структура рынка ( продолжение) По товарным группам: По товарным группам: 1) рынки товаров производственного назначения, 1) рынки товаров производственного назначения, 2)рынки потребительских товаров; 2)рынки потребительских товаров; 3)рынки продовольственных товаров; 3)рынки продовольственных товаров; 4)рынки факторов производства. 4)рынки факторов производства.
71 Структура рынка (продолжение) По территориальному признаку: По территориальному признаку: 1) внутрирегиональные; 1) внутрирегиональные; 2) межрегиональные; 2) межрегиональные; 3) республиканские; 3) республиканские; 4) межреспубликанские; 4) межреспубликанские; 5)международные. 5)международные.
72 Структура рынка ( продолжение) По степени ограничения конкуренции: По степени ограничения конкуренции: 1) монополия; 1) монополия; 2)олигополия; 2)олигополия; 3) монополистическая конкуренция; 3) монополистическая конкуренция; 4) совершенная конкуренция и др. 4) совершенная конкуренция и др.
73 Структура рынка (продолжение) По характеру продаж: По характеру продаж: 1) рынки оптовой торговли; 1) рынки оптовой торговли; 2)рынки розничной торговли; 2)рынки розничной торговли; 3) рынки госзакупок сельскохозяйственной продукции. 3) рынки госзакупок сельскохозяйственной продукции.
74 Структура рынка ( продолжение ) По соблюдению законности: По соблюдению законности: 1) легальные, официальные рынки; 1) легальные, официальные рынки; 2) нелегальные, «теневые», « черные» рынки. 2) нелегальные, «теневые», « черные» рынки.
75 Модели рыночной экономики: 1) американская; 1) американская; 2) японская; 2) японская; 3) немецкая; 3) немецкая; 4) шведская; 4) шведская; 5) французская; 5) французская; 6) южнокорейская; 6) южнокорейская; 7) китайская 7) китайская
76 Американская модель («либеральная модель капитализма»): 1) малый удельный вес государственной собственности и минимальная регулирующая роль государства; 1) малый удельный вес государственной собственности и минимальная регулирующая роль государства; 2) всемерное поощрение предпринимательства; 2) всемерное поощрение предпринимательства; 3) резкая дифференциация на богатых и бедных; 3) резкая дифференциация на богатых и бедных; 4)приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения. 4)приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
77 Японская модель: 1) высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики; 1) высокий уровень государственного воздействия на основные направления экономики; 2) составление планов развития экономики; 2) составление планов развития экономики; 3) незначительные различия в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими; 3) незначительные различия в уровне заработной платы между главой фирмы и служащими; 4) социальная направленность модели. 4) социальная направленность модели.
78 Немецкая модель: 1) высокий уровень государственного воздействия на экономику; 1) высокий уровень государственного воздействия на экономику; 2)прогнозирование основных макроэкономических показателей; 2)прогнозирование основных макроэкономических показателей; 3)различия в уровне заработной платы незначительны. 3)различия в уровне заработной платы незначительны.
79 Шведская модель: 1) социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения; 1) социальная направленность, сокращение имущественного неравенства, забота о малообеспеченных слоях населения; 2) государство активно вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены; 2) государство активно вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены; 3) высокий удельный вес государственного сектора. 3) высокий удельный вес государственного сектора.
80 Французская модель: 1) значительная регулирующая роль государства; 1) значительная регулирующая роль государства; 2) значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства; 2) значительные масштабы прямой предпринимательской деятельности государства; 3) вмешательство государства в процесс накопления капитала. 3) вмешательство государства в процесс накопления капитала.
81 Южнокорейская модель: 1) широко используется планирование экономического развития; 1) широко используется планирование экономического развития; 2) длительное время действовала государственная монополия в кредитно- финансовой сфере; 2) длительное время действовала государственная монополия в кредитно- финансовой сфере; 3) регулирование внешнеэкономической сферы направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта 3) регулирование внешнеэкономической сферы направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта
82 Китайская модель: 1) осуществлен переход от модели «централизованной плановой экономики» к модели «социалистической плановой товарной экономики»; 1) осуществлен переход от модели «централизованной плановой экономики» к модели «социалистической плановой товарной экономики»; 2) сочетание рыночных отношений с государственным планированием; 2) сочетание рыночных отношений с государственным планированием; 3) в сельском хозяйстве осуществлен переход от « народных коммун» к системе «семейного подряда»; 3) в сельском хозяйстве осуществлен переход от « народных коммун» к системе «семейного подряда»;
83 Китайская модель: 4) оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путем отделения «права собственности» от «права хозяйствования»; 4) оживление хозяйственной деятельности предприятий госсектора путем отделения «права собственности» от «права хозяйствования»; 5) установление прямых хозяйственных связей между предприятиями; 5) установление прямых хозяйственных связей между предприятиями; 6) создание системы рынков (фондовые рынки, рынки услуг, рынки информации, техники, технологии). 6) создание системы рынков (фондовые рынки, рынки услуг, рынки информации, техники, технологии).
84 Тема 3.Спрос, предложение, эластичность 3.1. Величина спроса и спрос в целом. Закон спроса и кривая спроса. Детерминанты спроса Величина спроса и спрос в целом. Закон спроса и кривая спроса. Детерминанты спроса Величина предложения и предложение в целом. Закон предложения и кривая предложения. Детерминанты предложения Величина предложения и предложение в целом. Закон предложения и кривая предложения. Детерминанты предложения Равновесие на рынке отдельного товара. Модели равновесия Л.Вальраса и А.Маршалла Равновесие на рынке отдельного товара. Модели равновесия Л.Вальраса и А.Маршалла Эластичность (спроса по цене, спроса по доходу, перекрестная эластичность и эластичность предложения) и ее практическое значение Эластичность (спроса по цене, спроса по доходу, перекрестная эластичность и эластичность предложения) и ее практическое значение.
85 Определение величины спроса на товар Величина спроса – это количество товара, которое потребители могут и хотят приобрести при данной цене товара в течение определенного времени. Величина спроса – это количество товара, которое потребители могут и хотят приобрести при данной цене товара в течение определенного времени. Графически величина спроса отражается конкретной точкой на кривой спроса на товар. Графически величина спроса отражается конкретной точкой на кривой спроса на товар.
86 Формула спроса
87 Составляющие формулы спроса QD (quantity demand) – величина спроса; P (price) – цена товара; I (income) – доход потребителя; T (tastes) – вкусы и предпочтения потребителей;
88 Составляющие формулы спроса ( substitutes- субститутов )- цена товаров-заменителей; ( complement- комплементов) – цена дополняемых товаров; N (number) – количество покупателей данного товара
89 Закон спроса при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше – при их повышении при прочих равных условиях покупатель приобретает больше товаров при понижении цен и меньше – при их повышении
90 D OD P Кривая спроса
91 Кривые индивидуального и совокупного рыночного спроса Индивидуальный спрос Совокупный рыночный спрос P Q
92 Изменение величины спроса на товар А В Q P D
93 Изменение спроса в целом увеличение уменьшение P QD
94 Детерминанты спроса 1. Количество потребителей. 1. Количество потребителей. 2. Вкусы и предпочтения потребителей. 2. Вкусы и предпочтения потребителей. 3. Доходы потребителей. 3. Доходы потребителей. 4. Цены на товары-заменители 4. Цены на товары-заменители 5. Инфляционные ожидания 5. Инфляционные ожидания
95 Определение величины предложения Величина предложения – это количество товара, которое производители могут и хотят произвести при данной цене на товар в течение определенного времени. Величина предложения – это количество товара, которое производители могут и хотят произвести при данной цене на товар в течение определенного времени.
96 Определение величины предложения Графически величина предложения представляет собой конкретную точку на кривой предложения. Графически величина предложения представляет собой конкретную точку на кривой предложения.
97 Закон предложения Если прочие условия остаются неизменными, то производитель создает и реализует больше товаров при повышении цен и меньше – при их снижении Если прочие условия остаются неизменными, то производитель создает и реализует больше товаров при повышении цен и меньше – при их снижении
98 Формула величины предложения
99 Составляющие формулы предложения P – цена продаваемого товара; - цены взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров; - цены ресурсов ; K - уровень технологии, т.е. способ производства товара, используемый в данном виде деятельности; T ( tax) -налоги, субсидии; N - количество продавцов данного товара
100 Кривая предложения S QS P 0
101 Изменение величины предложения S Q P A B
102 Изменение предложения в целом увеличение уменьшение QS P 0
103 Детерминанты предложения 1. Цены на ресурсы 1. Цены на ресурсы 2. Налоги и дотации 2. Налоги и дотации 3. Применяемые технологии 3. Применяемые технологии 4. Количество товаропроизводителей 4. Количество товаропроизводителей
104 Кривая предложения скоропортящегося товара P Q S
105 Кривая предложения товара, который может храниться, или кривая предложения в краткосрочном периоде Q P S
106 Кривая предложения товара в долгосрочном периоде P Q S
107 Равновесие на рынке отдельного товара S D Q P 0 e
108 Нарушение рыночного равновесия ( излишек продукции) S D Q P 0 e QS QD излишек QD QS
109 Нарушение рыночного равновесия (дефицит продукции) D Q P e S 0 QS QD Дефицит – это площадь заштрихованной фигуры
110 Излишек потребителя S D Q P E Излишек потребителя – это площадь заштрихованной фигуры
111 Излишек производителя S D Q P E Излишек производителя – это площадь заштрихованной фигуры
112 Модель рынка Л..Вальраса
113 Графика модели Л.Вальраса Q излишек дефицит 0 D S e P
114 Модель рынка А.Маршалла
115 Составляющие формул А.Маршалла (price demand) – цена спроса, т.е. цена, которую потребитель готов уплатить за данный товар (price supply) – цена предложения, т.е. цена, по которой продавец готов продать данный товар
116 Модель расходящейся паутины Q PP Период
117 Модель совершенной паутины P Q D S Период
118 Модель динамической паутины P Q Период P
119 Вывод из анализа паутинообразной модели рынка Динамическая модель рынка не требует регулирования рынка со стороны государства, т.к. равновесие обладает свойством стабильности. При нестабильности равновесия, наблюдающейся в моделях расходящейся и совершенной паутины, необходимо активное вмешательство государства в рыночную систему.
120 Составляющие формул А.Маршалла (price demand) – цена спроса, т.е. цена, которую потребитель готов уплатить за данный товар (price supply) – цена предложения, т.е. цена, по которой продавец готов продать данный товар
121 Эластичность спроса по цене (точечная)
122 Эластичность спроса по цене (интервальная или дуговая)
123 Крайние случаи эластичности спроса по цене D P 0 Q Абсолютно неэластичный спрос
124 Крайние случаи эластичности спроса по цене 0 Q P D Абсолютно эластичный спрос
125 Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене: 1) чем больше заменителей имеет товар, тем эластичнее спрос; 1) чем больше заменителей имеет товар, тем эластичнее спрос; 2)чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар; 2)чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар; 3)чем больше удельный вес затрат на товар в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса; 3)чем больше удельный вес затрат на товар в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса;
126 Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене: 4)чем сильнее ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товара; 4)чем сильнее ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на этот товара; 5)чем выше степень насышения потребностей, тем менее эластичен спрос; 5)чем выше степень насышения потребностей, тем менее эластичен спрос; 6)чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса; 6)чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса; 7) спрос становится более эластичным с течением времени. 7) спрос становится более эластичным с течением времени.
127 Эластичность спроса по доходу
128 Различные варианты эластичности спроса по доходу Товары первой необходимости Предметы роскоши Товары второй необходимости
129 Кривые Энгеля D Неэластичные(нормальные или обычные) товары I QD
130 Кривые Энгеля Эластичные товары ( чаще всего – предметы роскоши), D I QD
131 Кривые Энгеля I Некачественные товары D QD
132 Практическое значение эластичности спроса по доходу Эластичность спроса по доходу позволяет прогнозировать потребительский спрос. В условиях подъема экономики и роста средних доходов домохозяйств: 1)вырастет спрос на продукцию отраслей, производящих товары с 2)сократится спрос на продукцию отраслей, производящих товары с
133 Перекрестная эластичность
134 Применение показателя перекрестной эластичности 1) исчисляется для взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров ( товаров-субститутов и товаров- комплементов); 2)используется в антимонопольной политике.
135 Использование перекрестной эластичности в антимонопольной политике Если какая-то фирма производит товар Х, имеющий заменитель – товар Y, то монополизация этой фирмой отрасли приведет к снижению производства конкурирующего товара-заменителя Y. В этой связи изменение цены товара Y будет мало сказываться на величине спроса товара Х и начнет снижаться, что послужить сигналом для контролирующих органов о возможном возникновении монополии в производстве товара Х.
136 Значение показателя перекрестной эластичности У взаимозаменяемых товаров У взаимодополняющих товаров
137 Эластичность предложения
138 Крайние случаи эластичности предложения 0 Q P S Абсолютно эластичное предложение
139 Крайние случаи эластичности предложения P 0 Q Абсолютно неэластичное предложение
140 Тема 4. Теория потребительского поведения 4.1. Понятие общей и предельной полезности блага. Полезность и цена Понятие общей и предельной полезности блага. Полезность и цена Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя (кардиналистская концепция) Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя (кардиналистская концепция) Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции: кривые безразличия и бюджетные линии. Оптимум потребителя Моделирование поведения потребителя в ординалистской концепции: кривые безразличия и бюджетные линии. Оптимум потребителя.
141 Зависимость между общей и предельной полезностью Q Q TU MU
142 Первый закон Германа Госсена При последовательном росте потребления блага полезность каждой добавленной единицы блага уменьшается (закон убывания предельной полезности). При последовательном росте потребления блага полезность каждой добавленной единицы блага уменьшается (закон убывания предельной полезности).
143 Второй закон Германа Госсена Максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ Максимум полезности от потребления заданного набора благ потребитель получит при условии равенства предельных полезностей всех потребленных благ
144 При моделировании поведения потребителя экономисты основываются на: 1) ограниченности дохода потребителя; 1) ограниченности дохода потребителя; 2)аксиоме ненасыщенности ( потребитель стремится иметь большее количество любых благ); 2)аксиоме ненасыщенности ( потребитель стремится иметь большее количество любых благ); 3)аксиоме увеличения общей полезности; 3)аксиоме увеличения общей полезности; 4) аксиоме убывания предельной полезности 4) аксиоме убывания предельной полезности
145 Оптимум потребителя Потребитель находится в состоянии равновесия, когда
146 Для всех непокупаемых благ выполняется условие: где - предельная полезность денег
147 Американский экономист Х.Лейбенстайн различает два вида спроса на товар: 1) функциональный, обусловленный качествами, присущими самому товару; 2) нефункциональный, обусловленный какими-то другими факторами, а не присущими товару качествами.
148 Нефункциональный спрос связан с действием трех эффектов: 1)эффектом присоединения к большинству; 2) эффектом сноба; 3)эффектом Веблена.
149 Эффект присоединения к большинству Спрос на некоторые товары возрастает из-за того, что другие люди тоже покупают этот товар. Этот эффект выражает стремление людей приобрести товар, чтобы не отстать от жизни, чтобы соответствовать по положению тому кругу людей, в котором они хотели бы вращаться, чтобы быть модными и элегантными или для того, чтобы не быть «белой вороной».
150 Эффект сноба Под эффектом сноба подразумевается та величина, на которую спрос упадет из-за того, что другие тоже потребляют этот товар ( или на которую увеличивается потребление этого товара). Он выражает стремление людей к исключительности, стремление отличаться друг от друга, «выделяться из толпы».
151 Эффект Веблена Под эффектом Веблена подразумевается явление показательного потребления: потому что товар имеет более высокую, а не более низкую цену. Данный эффект получил название по имени американского экономиста Т.Веблена, автора книги «Теория праздного класса»(1899), в которой описано престижное,или демонстративное, потребление, когда товары или у слуги используются не по прямому назначению, а для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление.
152 Кривые безразличия U1 U2 X 0 Y
153 Типы кривых безразличия 0 X кривая безразличия двух абсолютно взаимозаменяемых товаров Y
154 Типы кривых безразличия Х Y 0 кривая безразличия жестко дополняющих друг друга товаров (например, правый и левый ботинок).
155 Кривые безразличия эта кривая безразличия показывает, что чем больше товара имеет потребитель, тем больше его он хотел бы иметь.
156 Бюджетная линия Товар X Товар Y
157 Изменение наклона бюджетной линии при изменении цены товара Х Х Y 0
158 Изменение наклона бюджетной линии при изменении цены товара Y X Y
159 Смещение бюджетной линии при росте доходов потребителя или при снижении цен товаров X и Y X доходов или цен товаров Y
160 Бюджетное ограничение имеет вид:
161 Уравнение бюджетной линии
162 Оптимум потребителя Оптимум потребителя X Y 0 Оптимум потребителя
163 Тема 5.Производство,издержки и доходы фирмы в рыночной экономике 5.1. Мотивация деятельности фирмы Мотивация деятельности фирмы Издержки и доходы фирмы в краткосрочном периоде. Экономическая и бухгалтерская прибыль Издержки и доходы фирмы в краткосрочном периоде. Экономическая и бухгалтерская прибыль Издержки фирмы в долгосрочном периоде Издержки фирмы в долгосрочном периоде.
164 Различают явные и неявные издержки фирмы Явные – это затраты на ресурсы, приобретенные фирмой у собственников ресурсов и отраженные в бухгалтерском учете. Явные – это затраты на ресурсы, приобретенные фирмой у собственников ресурсов и отраженные в бухгалтерском учете. Неявные (вмененные )издержки - это затраты, оцененные с точки зрения упущенной выгоды от возможного альтернативного способа использования данного ресурса. Неявные (вмененные )издержки - это затраты, оцененные с точки зрения упущенной выгоды от возможного альтернативного способа использования данного ресурса.
165 Различают экономическую и бухгалтерскую прибыль фирмы Экономическая прибыль = валовой доход – издержки фирмы Экономическая прибыль = валовой доход – издержки фирмы (явные + неявные) (явные + неявные) Бухгалтерская прибыль = Бухгалтерская прибыль = валовой доход – явные издержки валовой доход – явные издержки
166 Практическое значение расчета экономической прибыли Экономическую прибыль следует использовать для определения степени выгодности избранной сферы деятельности по сравнению с альтернативной. Экономическую прибыль следует использовать для определения степени выгодности избранной сферы деятельности по сравнению с альтернативной.
167 Практическое значение расчета экономической прибыли Практическое значение расчета экономической прибыли 1) экономическая прибыль больше нуля, т.е. величина положительная, что означает, что избранная сфера деятельности лучше по сравнению с возможной альтернативной сферой ;
168 Практическое значение расчета экономической прибыли 2) экономическая прибыль равна нулю, что означает, что избранный вариант аналогичен возможному альтернативному, т.е. равновыгоден по сравнению с альтернативным; 2) экономическая прибыль равна нулю, что означает, что избранный вариант аналогичен возможному альтернативному, т.е. равновыгоден по сравнению с альтернативным;
169 Практическое значение расчета экономической прибыли 3) экономическая прибыль меньше нуля, следовательно, из сравниваемых вариантов деятельности избран менее выгодный. 3) экономическая прибыль меньше нуля, следовательно, из сравниваемых вариантов деятельности избран менее выгодный.
170 Объем произведенной фирмой продукции характеризуют при помощи трех величин 1. Общий продукт фирмы 1. Общий продукт фирмы 2. Средний продукт фирмы 2. Средний продукт фирмы 3. Предельный продукт фирмы 3. Предельный продукт фирмы
171 Общий продукт фирмы (производственная функция)
172 Производственная функция первоначального выпуска имеет вид: При увеличении количества применяемых ресурсов в N раз производственная функция будет иметь вид:
173 Однородность (гомогенность) производственной функции Производственная функция называется однородной (гомогенной), если при увеличении количества всех производственных ресурсов в N раз выпуск увеличивается в раз :
174 Однородная (гомогенная) производственная функция имеет вид: Показатель t характеризует степень однородности функции. Степень однородности показывает отдачу от масштаба.
175 Отдача от масштаба 1. Если t =1 – постоянная отдача от масштаба 2. Если убывающая отдача от масштаба. 3. Если возрастающая отдача от масштаба.
176 Средний продукт труда
177 Средний продукт каптиала
178 Предельный продукт труда
179 Предельный продукт капитала
180 Оптимальное сочетание используемых фирмой труда и капитала обеспечивается при соблюдении следующего тождества:
181 Различают три периода в деятельности фирмы: 1) мгновенный, когда все ресурсы, используемые фирмой, остаются неизменными; 1) мгновенный, когда все ресурсы, используемые фирмой, остаются неизменными; 2)краткосрочный, когда часть ресурсов, используемых фирмой, остается неизменной, а другая часть – изменяется; 2)краткосрочный, когда часть ресурсов, используемых фирмой, остается неизменной, а другая часть – изменяется; 3) долгосрочный, когда все ресурсы, используемые фирмой, изменяются, а иногда изменяются и базовые технологии 3) долгосрочный, когда все ресурсы, используемые фирмой, изменяются, а иногда изменяются и базовые технологии
182 Общие издержки фирмы в краткосрочном периоде
183 Общие издержки фирмы в долгосрочном периоде В долгосрочном периоде все издержки фирмы принимают форму переменных затрат
184 Общие постоянные издержки TFC (total fixed costs) Их величина не зависит от объема производства, т.е. является константой, размер которой не изменяется даже при нулевом объеме производства. Их величина не зависит от объема производства, т.е. является константой, размер которой не изменяется даже при нулевом объеме производства.
185 Общие переменные издержки TVC (total variable costs) Их величина зависит от объема производства и представляет собой затраты фирмы на переменные ресурсы Их величина зависит от объема производства и представляет собой затраты фирмы на переменные ресурсы
186 Средние издержки фирмы
187 Средние постоянные издержки фирмы AFC ( average fixed costs)
188 Средние переменные издержки AVC ( average variable costs)
189 Предельные издержки фирмы., Так как TFC=const,
190 Основные аббревиатуры, используемые при характеристике деятельности фирмы TC (total costs) - общие издержки, TC (total costs) - общие издержки, TFC (total fixed costs) – общие постоянные издержки, TFC (total fixed costs) – общие постоянные издержки, TVC (total variable costs)- общие переменные издержки, TVC (total variable costs)- общие переменные издержки,
191 Основные аббревиатуры, используемые при характеристике деятельности фирмы AC ( average costs)- средние издержки, AC ( average costs)- средние издержки, AFC ( average fixed costs)- средние постоянные издержки, AFC ( average fixed costs)- средние постоянные издержки, AVC ( average variable costs)- средние переменные издержки, AVC ( average variable costs)- средние переменные издержки, MC ( marginal costs) – предельные издержки MC ( marginal costs) – предельные издержки
192 Основные аббревиатуры, используемые при характеристике деятельности фирмы TP (total product) - общий продукт, TP (total product) - общий продукт, AP ( average product)- средний продукт, AP ( average product)- средний продукт, MP ( marginal product)- предельный продукт, MP ( marginal product)- предельный продукт,
193 Основные аббревиатуры, используемые при характеристике деятельности фирмы TR ( total revenue)- общий доход, TR ( total revenue)- общий доход, AR ( average revenue) - средний доход, AR ( average revenue) - средний доход, MR ( marginal revenue) - предельный доход. MR ( marginal revenue) - предельный доход.
194 Тема 7. Типы рыночных структур 7.1. Совершенная конкуренция Совершенная конкуренция. 7.2.Монополия. 7.2.Монополия Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия 7.4.Олигополия
195 Два правила поведения фирмы в рыночных условиях
196 Применение двух правил поведения фирмы Первое правило позволяет определить, следует ли продолжать данный вид деятельности. Первое правило позволяет определить, следует ли продолжать данный вид деятельности. Второе правило позволяет решить, надо ли менять объем производимой продукции и в каком направлении. Второе правило позволяет решить, надо ли менять объем производимой продукции и в каком направлении.
197 Определение совершенного рынка На совершенном рынке устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время На совершенном рынке устанавливается одна и та же цена на один и тот же продукт в одно и то же время
198 Модели рынка несовершенной конкуренции Количество фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой Чистая монополия одна однородная продукция, не имеющая заменителей высокиеполный Дуополия две фирмы однороднаявысокиечастичный Олигополия малое количество фирм однородная или с незначительно й дифференциа цией высокиечастичный Монополитическая конкуренция с дифференциацией продукта множество фирм разнородная продукция низкиеслабый
199 Конфигурация рынка совершенной конкуренции P P Q Q D S D Фирма Рынок
200 Для характеристики монопольной власти используются несколько показателей, Наиболее известными являются индекс Лернера и индекс Херфиндаля_Хиршмана
201 Индекс Лернера
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.