Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЛариса Воротынская
1 Особенности преподавания в малокомплектном классе Чернышева Татьяна Михайловна учитель начальных классов МБОУ «Спасбардинская основная общеобразовательная школа» 2014
2 «Малокомплектная школа – это школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся…» Российская педагогическая энциклопедия
3 Малокомплектным классом называется такой класс, в котором учащиеся двух, трех, четырех классов объединяются в один класс– комплект, в нём вместе менее 15 учеников и с классом–комплектом работает один учитель.
4 Ключевые понятия : ~принцип самостоятельности; ~соотношение индивидуальных, парных и групповых форм работы; ~однопредметные уроки; ~дифференцированный подход; ~разновозрастные классные коллективы, межвозрастное общение
5 Нормативные документы Приказ Министерства просвещения от за 122 «О порядке расчета штатов и оплаты труда учителей 1-4 классов в малокомплектных общеобразовательных школах» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
6 Историческая справка о становлении малокомплектных школ в России 80-е годы ХХ в. Школоведческие аспекты – Е. С. Березняк, Л. Г. Борисова; Подготовка и повышение квалификации сельских учителей – Ф. С. Авдеев, А. Н. Чалов, В. П. Арсентьев; Совершенствование учебного процесса, методика ведения уроков в сельской малокомплектной школе по отдельным предметам - М.И.Зайкин, Г.И.Саранцев, С.П.Амутнова, А.Ю.Купалова, О.С.Габриелян, Р.Н.Князева, К.Л.Лисова и др.
7 90-е годы ХХ в. Проблемы воспитания сельских школьников - П.А.Жильцов, А.Ф.Иванов, Н.К.Лазарева; Выдвинут ряд проектов развития сельских вариативных образовательных программ – Е.В.Бондеровская, А.Ф.Иванов, А.М.Цирульников.
8 Для малокомплектной школы характерно: отсутствие параллельных классов; отсутствие одного или нескольких классов; объединение начальных классов в один или два класса-комплекта; малочисленность родительского коллектива; «педагогическое одиночество»
9 Принцип самостоятельности – основной принцип преподавания в малокомплектном классе
10 Требования к самостоятельным работам 1. Соответствовать программным требованиям; 2. Развивать логическое мышление, то есть будить мысль ученика; 3. Должна быть посильной для учеников, в этом случае она может быть выполнена сознательно; 4. Должны быть разнообразными как по форме, так и по содержанию; 5. В малокомплектных классах может занимать больше 50% учебного времени; 6. Соблюдать принцип систематичности; 7. Каждая самостоятельная работа должна проверяться и оцениваться; 8. Проводится не только при закреплении знаний, но и на других этапах урока; 9. Перед выполнением самостоятельной работы должна быть поставлена цель; 10. Разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы или дать образец выполнения работы.
11 Учитель лишен возможности контролировать выполнение самостоятельной работы учащихся, поэтому важно научить детей самоконтролю и взаимопроверке.
12 Однопредметные уроки Основой однопредметных уроков является постоянное сопутствующее повторение. Преимущества однопредметных уроков 1. Создаются условия для успешного развития мотивации учения; 2. Успешнее формируются умение планировать деятельность, контролировать её ход в процессе взаимопроверки или самоконтроля. 3. Позволяют ребёнку чаще отвечать самому, требуют от него внимательного отношения к ответам товарищей, учат культуре диалога, развивают речевые умения. 4. Дают детям на практике следовать правилам жизни и работе в коллективе.
13 Преимущества Особенности проведения однопредметных уроков 1. Совместное повторение ранее пройденного материала; 2. Однородность или близость программного материала всех классов; 3. Учащиеся получают возможность больше говорить на уроке, чаще слушать ответы товарищей; 4. Дети учатся относиться критически к ответам товарищей, дополняя и уточняя их в случае необходимости; 5. Совместная беседа начинается с опроса более младших учащихся, старшие вносят в эти ответы свои наблюдения и дополнения и делают их более обстоятельными; 6. Младшие учащиеся подготавливаются к изучению более сложного материала в старшем классе, а старшие постоянно повторяют ранее изученное.
14 Преимущества ПАРНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА Все ныне известные инновационные технологии обучения в школе так или иначе тяготеют к организации работы в парах и группах. Идея группового обучения - все обучают каждого и каждый обучает всех. Парная работа - форма организации самостоятельного обучения. ФГОС НОО устанавливает требования «…формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности…»
15 Преимущества Дифференцированное обучение Дифференцированным принято считать обучение, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) учащихся, т.е. основные свойства личности учащегося. Дифференциация осуществляется с учетом: общего уровня обученности; развития учащихся; отдельных особенностей психического развития: памяти, внимания, мышления, познавательной активности; различия учащихся по способностям к тем или иным областям (предметам); с целью реализации дифференцированного подхода используется технология разноуровневого обучения
16 В разновозрастных группах: дух соревновательности передаётся от старших к младшим; младшие приобретают некий социальный опыт и тоже стремятся к лидерству; старшие дети не останавливаются на достигнутом и стараются «не ударить в грязь лицом» перед малышами.
17 Преимущества преподавания в малокомплектном классе 1. Небольшое число учащихся; 2. Возможность в течение урока опросить каждого ученика; 3. Возможность лучше изучить индивидуальные особенности каждого ребёнка; 4. Возможность хорошо знать домашние условия; 5. Меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.
18 Недостатки преподавания в малокомплектном классе 1. Учитель вынужден работать непосредственно с классом половину (или менее) урока, а в остальное время организовывать самостоятельную работу детей; 2. Внимание учителя распределяется между двумя-тремя классами; 3. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом; 4. Учащиеся должны, а вернее вынуждены работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение или работа с компьютером; 5. Ограничена возможность использования компьютера и других технических средств обучения; 6. В малокомплектной школе учитель должен ежедневно готовиться к 8, а то и к 10 урокам.
19 Сельская малокомплектная школа является составной частью общегосударственной системы образования. Её состояние и уровень работы оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие села, на культурно-образовательный уровень населения, решение демографических проблем. Таким образом, будущее села за малокомплектной школой
20 Литература: 1. Бочарова Г.В. Стратегия модернизации сельского образовательного социума/ Г.В.Бочарова, М.П.Гурьянова// Педагогика с Гурьянова М.П. Модели реструктуризации сельских общеобразовательных учреждений: опыт регионов//Дидакт с Зайкин М.И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса. Н.Новгород, Зайкин М.И. Сельская школа: модернизация содержания образования// Сельская школа с Организация образования в сельской местности России (исторический очерк). М.: РАО, Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Большая Российская энциклопедия, т.1.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.