Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕвгений Коновалов
1 Урок литературы в 5 классе Разработала: учитель русского языка и литературы Захарьева Ирина Андреевна
2 Стихи и проза Ритм, рифма, стопа
3 Чем стихотворная речь отличается от прозаической? Проблемный вопрос урока:
4 –это равномерное чередование повторяющихся ударных и безударных слогов. РИТМ –это равномерное чередование повторяющихся ударных и безударных слогов. Чередование ударного и безударного слога образует Чередование ударного и безударного слога образует СТОПУ
5 ПРИМЕР: Там царь – Ка щей – над зла – том чах – нет Там русский дух – там Русь – ю пах - нет
6 – это созвучие окончаний стихотворных строк. РИФМА – это созвучие окончаний стихотворных строк. Умение подобрать интересную, необычную рифму свидетельствует о мастерстве автора.
7 Перекрёстная рифма У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом…
8 Парная рифма Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой…
9 Опоясывающая рифма И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
10 Размер стиха У каждой стопы (в зависимости от её рисунка, вида) есть своё название: 1. Ямб. 2. Хорей. 3. Дактиль. 4. Анапест. 5. Амфибрахий.
11 Ямб двухсложная стопа с ударением на втором слоге. Этим размером написаны многие стихи русских поэтов. Роман в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин" написан ямбом: Мой дя-дя, са-самых чест-ных пра-вил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. Чередование безударных и ударных слогов на письме обозначается так: -/ -/ -/ -/ - -/ -/ -/ -/ -/ -/ -/ -/ - -/ -/ -/ -/
12 Хорей двухсложная стопа с ударением на первом слоге: Спи, младенец - мой прекрасный, Ба ю-шки ба-ю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. (М.Ю. Лермонтов). /- /- /- /- /- /- / /- /- /- /- /- /- /
13 Вы, наверное, уже поняли, что косой линией обозначается ударный слог, а чёрточкой - безударный. А каким размером написаны ваши собственные стихи? Возьмите любое стихотворение и громко прочитайте его вслух, чётко выделяя ударные слоги. Они постоянно чередуются с безударными? Если нет, то в вашем стихотворении нарушен ритм, и надо подумать, как это исправить. Не огорчайтесь, если сразу не получится. Почти у всех начинающих поэтов на первых порах с рифмой и ритмом не всё гладко бывает.
14 Вам надо знать, ребята, что сбой ритма бывает у многих известных поэтов, но он допустим и, если можно так сказать, оправдан тем, что автор намеренно усекает строку или удлиняет её, чтобы подчеркнуть главное, обратить внимание читателя на это главное. Но такое бывает отнюдь не от неумения, как у начинающих поэтов, а от мастерства. А чтобы достигнуть этого, необходимо на начальном этапе творчества выверять на размер каждую строку.
15 Дактиль трёхсложная стопа с ударением на первом слоге: Туч ки не-бе сны е,- вечные -стран ни ки! Степь ю лазурно ю, - цепь ю жемчужно ю Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. (М.Ю. Лермонтов ). /-- /-- /--/ -- /-- /-- /-- /-- /-- /-- /-- / -- /- /- - /- - /--
16 Амфибрахий трёхсложная стопа с ударением на втором слоге: Сав рас ка - у вяз в половине – сугроба - Две пары – про мёрзлых – лап тей Да угол рогожей покрытого гроба Торчат из убогих дровней. (Н.А. Некрасов). - /- - /- -/- -/- - /- - /- - / - /- - /- - /- - /- -/- -/- -/
17 Анапест трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге: Что ты, серд-це мо ё, расход илося? По стыдись. -Уж про нас -не впер вой Снежным комом прошла-прокатился Клевета по Руси по родной. (Н.А. Некрасов). - - / - - / - - / / - - / - - / - - / - - / - - / / - - / - - /
18 У вас пока нет стихов, написанных трёхсложной стопой? Давайте попробуем вместе сочинить несколько строк. Предлагаю вам две готовые строчки. К ним надо добавить ещё две, соблюдая рифму и заданный размер: Как хорошо мне с друзьями! С ни ми бе -да не бе -да. /- - / - - /- /- - / - - / Это дактиль. Подумаем, как закончить четверостишие. Может, так: Друг никогда не обманет И не предаст никогда. /- - / - - /- /- - / - - /
19 Следующее задание: дописать строки, используя амфибрахий: Всегда на каникулах весело, Особенно снежной зимой... - /- - / - - /- - - /- - / - - / Самое простое, что может прийти на ум для продолжения: Оставим уютные кресла, На улицу выйдем с тобой. - /- - / - - /- - - /- - / - - /
20 Осталось написать строки анапестом: Моя милая родина - Русь! Невозможно тебя не любить! - - /- - / - - / - - /- - / - - / Я с тобою свиданья дождусь, Нам с тобой неразлучными быть. - - /- - / - - / - - /- - / - - /
21 Можно придумать строки лучше, выразительней, образней. Попробуйте. Но не забывайте, ребята, о рифме и стихотворном размере.
22 Опыты стиховедения
23 Задание: Определите стихотворный размер, систему рифмовки в следующих отрывках.
24 Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. (Ф.Тютчев) Ямб, опоясывающая схема рифмовки
25 Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах... (А.Пушкин) хорей, парная схема парная схема рифмовки
26 Месяц зеркальный плывёт по лазурной пустыне, Травы степные унизаны влагой вечерней, Речи отрывистей, сердце опять суеверней, Длинные тени вдали потонули в ложбине. (А.Фет) дактиль, опоясывающая схема рифмовки
27 ЗИМА ЗИМА Зима мой лучший друг на свете: Люблю я лыжи и коньки. И дарят радость всем нам, детям, Её морозные деньки. Как хорошо скатиться с горки, Подставить щёки ветерку, С друзьями у нарядной ёлки Кружиться вихрем по катку! Покрыты инеем деревья, Снежок под лыжами скрипит, И для поэтов вдохновенье Зима морозная таит. (Владимир К.)
28 Чем стихотворная речь отличается от прозаической? Проблемный вопрос урока: Стихотворная речь: Чёткий ритм, Есть рифма. Прозаическая речь: Речь свободно движущаяся, Нет рифмы.
29 Стихотворная речь – это… Закончите фразу: Стихотворная речь – это речь Пушкина, Шекспира и Низами, покоривших ею жителей всей планеты Земля.
30 Домашнее задание: 1. Подобрать из сборников стихов стихотворения (2-3), записать их в тетрадь и определить размер и рифму. 2. По желанию: сочинить своё стихотворение, используя один из размеров и рифм.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.