Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСергей Новаковский
1 Использование технологии критического мышления на уроках истории и обществознания ГБОУ СОШ с. Алексеевка Кулакова И.А. – учитель истории и обществознания
2 Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.
3 Цель технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с инффформацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей школьников.
4 Этапы технологии РКМЧП Первый этап работы называется стадия вызова – пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной инффформации, актуализация жизненного опыта. Другими словами «создание мотива к обучению». На этой стадии у ребёнка возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Вторая стадия - осмысление содержания (получение новой инффформации). Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники инффформации. А школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать разнообразные вопросы. Третья стадия - стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.
5 Приёмы и методы технологии РКМЧП - Инсерт (активное чтение с маркировкой). -Кластер (гроздь): предполагает выделение смысловых единиц текста и его графическое оформление в виде грозди. - Синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический прием на этапе рефлексии. - Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. - Сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ). Эмоциональная оценка интересующих ученика фактов и мыслей: «Что хорошего?», «Что плохого?», «Что в этом интересного?». - Прием «РАФТ». Название представляет собой сокращение: Р(оль)- А(ааудитория)- Ф(фформа)- Т(ема). Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица, а от имени исторического персонажа (король, крестьянин, революционер и т.д.). Затем выбираем, для кого будем писать, и определяем стиль создаваемого текста. Это может быть письмо, заметка в газету, жалоба чиновнику и т.д.
6 Приём ИНСЕРТ (стадии «вызов», «осмысление», «рефлексия») Другим приемом, используемым для систематизации материала, является прием ИНСЕРТ - маркировка текста значками по мере его чтения. Название приёма складывается из первых букв его назначения: interactive (интерактивная) noting (размечающая) system (система) effective (для эффективного) reading and (чтения и) thinking (размышления). В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: "V - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Этот приём можно использовать при работе с текстом исторического источника. Приём ИНСЕРТ помогает ученикам читать текст источника более внимательно, способствует лучшему запоминанию материала.
7 Этапы приёма ИНСЕРТ (стадии «вызов», «осмысление», «рефлексия») 1 э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней инффформацию. 2 э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. 3 э т а п: Учащимся предлагается систематизировать инффформацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу. 4 э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
8 Приём «ФИШБОУН» (стадии «вызов», «осмысление», «рефлексия») Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть. Учитель рисует на доске «фишбоун» - скелет рыбы, и объясняет правила заполнения этого скелета «мясом» - причинами, фактами и событиями. Дети самостоятельно или с помощью учителя отвечают на вопрос и делают вывод.
9 Приём «ФИШБОУН» (стадии «вызов», «осмысление», «рефлексия») причины факты вывод проблема
10 Приём З-Х-У (стадия «вызов») Тема «Отечественная война 1812 г.» Что мы знаем Что хотим узнать Что узнали, и осталось узнать - Тильзитский мир - Обострение отношений России и Франции -Отечественная война 1812 года - Бородинское сражение - Кутузов - Пожар в Москве - Наполеон - Почему началась война? - Кто же выиграл Бородинское сражение? - Почему Кутузов оставил Москву? - Кто такие партизаны? - Чем закончилась война? Класс получает задание для работы в группах. Необходимо, используя свой отрывок текста учебника или документа, найти ответ на вопрос и заполнить колонку.
11 Приём КЛАСТЕР (стадии «осмысление», «рефлексия») Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична: 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет инффформационное поле данной темы.
12 Приём КЛАСТЕР (тема «Государство», 11 класс) Государство Признаки территория публичность власти суверенитет Принудительный характер власти Исключительное право на взимание налогов Функции Внутренние политическая экономическая социальная идеологическая Внешние Решение глобальных проблем Обеспечение национальной безопасности Развитие взаимовыгодного сотрудничества Отстаивание государственных интересов междунар. отношениях
13 Приём ПОПС (стадия «осмысление») Приём ПОПС (позиция, обоснование, подтверждение, следствие). Этот приём помогает высказывать аргументированную точку зрения, как автора документа, так и самого ученика. Предлагается прочитать документ, выделить основную мысль, начиная её словами «Я считаю, что…». Далее следует обоснование: « Потому что…». Подтверждается эта мысль словами из текста: «Я могу это подтвердить…». И, делается вывод: «Следовательно…».
14 Приём «РАФТ» (стадия «осмысления») Название представляет собой сокращение: Р(оль)- А(ааудитория)- Ф(фформа)- Т(ема). Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица, а от имени исторического персонажа (король, крестьянин, революционер и т.д.). Затем выбираем, для кого будем писать, и определяем стиль создаваемого текста. Это может быть письмо, заметка в газету, жалоба чиновнику и т.д. Например: Классу предлагается выполнить задание, написав письмо от имени участника тех событий, используя ключевые слова. 1 ряд – от имени строителя Сталинградского тракторного завода (пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, ударный труд, низкая зарплата) 2 ряд – от имени крестьянина. (Колхоз, раскулачивание, середняк, нфформа хлебозаготовки, трудодни). 3 ряд - от имени члена семьи политзаключённого (репрессии, ГУЛАГ, Беломорканал, нфформа выработки, бесплатная рабочая сила)
15 Приём «Плюс. Минус. Интересно» (ПМИ) (стадия «рефлексия») Тема «Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.» «+» (факты носят положительный характер) «-« (отрицательное значение) «?» (мне это интересно) Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы Введены пенсии колхозникам, паспорта Возросли темпы роста с/х. продукции Быстрые темпы развития тяжёлой промышленности Запуск первого в мире иск. Спутника Земли Искусств. материалы, тепловозы, электровозы. Потеря кадров механизаторов и др. Упадок личного хозяйства «Кукурузная» эпопея Кризис в освоении целинных земель – эрозия почв Продовольственный кризис Предприятия лёгкой пром. отставали Реффформа управления народным хозяйством Экономический курс Маленкова – интенсивный путь Экономический курс Хрущева – экстенсивный путь Социальная политика направлена на улучшение жизни народа
16 Приём СИНКВЕЙНА Название приёма происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать инффформацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная ффформа на стадии вызова. Существуют определённые правила написания синквейна: 1. первая строка – тема, выраженная одним словом, обычно именем существительным; 2. вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; 3. третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами; 4. четвертая строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме; 5. пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально- образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
17 Приём СИНКВЕЙНА (стадия «рефлексия») «Сталин» 1. Вождь 2. Властный, дальновидный 3. Строил, воевал, управлял 4. Становление тоталитарного режима в стране 5. Диктатор
18 ЭССЕ (стадия «рефлексия») ЭССЕ – один из приёмов, который используют в технологии развития критического мышления. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание, обычно, на стадии рефлексии. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, – читая свои записи это сделать проще. Ни в коем случае нельзя оценивать эти эссе с точки зрения грамотности. Их нужно воспринимать как способ развития мышления и формирование культуры чтения. Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.
19 ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ (стадии «вызов», «рефлексия») ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ. На отдельные листы или на доску выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. В таком виде это задание используется на стадии вызова. На стадии рефлексии, учащимся предлагается расставить события в правильной последовательности после прочтения текста или лекции учителя. Аналогичные формы заданий встречаются в тестах ЕГЭ, поэтому такие формы работы на уроке помогают учащимся подготовиться к предстоящим экзаменам.
20 Выводы Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с инффформацией: находить, осмысливать, использовать нужную инффформацию; анализировать, систематизировать, представлять инффформацию в виде схем, таблиц, графиков. сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники инффформации
21 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.