Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлёна Сологубова
1 1 Кравцов А. О., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург УРОК В ЛОГИКЕ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА «Технологические аспекты реализации системно- деятельностного подхода в условиях введения ФГОС ООО» Районный семинар
2 «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
4 4 Жак Делор «Образование: скрытое сокровище» доклад международной комиссии по образованию для 21 века Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал научить получать знания (учить учиться) научить работать и зарабатывать (учение для труда) научить жить (учение для бытия) научить жить вместе (учение для совместной жизни)
5 5 результаты деятельности, а деятельность – это решение задач/проблем Уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией деятельности. «научение жить здесь и сейчас Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где применять. Но еще важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НА ДАННОМ ЭТАПЕ
6 СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.
7 7 ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Умение ставить проблему и находить подходы к ее решению; Понимание учащимся целесообразности того, что он делает; Дает возможность приобретать навыки прогнозирования и понимание того, что результаты сегодняшней деятельности скажутся только завтра; Наличие у учащихся опыта согласования своих целей с целями общества Эмоционально-ценностное отношение к образованию
8 8 Понятие системно- деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Цель- снять противоречия внутри отечественной психологической науки между: системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
9 9 Системно- деятельностный базируется на зоне ближайшего развития ребенка развитие деятельность обучение Л.С. Выготский В.В.Давыдов
10 10 В УД указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания – общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. «изучи предмет в целом, дай его общую характеристику» «раздели предмет на части, изучи каждую отдельно» «соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»
11 11 Таксономия Б.Блума система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.) Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Мышление высокого уровня Таксономия это иерархически взаимосвязанная система (от греч. - расположение, строй, порядок, и - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение
12 12 Главная задача СДП: Организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
13 Формирование любого умения проходит через этапы: 1. Приобретение первичного опыта и мотивация. 2. Получение теоретических знаний о новом способе (алгоритме) действия. 3. Тренинг в применении установленного алгоритма, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Через эти же этапы должно пройти и формирование умения выполнять любое УУД. Как сформировать УУД «самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели»?
14 ОПЫТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов знаний; опыта осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений в форме личностных ориентаций
15 15 Меня учат Я учусь!
16 16 Основные компоненты – учебно-познавательные мотивы осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект» выбор средств и методов планирование решения «как и в какой последовательности я должен решить задачу» решение задач и рефлексивно -оценочные действия «все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели» действие целеполагания «что я должен сделать...»
17 17 ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Мотивирование к учебной деятельности; 2. Актуализация и фиксирование индивидуального обучения в пробном учебном действии 3. Выявление места и причины затруднения; 4. Построение проекта выхода из затруднения 5. Реализация построенного проекта 6. Первичное закрепление с проговариванием 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8. Включение в систему знаний и повторение; 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
18 18 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СДП 1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений 2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики. 3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе-самом себе), о роли и месте науки в системе наук
19 19 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СДП 4. Принцип минимакса заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стресс о образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. 6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта. 7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение
20 20 ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает
21 21 Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик Чему? Зачем?
22 22 Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм Как?
23 23 Самоконтроль- определение правильности выполненного действия Правильно?
24 Самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия Хорошо? Можно лучше?
25 25 Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции, самостоятельной выработки жизненных ценностей) со-участник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать Позиционирование учителя
26 26 ТИПЫ УРОКОВ По типу учебного действия 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок решения учебной задачи. 3. Урок моделирования и преобразования модели. 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа. 5. Урок контроля и оценки. По целеполаганию 1. уроки «открытия» нового знания; 2. уроки рефлексии; 3. уроки общеметодологической направленности; 4. уроки развивающего контроля.
27 27 Традиционное обучение Обучение в логике СДП 1) базируется на принципе доступности; 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 2) учащийся действует как субъект собственной УД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
28 28 Критерии результативности урока в логике СДП 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
29 29 Критерии результативности урока 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы). 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчетва, психологического комфорта.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.