Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемФёдор Гольский
2 Учебный семинар для классных руководителей: «Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков»
3 Цель: создание модели профессионального, конструктивного, позитивного взаимодействия с проблемным ребенком.
4 Задачи: Расширить границы представления педагогов о вопросах нарушений межличностного общения, отклоняющегося поведения учащихся. Информировать классных руководителей об особенностях межличностного общения, в том числе в ученическом коллективе. Информировать о правах и возможностях ребенка и педагога. Скорректировать и уточнить понятия«межличностное общение», «отклоняющееся поведение», «проблемный ребенок». Сформировать представление об успешном классном рук. Тренировать личностные, коммуникативные, перцептивные (способность к восприятию и пониманию) качества педагога, его эмоциональную устойчивость, умение прогнозировать ситуацию. Тренировать умение прогнозировать позитивную перспективу. Учить работать в группе, рефлексивно. Способствовать сплочению педагогического коллектива.
5 «Отклоняющееся поведение как проявление отклоняющегося развития и одна из наиболее распространенных форм школьной дезадаптации» Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, называется социально-психологическим нормативом (СПН). СПН рассматривается в образовательно- возрастных границах и его требования присутствуют в образовательных программах, квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении учителей, воспитателей, родителей; такие нормативы историчны, носят геосоциоэтнический характер и меняются с развитием общества. Изменения, выходящие за пределы СПН, можно оценивать как отклоняющееся развитие.
6 По данным Института возрастной физиологии РАО, в 2004 г. более 50% обучающихся школьников имели отклонения в психическом и физическом развитии, из них 34% хроническую патологию.
7 Дети, имеющие проблемы в умственном развитии. Эта категория детей по косвенным показателям не имеет тенденции к снижению. Так, например, показатель нормальных физиологических родов по Москве достигает 10%, а на долю патологических родов приходится 65% от общего числа. Увеличивается число детей, перенесших в младенчестве последствия внутриутробной инфекции, внутримозговые кровоизлияния, ателектаз легких и асфиксию и т.д.
8 Дети, имеющие проблемы в физическом развитии. Это дети инвалиды детства с сохранным интеллектом, имеющие нарушения в опорно-двигательном аппарате, с полным отсутствием или недостаточным развитием функций одного или нескольких анализаторов, имеющие тяжелые формы заболеваний органов дыхания, сердечно- сосудистой, желудочно- кишечной или эндокринной систем, онкологические заболевания. По статистическим данным, ежегодно эта категория детей увеличивается в среднем на 2500 человек. По данным статистики РАО, в настоящее время до 40% учащихся начальной школы имеют проблемы в обучении, из них около 50% учащихся имеют диагноз ЗПР церебрально-органического происхождения.
9 Учащиеся с проблемами в поведении и общении. Эта категория детей делится на три группы: застенчивые, гиперактивные, аффективные.
10 Учащиеся с проблемами со здоровьем. Это часто болеющие дети, имеющие хронические заболевания органов дыхания, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, перенесшие среднетяжелые травмы головы, операции с применением интубационного наркоза и длительную госпитализацию.
11 Дети, подвергшиеся насилию со стороны взрослых или сверстников {изнасилование, инцест, избиение). По данным РАО, 10 % из этих детей погибают, 20% в дальнейшем имеют отклонения в физическом и психическом развитии. Подростки, склонные к суициду, пережившие суицидальные попытки. По данным Института психиатрии, среди подростков от 11 до 15 лет склонны к суициду 30%. Из 1000 звонков на линию молодежного телефона доверия у 12% мальчиков и 22% девочек в возрасте от 11 до 15 лет психологи фиксируют симптомы суицидального настроя. Подростки с различными видами зависимости: наркотики, алкоголь, табакокурение. Подростки с нетрадиционной сексуальной ориентацией и с опережающим половым развитием.
12 Традиционный подход. Он включает в себя обнаружение проблемы педагогом и направленные усилия по исправлению недостатка. Эта кропотливая работа отнимает у классных руководителей и учителей- предметников массу времени, сил и здоровья и приводит в лучшем случае к локальным, временным улучшениям.
13 Системный подход. Здесь предметом исследования становится структура личности ребенка, ее ценностная сфера. Этот подход нашел свое отражение во множестве комплексных развивающих программ.
14 Различные модели психолого- педагогического сопровождения учащихся. Такой подход предполагает сопровождение учащегося на всех этапах обучения, включает мониторинг психолого-педагогического статуса учащегося, далее МППК, разработку индивидуальной программы обучения. Именно в рамках модели сопровождения проходит методическая учеба педагогов.
15 Практическая часть Выработка модели конструктивного взаимодействия с проблемным ребенком Задание: уточните и конкретизируйте следующие понятия: -Межличностное общение -Отклоняющееся поведение -Проблемный ребенок
16 Упражнение 1. Тренаж перцептивных умений. Цель: научиться не концентрировать внимание на отрицательных чертах в поведении ребенка. Задание; назовите 10 хороших качеств самого трудного ученика.
17 Упражнение 2. Тренаж позитивных прогностических умений. Проводится в парах, обсуждение идет в круге. Цель: выявить, что хочет сказать ребенок своим поступком. Задание: опишите последний неприятный инцидент с ребенком. Назовите 10 причин данного поступка (возможно с помощью коллег).
18 Упражнение 3. Тренаж эмоциональной устойчивости к провокациям со стороны ребенка. Цель: выработка умения сохранять эмоциональную дистанцию, не принимать на свой счет все, что происходит с учеником.
19 Помогающие приемы: Соблюдайте границы ответственности. Старайтесь видеть ситуацию здесь и сейчас. «Я не всесильна, мои возможности ограничены...» Снижение эмоционального накала, эмоциональное дистанцирование. Выдержите паузу 710 сек. Затем произнесите реплику в форме «я-сообщения» (что я сейчас чувствую, думаю, сделаю). Умейте сказать нет. «Я не принимаю это на свой счет», «Это не про меня», «Я не буду этого делать», «Меня это не оскорбляет», « Я вправе так поступать» и т.д.
20 Задание Напишите 10 фраз, выражающих позитивные надежды, связанные с вашим самым трудным учеником
21 Успехов в работе!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.