Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСофия Беккер
2 Автор: Бахтина Ирина Владимировна, учитель физики МОУ «СОШ 3 г. Новый Оскол Белгородской области» Устный журнал « ВОЕННАЯ ВАХТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКИ»
3 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война Выпавшая на долю нашего народа, она явилась для него суровым испытанием силы духа, стойкости и воли к победе
4 Вся страна превратилась в единый боевой лагерь Героический труд рабочих, колхозников и интеллигенции в тылу дал возможность обеспечить фронт всем необходимым
5 Отечественная наука и техника тоже встали на военную вахту Академик Сергей Иванович Вавилов писал: «… научная громада - от академика до лаборанта и механика – направила без промедления все свои усилия, знания и умения на прямую или косвенную помощь фронту » Петр Леонидович КАПИЦА Абрам Федорович ИОФФЕ Патриотический лозунг «Все для фронта, все для победы» определил смысл работы каждого конструктора, инженера, ученого, среди которых были : Анатолий Петрович АЛЕКСАНДРОВ Мстислав Всеволодович КЕЛДЫШ Игорь Васильевич КУРЧАТОВ Семен Алексеевич ЛАВОЧКИН … и многие, многие другие
6 Физики-теоретики перешли к вопросам баллистики, военной акустики, радио. Экспериментаторы занялись дефектоскопией, заводским спектральным анализом, радиолокацией... Во многих случаях физики работали непосредственно на фронте, испытывая свои предложения на деле, немало физиков пало на поле брани, защищая Родину
7 Одной из многих важных задач оборонного значения явилось размагничивание кораблей. Противник уже в первые дни войны создал серьезную минную угрозу у выходов из наших военно-морских баз и на основных морских путях. 24 июня 1941 года в устье Финского залива на минах магнитного действия подорвались эсминец «Гневный» и крейсер «Максим Горький». Перед физиками была поставлена задача - создать эффективный метод защиты кораблей от этих мин. Ее решение было возложено на Ленинградский физико- технический институт, а возглавил работы Анатолий Петрович Александров В ходе деятельности ученых был создан обмоточный метод размагничивания судов
8 Работа группы ученых под руководством Игоря Васильевича Курчатова в г. Севастополе была сопряжена не только с большой ответственностью, но и опасностью. Устройство мин, применявшихся фашистами, постоянно менялось, и для успешной борьбы с ними необходимо было изучить их устройство. Разборку мин неизвестной конструкции зачастую собственноручно производил сам Игорь Васильевич. Суровая действительность военного лихолетья заставляла рисковать жизнью даже крупнейшего ученого нашей страны. Определение устройства немецких мин также было важной задачей Только в 1943 году И.В. Курчатову удалось вплотную заняться вопросами атомной энергетики, и уже в 1946 году в нашей стране был пущен созданный под его руководством атомный реактор.
9 Создание современного вооружения являлось еще одной задачей военного времени Академик Исаак Константинович Кикоин занимался физикой металлов. Перед учеными стоял ряд неотложных задач, в решении которых они приняли участие. Военные поставили цель - разработать противотранспортную мину и уже в декабре 1941 года ученые отправились в Москву для официальных испытаний новой мины. Испытания прошли успешно. Мина оказалась универсальной, пригодной почти для всех военно-транспортных средств. Она не обнаруживалась обычным миноискателем.
10 В начале 1943 года военным специалистом И.А. Ларионовым была изобретена авиационная бомба остронаправленного действия. Эта бомба предназначалась для борьбы с танками, поскольку под громадным давлением, возникающим в ней при взрыве, металлические частицы со скоростью порядка 10 км/с узкой струей пронизывали танковую броню подобно тому, как сильная струя воды проникает в мягкую глину. Впервые бомбы остронаправленного действия были успешно применены в битве на Курской дуге, завоевав всеобщее признание. Вскоре ими оснастили воздушные армии Юго-Западного, Степного, Воронежского и Брянского фронтов.
11 29 месяцев, почти 2 года, Ленинград был во вражеском кольце… И в деятельности ленинградских ученых в блокадное время есть эпизод, связанный с «Дорогой жизни» - автотрассой, пролегающей по льду замерзшего Ладожского озера, связывающей окруженный врагом город с Большой землей. Страшное время блокады Ленинграда ставило перед учеными свои задачи… Обнаружилось совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед. Перед учеными была поставлена задача: выяснить, в чем дело, и избавить от этой опасности. Руководил исследованиями Павел Павлович Кобеко. Было установлено, что главную роль играет деформация льда и распространяющиеся от нее по льду упругие волны. Причем, их характеристики зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда.
12 Академик А.Ф. Иоффе высоко оценил значение проведенных на трассах ледовых экспериментов. Он писал: «Указанные работы позволили повысить продолжительность действия ледовых коммуникаций, увеличить общее число пропускаемых грузов при одновременном уменьшении аварийности. Они впервые дали возможность решать вопросы, связанные с выносом на лед зимней обороны и зенитной артиллерии. Начиная с зимы 1943 г. все перевозки по льду осуществлялись по официально утвержденным нормативам, являвшимся практическими выводами из указанных исследований...". В ночь с 18 на 19 января блокада Ленинграда была прорвана! Архитектурно- скульптурная композиция "Разорванное кольцо" на Ладожском озере у Вагановского спуска. Арка из двух полудуг напоминает о фашистском блокадном кольце вокруг Ленинграда, слегка разомкнутом на Ладожском озере.
13 Семен Алексеевич Лавочкин, знаменитый авиаконструктор, писал: «Я не вижу моего врага немца- конструктора, который сидит над своими чертежами... Но, не видя его, я воюю с ним... Я знаю, что бы ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания и опыт... чтобы в день, когда два новых самолета наш и вражеский столкнутся в военном небе, наш оказался победителем». Так думал не только Семен Алексеевич, но и каждый создатель боевой отечественной техники. Перед советскими авиаконструкторами стояла наиважнейшая задача по созданию новых и модернизации имеющихся самолетов
14 В годы войны были пущены в серийное производство следующие новые и модернизированные самолеты Пикирующий бомбардировщик Ту-2 детище КБ А.Н.Туполева. Двухместный штурмовик Ил-10 конструкции С.В.Ильюшина; Самый легкий и маневренный истребитель Як-3 созданный в КБ А.С.Яковлева Истребители высокого класса Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина
15 В ходе испытания скоростных машин летчики столкнулись с явлением флаттера - внезапного разрушения самолета из-за появления интенсивных вибраций. Группа Мстислава Всеволодовича Келдыша, изучив это явление, разработала надежные меры по предупреждению флаттера. Не менее важную задачу перед учеными поставила военная авиация В результате такой работы наша авиация не знала потерь, связанных с этим явлением, и появилась возможность значительно увеличить скорость и маневренность самолетов.
16 Практические рекомендации А.Ф. Иоффе, подкрепленные теоретическими разработками академиков Л.И. Мандельштамма, Н.Д. Папалекси нашли свое воплощение в реализации идеи по радиообнаружению самолетов Практические потребности обороны страны поставили перед физиками важную научную проблему - создать технику, которая бы позволяла осуществлять точное обнаружение воздушных целей на дальних расстояниях независимо от состояния погоды Первая отечественная радиолокационная установка была создана в лаборатории академика Ю.Б. Кобзарева и позволяла обнаруживать и пеленговать вражеские самолеты на расстояниях от 100 до 145 км. Это давало возможность основательно подготовиться к отражению воздушных атак противника. Благодаря надежной работе радиолокаторов, только над столицей враг потерял 1300 самолетов
17 Коллективы Государственного оптического института под руководством Сергея Ивановича Вавилова и Института точной механики и оптики провели ряд исследований, которые способствовали обеспечению нашей армии, авиации и флота первоклассными оптическими приборами - дальномерами, стереотрубами, биноклями, перископами, прицелами. В годах под руководством профессора Исаака Ильича Китайгородского была решена сложнейшая научно-техническая задача - разработан рецепт получения бронестекла, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла. На его основе удалось создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов. Наши летчики получили возможность более безопасного обзора пространства во время боя.
18 Результатом этой работы стал тяжелый танк ИС-2, созданный в 1943 году под руководством инженеров Котина Ж.Я., Благонравова А.И. Создание ИС-2 явилось блестящим научно-техническим достижением. Эта машина была признана одной из самых удачных и совершенных в истории научной военной техники Котин Жозеф Яковлевич В конструкторских бюро танкостроителей полным ходом шла напряженная творческая работа
19 Для ИС-2 был сконструирован ряд новых компактных агрегатов: планетарный механизм поворота башни, более совершенная силовая передача. Танк ИС-2 имел мощное вооружение: пушку 122 миллиметрового калибра и 4 пулемета. На базе этого танка в 1944 году был создан ряд тяжелых самоходных артиллерийских установок, появление которых на полях сражения похоронило надежды гитлеровских захватчиков на техническое превосходство их танков «пантер» и «тигров».
20 Препятствием к увеличению выпуска танков стали бронекорпуса, которые необходимо было сваривать. Чтобы выполнить эту работу ручной дуговой сваркой, нужны были сотни, тысячи высококвалифицированных сварщиков. А вместе с тем даже в мирное время опытных сварщиков не хватало. Подготовить в кратчайший срок необходимое количество специалистов было невозможно. Из создавшегося положения был только один выход - автоматизация процесса сварки. Суровые условия войны требовали десятков тысяч танков В это трудное время академик Евгений Оскарович Патон начал разработку технологии автоматической сварки брони под флюсом. И эта задача была успешно решена: выбраны сварочные материалы, разработан флюс, созданы сварочное оборудование и технология сварки.
21 Производительность автоматической сварки не шла ни в какое сравнение с производительностью других методов сварки. За выдающиеся достижения, ускоряющие производство танков и металлоконструкций, Евгению Оскаровичу Патону было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Автоматы скоростной сварки (АСС) позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка Т-34 в восемь раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать подростки и женщины-разнорабочие. Т-34
22 В начале 1942 года вооружение нашей армии пополнилось новым мощным орудием – 76-миллиметровой пушкой, ставшей самой массовой пушкой Великой Отечественной войны и признанной одной из самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии. Напряженными творческими поисками в годы Великой Отечественной войны были заняты и конструкторы-артиллеристы В январе 1942 года, впервые увидев ЗИС-3, Сталин сказал: «Эта пушка - шедевр в проектировании артиллерийских систем».
23 Грозным оружием военного периода явился созданный советскими учеными и конструкторами гвардейский миномет БМ-13, широко известный под названием "Катюша" Интересно, что решения о серийном производстве пусковой установки БМ-13 и о начале формирования ракетных войсковых частей были приняты руководителями Советского правительства буквально за несколько часов до начала войны – 21 июня 1941 года. Ни в одной из армий капиталистических государств в то время не было реактивных снарядов и пусковых установок, подобных "Катюшам".
24 Внезапность и массированность огня "Катюш" наносили большие потери противнику и настолько сильно действовали морально, что части противника обращались в паническое бегство. Вот как, например, выглядит рассказ одного пленного фашиста: "Сегодня в 8 часов утра русские открыли по нашим позициям убийственный огонь из орудий, минометов и "Катюш". Я никогда в жизни не испытывал такого ужаса. Нас словно ураганом повалило на дно траншей. Мы лежали, боясь поднять голову. Многие солдаты обезумели и бились головой о землю. Мне казалось, что происходит землетрясение".
25 За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой Отечественной войны, свыше 500 ученых награждены Государственными премиями Суммировать вклад отечественной физики и техники в дело Победы над фашистской Германией помогает высказывание все того же академика С.И. Вавилова: "Советская техническая физика... с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки…»
26 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1.Ученый, руководивший исследованиями деформаций ледового покрова «Дороги жизни» К О Б Е К О 4. Народное название миномета БМ -13 К А Т Ю Ш А 5. Изобретатель авиационной бомбы остронаправленного действия Л А Р И О Н О В 8. Ученый, работавший над созданием противотанковой мины К И К О И Н 9. Конструктор штурмовика Ил - 10 И Л Ь Ю Ш И Н 11. Ученый, руководивший разработкой метода размагничивания судов А Л Е К С А Н Д Р О В 14. Деформации какого вещества изучали ученые блокадного Ленинграда? Л Е Д 15. Ученый, руководивший изучением устройства немецких мин К У Р Ч А Т О В 2.Ученый, разработавший рецепт бронестекла для кабин самолетов И А И Г О Р О С И 3. Ученый, разработавший технологию автоматической сварки П Т Н 6. Инженер, участвовавший в разработке тяжелого танка ИС -2 К А П Ц А 7. Конструктор, создавший самый легкий и маневренный истребитель Як-40 Я О В Е В 10. Знаменитый авиаконструктор, создавший истребитель высокого класса А О К И Н 12. Ученый, разработавший меры по предупреждению флаттера Е Д Ы Ш 13. Академик, наметивший общую стратегию ледовых исследований И Ф Ф Е ПО ВЕРТИКАЛИ: В клетки впишите буквы в порядке возрастания номеров и прочтите лозунг, определивший смысл работы каждого советского ученого в период Великой отечественной войны В С ЕД Л Я Ф Р О Н Т А В С ЕП О Б Е Д Ы
27 jpg - слайд слайд фото «Дороги жизни» слайд схема Дороги жизни слайд фотография с обозом на слайде 11 jpg - фото П.П.Кобеко слайд архитектурно-скульптурная композиция «Разорванное кольцо» слайд ЛА-5 слайд Як-3 слайд 14 jpg - Ту-2 слайд 14 html - статья о вкладе ученых-физиков - Котин Жозеф фотопортрет - танк слайд - Катюша jpg - зарядка «Катюши» jpg -залп «Катюши» jpg -залп « Катюши» ( на машине) Литература и интернет-ресурсы
28 %BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0&lr=&um=1&ie=UTF-8&ei=nqe4S4HlEMP48AaK- eWUCQ&sa=X&oi=image_result_group&ct=title&resnum=1&ved=0CBUQsAQwAAhttp://images.google.ru/images?hl=ru&q=%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0 %BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0&lr=&um=1&ie=UTF-8&ei=nqe4S4HlEMP48AaK- eWUCQ&sa=X&oi=image_result_group&ct=title&resnum=1&ved=0CBUQsAQwAA – орден на всех слайдах 1 B8+%22+%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81 %D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%22&lr=&um=1&ie=UTF-8&ei=UKK4S6- dF8T68Abin9CUDg&sa=X&oi=image_result_group&ct=title&resnum=1&ved=0CA4QsAQwAA- фотографии военных эпизодов слайд 2-8&ei=UKK4S6- dF8T68Abin9CUDg&sa=X&oi=image_result_group&ct=title&resnum=1&ved=0CA4QsAQwAA- %80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8+%22+%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F+%D0%BE%D1% 82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%22&sa=N&start=18&ndsp =18 – слайд 31%8F%22&sa=N&start=18&ndsp =18 jpg - плакат на слайде плакат на слайде портрет на лайде портрет П.Л. Капицы на слайде 4 Александров_Анатолий_Петрович.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/1/13/Александров_Анатолий_Петрович.jpg/157px- Александров_Анатолий_Петрович.jpg - портрет А.П.Александрова на слайде портрет И.Курчатова.слайд портрет М.Келдыша, слайд портер С.А.Лавочкина слайд 4
29 php -статья о создании «Катюши» jpg -фотография И.К.Кикоина _july_12_Prokhorovka.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/97/1943_july_12_Prokhorovka.jpg/300px -1943_july_12_Prokhorovka.jpg - фотография с курской битвы - радар - перископ - пушка jpg - пушка ЗИС портрет Е.О.Патона html - автоматическая сварка танков jpg - танк Т «Разорванное кольцо» -слайд 11 Музыкальные фрагменты 1. В.Фомичев «Мы из Ельца» –военный марш 2. В.Златоустовский. Песня из фильма «Офицеры» 3. Б.Окуджава « Десятый батальон» 4. С.Трофимов, П.Дунаев. «Тоска по родине» марш 5. А.Александров, В.Лебедев-Кумач «Священная война » 6.Б.Ласкин, Д. и Д. Покрасс «Три танкиста» 7.А.Пахмутова, М.Львов «Поклонимся великим тем годам» 8. Д. Тухманов, В.Харитонов «День победы»
30 Известно, что земной шар создает вокруг себя магнитное поле, небольшое по величине, но если в этом поле находится, например, корабль из нескольких тысяч тонн стали, то магнитное поле увеличится в несколько десятков раз, что способно привести в действие механизм, поворачивающийся под влиянием магнитной силы и замыкающий электрическую цепь. И если в эту цепь включить детонатор, погруженный во взрывчатое вещество мины, которая лежит на дне моря, то она взорвется на расстоянии под действием магнитного поля корабля. На кораблях специальным образом располагали большие катушки из проводов, по ним пропускался электрический ток, который порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е. поле прямо противоположного направления. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными. Уже к августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков. Теоретические основы: Суть разработанного метода
31 Теоретические основы: Флаттером называют сочетание самовозбуждающихся незатухающих изгибных и крутильных колебаний крыла, других элементов конструкции самолёта, главным образом крыла в полёте, либо несущего винта вертолёта, возникающих при достижении некоторой скорости, зависящей от характеристик данного самолёта. Такие колебания способны разрушить самолёт. Флаттер наступает при определенной скорости полета, которую называют критической скоростью флаттера. Для каждой формы флаттера существует своя критическая скорость РЕЗУЛЬТАТ разработанного метода: Исследования Келдыша в этой области не только привели к созданию надежных расчетов на флаттер и к разработке практических мер борьбы с ним, но и легли в основу нового раздела науки о прочности авиационных конструкций
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.