Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕвгений Башуцкий
1 Профилактика ВИЧ-инфекции : стратегии воздействия Елена Захарова, психолог СОЦ СПИД и ИЗ
2 Профилактика Комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению ВИЧ-инфекции, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий инфицирования.
3 Виды профилактики Первичная – мероприятия направленные на работу с людьми еще не охваченными эпидемией; Вторичная – мероприятия направленные на работу с людьми имеющими рискованное поведение и повышенный риск инфицирования; Третичная – мероприятия направленные на работу с людьми вовлеченными в эпидемию и снижение негативных последствий эпидемии (лечение, обучение безопасному проведению и др.).
4 «Комплекс профилактических мероприятий» - это в идеале: создание профилактического поля, пространства стимулов, побуждающих и поощряющих скорее позитивные действия, чем негативные. Это может существовать как: Специализированные программы, имеющие четкую цель, средства, сроки Внедрение элементов профилактики в уже существующие программы (образовательные, например) Общий «дух» сообщества, учреждения, организации
5 Какую цель мы ставим в работе по профилактике ВИЧ-инфекции с молодежью?
6 Как мы воздействуем на поведение людей?
7 Три фокуса воздействия профилактики Пробуждение, или актуализация Обучение: информирование Обучение: действие
11 Стратегии мотивационной работы
12 Малоэффективные приемы: Приказы и запреты Увещевание, использование зароков, обязательств Внушение (убеждение и разубеждение) Советы и рекомендации (интервенция) Я больше чем другие компетентен решать, какие цели должен иметь человек и как оценить его ситуацию. «Я лучше знаю». В процессе работы Я смогу найти те приемы, которые приведут человека к достижению поставленных Мной целей наиболее эффективным способом
13 Эффективная стратегия: создание условий для роста мотивации: включение человека в мотивирующую среду работа с окружением (потенциально поддерживающим) помощь в решении более приоритетных проблем (психологических, наркологических, социальных…) мотивационная работа (осознание личного смысла изменений, осознание собственных установок, помощь в прояснении сомнений, в принятии решения)
14 Теория изменения поведения (Прохазка, Ди Клименте) Стадия преднамерения Стадия намерения Стадия подготовки Стадия действия Стадия поддержки
15 Стадия преднамерения На этой стадии человек не считает необходимым изменить свой образ жизни. Положительные аспекты превалируют над возможными негативными последствиями Человек обычно не задает вопросов о проблеме Он, скорее всего, негативно отнесется к помощи, ориентированной на действие. Следовательно, в таких случаях целесообразно предоставить человеку информацию, которая помогла бы ему задуматься о необходимости изменить свой образ жизни.
16 Стадия намерения Человек начинает осознавать проблемы, опасности, связанные со своим образом жизни. В то же время его отношение к изменениям остается двойственным. Человек, как правило, отказывается от активных действий. Амбивалентные высказывания: «Я понимаю,что использовать презерватив необходимо, но из-за этого теряется большая часть ощущений», «я хотел бы отказаться от наркотиков потому, что из-за них у меня случаются неприятности, но мне кажется, что без них я не буду получать «кайф»». На этой стадии особенно эффективной может стать мотивационная работа: помощь в исследовании сомнений, скрытых побуждений. Такое прояснение поможет человеку в принятии решения.
17 Стадия подготовки В течение этой и последующей стадий человек приходит к убеждению о том, что негативные последствия существующего образа жизни все-таки превалируют над теми преимуществами, которые он получает. На этой стадии человек готовится предпринять активные действия по изменению своего поведения. Высказывания, подтверждающие готовность к активным действиям: «Я готова наконец выяснить этот вопрос с мужем» или «Я хотел бы узнать побольше о том, где можно сдать кровь на ВИЧ». Кроме поддержки человеку потребуется помощь в определении целей и плана действий. На этой стадии также целесообразно познакомить человека со службами, которые оказывают соответствующую помощь.
18 Стадия действия Человек предпринимает активные попытки по изменению проблемного поведения. Новый опыт Столкновение с новыми препятствиями На данной стадии человеку может быть полезна поддержка в виде обучения новым навыкам и положительного подкрепления самооценки.
19 Стадия поддержания Эта стадия начинается, когда человек достиг определенных изменений. На этой стадии наряду с достижениями возможны рецидивы – поскольку новое поведение, как правило, встречает сопротивление среды. Кроме того, человек склонен к инертному возвращению к старому поведению, как более простому, привычному. На этой стадии важно понимать, что рецидив – это естественное событие изменения. Поддержка – в анализе трудностей, анализе скрытых конфликтов. Возможно возвращение на одну из предыдущих стадий.
20 упражнение
21 Почему может « не сработать»?
22 Препятствия изменению (у ребенка): Наличие других, более актуальных проблем Наличие наркотической / алкогольной зависимости Жесткая отрицающая установка, принятая в сообществе Низкая самооценка, неуверенность в себе Низкий уровень заботы о себе, внимания к своим потребностям Неразвитость навыков саморефлексии (неумение «заметить», осознать, выразить события своей внутренней жизни) Негативный опыт обращения за помощью
23 Почему может «не получаться»?
24 Препятствия изменению (у специалиста) Восприятие человека (ребенка, подростка) как пассивного объекта воздействия Неготовность сотрудничать с другими специалистами Отсутствие единой стратегии в работе специалистов Отсутствие анализа
25 Далекоидущие выгоды Хорошая работа по профилактике ВИЧ-инфекции естественно встраивается в общее направление воспитания детей и подростков. Это взращивание внимательности к себе, своему телу, миру вокруг. Обретение уверенности в себе, опоры на себя. Воспитание ответственности. Пробуждение творческого потенциала, активности и самостоятельности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.