Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемМаксим Брешковский
1 1 Курс экономики здравоохранения проф. Шейман И.М. Лекция 1. Особенности экономических отношений в здравоохранении
2 2 Рассматриваемые вопросы: 1. Специфика рынка медицинских услуг – особенности спроса и предложения 2. Экономическая роль медицинского страхования, особенности функционирования рынка 3. Последствия и механизмы преодоления провалов рынка 4. Роль государства в организации здравоохранения 5. Главные механизмы планирования и регулирования рынка 6. Основы квази рыночных отношений в здравоохранении
3 3 Специфика рынка медицинских услуг Медицинские услуги: общественное благо или товар? Свойства общественного блага: объект коллективного потребления не действует принцип исключения других лиц из процесса потребления (эффект «транспортного зайца») Санитарно-гигиенические мероприятия? Услуги по лечению ангины?
4 4 Провалы рынка медицинских услуг 1. Внешние эффекты 2. Неопределенность возникновения спроса 3. Информационная асимметрия 4. Локальная монополия поставщиков услуг 5. Особое значение принципов доступности и равенства
5 5 Внешние эффекты Способность медицинских услуг распространять свой потребительский эффект на лиц, не участвующих в рыночной сделке Последствия провала: рынок не обеспечивает необходимого объема услуг Механизмы нейтрализации (ограничения): - государство создает сектор] общественного здравоохранения (санитарный надзор, борьба с инфекционными заболеваниями..)] - в нем действует принцип содержания – за готовность к работе
6 6 Неопределенность возникновения спроса Риск заболеваний Трудно предсказать Необходимость формирования страхового пула – объединения рисков Функция закупки медицинской помощи становится коллективной – государство или страховщики Растет роль коллективного покупателя в организации медицинской помощи
7 7 Информационная асимметрия Отсутствие необходимых знаний для рационального потребительского выбора в отношении: -места оказания услуг -объема услуг -обоснованности цены -соотношения цена-качество
8 8 Информационная асимметрия-2 Медицинская услуг – доверительное благо Неравные позиции поставщика и потребителя медицинских услуг
9 9 Информационная асимметрия-3 Особое положение врача: выступают в двух лицах: - агенты пациентов, определяющие объем необходимых услуг - поставщики этих услуг
10 10 Спрос, спровоцированный предложением: -высока вероятность назначения необоснованных услуг -затратный механизм оказания услуг -возможные структурные диспропорции
11 11 Закон Румера «Каждая больничная койка всегда будет занята» -ослабевают требования к обоснованности госпитализаций – это доход больницы -сильное искушение амбулаторного врача не лечить самому
12 12 Информационная асимметрия- механизмы нейтрализации -Коллективные покупатели медицинской помощи защищают права потребителей -Врач общей практики – функция организации медицинской помощи на других этапах -Предоставление информации о результатах деятельности медицинских организаций -Обязательство врачей предоставить и объяснить варианты для выбора
13 13 Спрос, спровоцированный предложением- механизмы нейтрализации Клинические стандарты – перечень услуг и лекарств по каждому заболеванию, как лечить совокупность пациентов Планирование объемов и глобальный бюджет для медицинских организаций Разделение финансовых рисков между покупателем и поставщиком услуг – каждый отвечает за определенную долю отклонений фактических объемов от плановых
14 14 Спрос, спровоцированный предложением- механизмы нейтрализации-2 Коллективный покупатель медицинской помощи проверяет обоснованность услуг Санкционирование крупных затрат
15 15 Локальная монополия поставщиков услуг Ограничители конкуренции: Необходимость построения иерархической системы оказания медицинской помощи. Ограничения на приток трудовых и материальных ресурсов (лицензионные требования государства) Планирование: негибкость трудовых и материальных ресурсов Ликвидация частнопрактикующего врача (СССР)
16 16 Локальный монополизм поставщиков услуг- последствия - ограниченные возможности конкуренции -слабые переговорные позиции страховщиков
17 17 Механизмы нейтрализации локальной монополии -разукрупнение сети, где это технологически оправдано (например, поликлиника преобразуется в конкурирующие врачебные практики) -конкурсное размещение заказа -стимулирование межтерриториальных потоков пациентов Центробежные силы: -в крупных подразделениях обычно выше качество - политика формирования межтерриториальных комплексов
18 18 Особое значение доступности и равенства-1 Неравномерность распределения потребности и расходов Платежеспособность не может быть фактором получения медицинской помощи Принцип общественной солидарности
19 19 Особое значение доступности и равенства-2 Последствия: Снижается стимулирующие воздействие платежеспособного спроса (единая программа государственных гарантий) Ограничиваются условия для конкуренции страховщиков
20 20 Особое значение доступности и равенства-3 Механизмы нейтрализации: Отношения квази рыночного типа - «деньги следуют за пациентом» Дополнительные программы медицинского страхования
21 21 Изъяны рынка медицинского страхования 1. Моральный риск 2. Эффект неблагоприятного отбора (ухудшающий или позитивный отбор) 3. Эффект селекции рисков (негативный отбор)
22 22 Моральный риск Отсутствие ценового сигнала порождает нерациональное потребление Последствия -Цена на медицинскую услугу при страховании оказывается выше, чем в отсутствии страхования -Ниже требования к рациональности объемов медицинской помощи Затратный механизм
23 23 Моральный риск - механизмы нейтрализации: со платежи населения обязательные направления врача механизмы рационирования – листы ожидания страховщики контролируют обоснованность объемов услуг
24 24 Ухудшающийся (позитивный) отбор-1 Эксплуатация информационного преимущества застрахованного Последствия: ограничивается вероятностный характер страхования, клиент обрекает страховщика на расходы «хорошие»риски выходят из системы, что ведет к повышению страховых премий («страховая спираль») часть населения остается незастрахованной
25 25 Эффект спирали затрат на медицинское страхование
26 26 Ухудшающийся отбор- механизмы нейтрализации Предварительные проверки здоровья Страхование больших групп Повышаются интервалы перерегистрации застрахованных Медицинское страхование становится обязательным
27 27 Негативный отбор-1 Страховщик отбирает «хорошие» риски и избавляется от «плохих» Последствия: Нарушается общественная солидарность Ослабляется мотивация страховщиков к оптимизации издержек на оказание медицинской помощи
28 28 Негативный отбор- механизмы нейтрализации: Запрет отбора Система выравнивания рисков (risk- adjustment) Стимулирование конкуренции страховщиков
29 29 Что следует из специфики рынков медицинских и страховых услуг? 1) Высокая вероятность формирования затратного механизма 2) Возможность противоречия между действиями, направленными на повышение локальной (технической) и структурной (аллокационной) эффективности
30 30 Питер Друкер: "Локальная эффективность - это умение делать вещи нужными методами. Структурная эффективность - это способность делать нужные вещи".
31 31 Что следует из специфики рынков медицинских и страховых услуг? 3) Для повышения структурной эффективности необходимо обеспечить целенаправленное управление объемами и структурой оказания медицинской помощи, оказываемой населению. Особая роль страховщика в системе управления медицинской помощью
32 32 Система «управляемой медицинской помощи» - примеры решаемых проблем: как обеспечить оптимальное соотношение между отдельными видами медицинской помощи как обеспечить координацию и преемственность в работе отдельных звеньев как управлять хроническими заболеваниями как обеспечить участие врачей в поиске ресурсосберегающих технологий как оптимизировать поведение пациентов
33 33 Роль государства в организации здравоохранения Регулирование деятельности в сфере здравоохранения: –лицензирование медицинской, фармацевтической, страховой деятельности –установление стандартов качества –планирование сети Финансирование оказания медицинской помощи населению: -разработка пакета гарантий -его финансовое обеспечение Предоставление услуг государственными медицинскими организациями
34 34 Обеспечение макроравновесия в системе здравоохранения (политика сдерживания затрат): Балансировка государственных обязательств предоставления медицинской помощи с имеющимися финансовыми ресурсами
35 35 Механизмы сдерживания затрат-1 1. Установление лимита расходов на стационарную помощь 2. Контроль за развитием сети больниц. - новое строительство и модернизация больниц осуществляется на основе государственного плана и требуют «сертификата потребности» - планы стационарной помощи в растущей мере основываются на стратегии сокращения числа больничных коек - часть больничных коек перепрофилируются в койки для долечивания и реабилитации
36 36 Механизмы сдерживания затрат-2 3. Ограничение числа врачей 4. Регулирование объемов потребления медицинской помощи 5. Участие населения в покрытии части расходов на медицинскую помощь (со платежи)
37 37 Механизмы сдерживания затрат-3 Эмпирические исследования показывают: меры по регулированию спроса населения являются менее эффективным механизмом сдерживания затрат по сравнению с мерами по регулированию предложения медицинских услуг
38 38 Крайности вмешательства государства: Бюджетные учреждения напрямую управляются органами исполнительной власти. Планирование «сверху вниз» Сметное финансирование в расчете на ресурсные показатели
39 39 Крайности вмешательства государства: проявления Слабая «отзывчивость» к потребностям населения Рост листа ожиданий Неравномерная загрузка одинаковых по мощности организаций Демотивация к повышению качества Консервация излишних мощностей и ненужного персонала
40 40 Поиск смешанной модели Разделение на покупателя и поставщика медицинской помощи (purchaser/provider split) Превращение финансирующей стороны в информированного покупателя медицинской помощи Стимулирование конкуренции поставщиков услуг Стимулирование конкуренции покупателей медицинской помощи
41 41 Финансирующая сторона – информированный покупатель : Договорные отношения В конкурентной и неконкурентной среде Оплачиваются результаты, а не ресурсы «Деньги следуют за пациентом»
42 42 Квазирыночные отношения: Отсутствует прямой ценовой сигнал для потребителей Ослаблена функция максимизации прибыли Невысока гибкость рынков труда и капитала Отношения строятся внутри системы здравоохранения – ограничена конкуренция за рубль потребителя Высокая степень финансового контроля и регулирования
43 43 Выводы Изъяны рынков медицинских и страховых услуг деформируют взаимодействие спроса и предложения Многие изъяны преодолимы за счет усиления государственного вмешательств и мер «управляемой медицинской помощи». Обратная сторона государственного вмешательства – чрезмерное огосударствление здравоохранения. Идет поиск смешанной модели, основанной на сочетании рыночных и плановых регуляторов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.