Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемЕвгений Сузин
1 Этические требования к учителю С профессией учителя совершенно не совместимы лень, бездеятельность, пассивность. Хочешь изгнать эти пороки из учащихся, прежде избавься от них сам. Я.Коменский Я.Коменский
2 Обязательное для учителя качество – гуманизм, Обязательное для учителя качество – гуманизм, то есть отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в делах и поступках. Гуманные отношения слагаются из интереса к личности учащегося, из сочувствия ученику, помощи ему, уважения его мнения, состояния особенностей развития, из высокой требовательности к его учебной деятельности и озабоченности развитием его личности. Учащиеся видят эти проявления и следуют им сначала неосознанно, постепенно приобретая опыт гуманного отношения к людям.
3 Учитель – это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводиться решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, датский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог – образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец.
4 Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности воспитателя учащиеся не должны чувствовать и видеть. Ещё А.С.Макаренко указывал, что учитель без тормозов – испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на учащихся, не нервничать по пустякам.
5 Душевная чуткость в характере учителя – своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога – профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбы подрастающего поколения.
6 Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития школьников. По ним учащиеся судят об объективности педагога. Ничто не укрепляет нравственный авторитет педагога, как его умение быть объективным.
7 Учитель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования учитель прежде предъявляет к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной. Мастера воспитания учитывают возможности развивающейся личности.
8 Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает учителю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка – всё, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.
9 Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание учеников предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.
10 Ситуация 1 Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести урок». Как вы отреагируете на это?
11 Ситуация 2 В самом начале урока или уже после того, как вы провели несколько уроков, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить». Какой должна быть реакция учителя?
12 Ситуация 3 Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» Какой должна быть реакция учителя?
13 Ситуация 4 Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся, как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда- нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» Что должен на это ему ответить учитель?
14 Ситуация 5 Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». Как на это должен отреагировать учитель?
15 Ситуация 6 Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». Как следует на это отреагировать учителю?
16 Методика определения уровня психологической грамотности учителя. Прочитайте описание ситуации и возможные варианты ее решения. На бланке ответов зафиксируйте решение, наиболее верное с вашей точки зрения, отметив его буквой А. Буквой Б отметьте следующий по степени эффективности вариант. Таким образом, по каждой из предложенных ситуаций вы зафиксируете два наилучших, по вашему мнению, варианта ее решения буквами А и Б. Если у вас есть иной, не оговоренный вариант решения той или иной ситуации зафиксируйте его для дальнейшего коллективного обсуждения. Рекомендуем внимательно анализировать каждый ответ, сопоставлять между собой все возможные варианты-ходы. Время на выполнение задание ограничено 10 ситуаций необходимо осмыслить за 10 минут.
17 Ситуация 1. Вы заходите в класс, чтобы начать урок. Ученики не готовы к уроку: не вытерта доска, на полу мочалка для вытирания доски и бумажки. Ваше первое действие: 1. не обращу внимания на такие мелочи, поздороваюсь и начну урок; 2. поздороваюсь, молча сам(а) вытру доску и подберу бумажки; 3. поздороваюсь, сделаю замечание, сам(а) вытру доску и подниму бумажки; 4. выскажу свое недовольство, с репликами осуждения сам(а) вытру доску и подниму бумажки; 5. поздороваюсь, попрошу нескольких учеников, навести порядок в классе, а потом начну урок; 6. выскажу свое недовольство, заставлю нескольких учеников немедленно убрать класс и вытереть доску; 7. поздороваюсь, выскажу свое удивление по поводу нехарактерного для этого класса беспорядка, предложу начать урок заново: выйду на 30 секунд, чтобы ученики подготовились; 8. поздороваюсь, выскажу свое удивление и предложу подготовить класс к уроку.
18 Ситуация 2. Ученик с мелом и мочалкой для вытирания доски отвечает возле доски. Оценка низкая. Ученик очень недоволен. Прежде чем сеть за парту, он бросает мочалку на полочку доски, но она падает на пол. Ваши действия: 1. верну ученика назад и заставлю поднять мочалку; 2. остановлю ученика и предложу ему исправить оценку, поставлю перед ним еще одно задание, чтобы он выполнил его на доске; 3. сделаю вид, что не заметил(а) поступка ученика, перейду к следующему этапу урока; 4. специально не буду привлекать внимание детей к поступку ученика, а вызову еще одного ученика, который будет выполнять задание на доске; 5. сначала сделаю вид, что не заметил (а) поступка ученика, выдержу паузу, а потом предложу ученику с первой парты вытереть доску; 6. верну ученика к доске, выскажу недовольство его реакцией на справедливую оценку и заставлю поднять мочалку с пола; 7. сделаю вид, что не заметил(а) душевного состояния подростка, а предложу ему лучше вытереть доску и написать следующее задание для всего класса; 8. выскажу свое недовольство поведением ученика, заставлю поднять мочалку с пола, сделаю соответствующую запись в его дневнике.
19 Ситуация 3. Вы с коллегой переводите младших школьников через улицу с интенсивным транспортным движением. Дети переходят дорогу по всем правилам безопасности. В то время, когда коллега с красной косынкой в руке была на одной стороне дороги, а вы на другой замыкали колону, один из учеников нечаянно выронил мяч, который покатился под автомобиль. Ваши дальнейшие действия: 1. позволите ученику, который упустил мяч, достать его из-под колес автомобиля; 2. остановитесь перед автомобилем, а достать мяч предложите наиболее ловкому мальчику; 3. достанете мяч вместе с учеником, который упустил его; 4. попросите водителя, под автомобилем которого находится мяч, чтобы он достал его вам; 5. после того как дети перейдут улицу, вытянете мяч из-под автомобиля вместе с коллегой; 6. рассердитесь и броситесь под автомобиль, чтобы забрать мяч; 7. остановите колону детей среди дороги; вместе с коллегой достанете из-под автомобиля мяч и двинетесь дальше; 8. перейдете с учениками дорогу; подождете, пока дорога освободится от транспорта, и заберете мяч.
20 Ситуация 4. Вы стоите на остановке, где ожидают автобус знакомые вам люди и группа ваших воспитанников-шестиклассников. Последние балуются, смеются. Один из подростков швыряет клочья газетной бумаги на другого. Шестиклассники спорят, толкают друг друга, но все заканчивается смехом. Ваши действия в этой ситуации: 1. обратите внимание шестиклассников на неподобающее поведение и заставите их убрать бумагу; 2. выскажете удивление по поводу такого поведения ваших всегда послушных воспитанников и предложите им поднять бумагу; 3. обратитесь к окружающим с осуждением поведения шестиклассников; 4. подзовете к себе двоих беспокойных мальчишек и спросите, как они сами оценивают свое поведение; 5. подойдете к группе шестиклассников и начнете разговор о том, какой авторитет школе они создают; убедите, что бумагу необходимо поднять; 6. выскажите удивление поведением шестиклассников и поднимете бумагу сами; 7. не будете замечать поведения школьников; 8. «не заметите» не совсем хороших поступков учеников, однако на следующий день в школе все им припомните.
21 Ситуация 5. Вы идете по городу со своими детьми сыном-подростком и шестилетней дочкой. Дети едят мороженое. Проходя мимо урны, ваш сын бросает обвертку от мороженого и... не попадает в урну. Ваши действия: 1. сделаете вид, что ничего не случилось; 2. скажете, чтобы сын поднял обертку и бросил ее в урну; 3. выскажете неудовольствие действиями сына и заставите его поднять обертку; 4. сделаете замечание сыну, но не будете заставлять его поднимать обертку, пойдете дальше; 5. обратитесь к дочке с осуждением поведения брата, подождете, пока сын не вернется и не подберет обертку; 6. молча сами вернетесь назад, поднимете обертку и бросите ее в урну; 7. с возмущением вернетесь, поднимете обертку и бросите ее в урну, потом сделаете соответствующие выводы относительно поведения сына; 8. сделаете вид, что ничего не заметили, однако дома, во время ужина, в семейном кругу, выскажете свое негативное отношение к действиям сына в ситуации с оберткой.
22 Ситуация 6. Перерыв в школе. Вы идете по коридору, в котором стоят десятиклассники. Недалеко от них валяются обрывки бумаги. Ваши действия: 1. проходите молча; 2. здороваетесь, заводите разговор с учениками, но ничего особенного «не замечаете»; 3. делаете замечание старшеклассникам, не останавливаясь и не требуя поднять бумагу; 4. высказываете недовольство по поводу мусора в коридоре, заставляете кого-то конкретного поднять бумагу и отнести в урну; 5. сами молча поднимаете бумагу; 6. делаете замечание старшеклассникам и сами поднимаете бумагу; 7. здороваетесь, начинаете разговор с учениками на вольную тему, между делом просите их поднять бумагу и отдать ее вам, еще немного разговариваете и идете дальше; 8. здороваетесь, делаете вид, что ничего не случилось, однако сразу на уроке высказываете свое недовольство по поводу низкого культурного развития старшеклассников.
23 Ситуация 7. Перерыв. Вы дежурный учитель по школьному двору. Видите, что на газонах возле школы много бумажек. Ваши действия: 1. сами ничего делать не будете, а позже известите о «бумажном мусоре» представителя дирекции школы; 2. позовете стоящих ближе всего школьников и заставите их поднять бумажки; 3. подзовете к себе самых младших детей и попросите их убрать двор; 4. заведете разговор с подростками и предложите им вместе с вами сделать доброе дело убрать территорию школы; 5. подзовете к себе наиболее послушного, по вашему мнению, ученика и поручите ему убрать бумажки; 6. подойдете к группе старшеклассников и предложите им убрать бумажки; если же они будут отказываться, то иронично пригрозите им соответствующей оценкой; 7. предложите двум-трем ученикам собрать бумажки за хорошую оценку по тому предмету, который вы про подаете; 8. начнете с несколькими учениками разговор на вольную тему, похвалите их за хорошее поведение (не важно, является ли она такой действительно), обратите внимание на бумажки и подведете учеников к решению убрать их, поможете им в этой работе.
24 Ситуация 8. Только что завершился новогодний праздник у учеников вашего класса. Уже поздно. Необходимо убрать классную комнату. Ваши предложения и действия: 1. оставить классную комнату неубранной, при этом, назначив дежурных, который наведут порядок на следующий день; 2. оставить все как есть, а на следующий день собраться всем коллективом и навести в классе порядок; 3. обязать учеников, которые живут недалеко от школы, убрать; 4. обязать коллектив класса назначить дежурных, которые уберут комнату; 5. предложить всем, кто желает, остаться убрать комнату, предоставить полную свободу в выборе вида работы, регламентируя при этом только время выполнения отдельных заданий; 6. тайно от учеников приготовить призы и по окончании вечера организовать игру- соревнование: кто окажется наиболее активным во время уборки классной комнаты; 7. заранее организовать группу послушных учеников и с ними убрать классную комнату; 8. составить график дежурств учеников на полгода, поэтому никаких проблем не будет.
25 Ситуация 9. Вы пошли в магазин за хлебом. Пятилетний сын остается дома сам. Он читает сказку. Вы возвращаетесь через 10 минут и видите такую картину: сын разбросал свою библиотечку по всей комнате. Ваши действия: 1. выясните, что случилось, и поможете сыну убрать книжки; 2. отчитаете сына и соберете книжки сами; 3. пошутите по поводу такой ситуации и скажете, что немедленно необходимо все сложить, поскольку к нему вот-вот должен зайти его товарищ, которого вы только что видели на улице; 4. строго посмотрите на сына и отчитаете его, заставите сложить книжки так, как они лежали раньше; 5. выскажете недовольство по поводу такой картины; потребуете у сына убрать книжки, иначе он не получит конфет, которые вы только что купили в магазине; 6. удивитесь по поводу такого поведения сына, выскажете ему доверие, что он сумеет все привести в порядок, тем более что скоро вы пойдете гулять во двор; 7. накричите на маленького «негодяя» и поставите его в угол, а сами быстренько уберете книги; 8. выскажете недовольство действиями сына, заставите его собрать книги, а если он не послушается, то примените физическое наказание.
26 Ситуация 10. Ваша дочь выпускница средней школы. Она сдает экзамены. Ближе к вечеру вы заходите в ее комнату и мысленно констатируете, что в комнате давно никто не убирал: учебники и другие книжки, исписанная бумага лежат на столе, кровати, полу; везде на стульях лежит одежда и т. д. Ваши слова и действия в этой ситуации: 1. не обратите внимания на беспорядок, начнете разговор о предстоящем экзамене; 2. обратите внимание на беспорядок в комнате, однако переведете разговор на более важную тему; 3. удивитесь беспорядку и предложите дочери убрать в своей комнате; 4. удивитесь беспорядку и сами начнете убирать; даже если дочка не помогает вам в работе, все равно дело доведете до конца; 5. возмутитесь по поводу кавардака в комнате, потребуете, чтобы дочка навела порядок в комнате, и только после этого будете разговаривать о предстоящем экзамене, а пока что выйдете из комнаты; 6. начнете доброжелательный разговор про сегодняшние проблемы дочери, постараетесь помочь своим опытом, своими знаниями, не акцентируя внимания на беспорядок, и через некоторое время наведете порядок вместе с дочерью; 7. предложите, дочери отдохнуть, выйти на улицу, и во время ее отсутствия уберете в комнате; 8. предложите, дочери отдохнуть вместе с вами после того, как каждый наведет порядок в своей комнате.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.