Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАнтонина Баратаева
1 Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Д. И. Менделеев
2 Марсилио Сичино – средневековый философ «Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!» Что значит – измерить какую-то величину?
3 Безрукова Вера, Изотова Юлия, ученицы 6 класса МОУ СОШ 20 Руководитель: Козак Т.И., учитель математики пгт Прогресс
4 знакомство с единицами длины, с их происхождением. Научиться работать с дополнительной литературой для получения информации о мерах на Руси, выявления связи мер с устным народным творчеством, упоминания мер в поэтическом творчестве. Проанкетировать население с целью выявления интереса к различным мерам длины. Познакомить учащихся нашей школы (начальное и среднее звено) с найденными материалами.
5 Гипотеза: Гипотеза: люди не могут существовать без системы мер, которая в процессе эволюции человечества развивается и совершенствуется. Объект исследования: Объект исследования: старинные меры длины. Предмет исследования: Предмет исследования: использование данного объекта в жизни, в устном народном творчестве. Метод исследования: Метод исследования: систематизация и обработка данных.
6 Этапы решения проблемы: I Организация деятельности Подготовка Погружение в проект Планирование II Осуществление деятельности Поиск информации Обобщение результатов и выводов III Представление результатов деятельности и её оценка Презентация Оценка проекта и результатов работы
7 Первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног. Те же пальцы, руки, ноги и другие части тела послужили образцами для создания первых мер длины, а небольшие расстояния мы и в настоящее время нередко определяем шагами. Шаг Шаг – расстояние между пятками или носками шагающего человека. Средняя длина шага равна 71 см.
8 Для измерения больших длин шаг оказался слишком малой мерой. Возникли новые: двойной шаг или трость, а затем – двойная трость. В Риме вошла в употребление мера, равная тысяче двойных шагов; отсюда произошло название русской меры миля расстояний – миля – от латинского слова «mille» – «тысяча».
9 стадий Стадий Вавилоняне ввели в употребление меру длины, получившую впоследствии греческое название: стадий. Стадий равнялся расстоянию, которое человек проходит спокойным шагом за промежуток времени от появления первого луча солнца, при восходе его, до того момента, когда весь солнечный диск целиком окажется над горизонтом (примерно 2 минуты). За это время человек проходит от 185 до 195 метров. Это и есть стадий. греческий олимпийский стадий Стадий употреблялся и египтянами, и греками и другими народами. Так греческий олимпийский стадий равен 192 метрам. СТАДИЙ
10 трубкой В Эстонии у моряков трубкой называлось расстояние, проходимое судном при нормальной скорости за время, пока курится набитая табаком трубка. сигара лошадиный башмак В Испании такой же мерой расстояния служила сигара, в Японии – лошадиный башмак, то есть путь, проходимый лошадью, пока износится привязываемая к её ногам соломенная подошва, заменявшая подкову. стрела У многих народов была мера расстояния стрела – дальность полёта стрелы.
11 Локоть Локоть – расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локоть Веры Локоть Юли
12 Перст – Перст – старинное название указательного пальца руки, ширина которого равна приблизительно 2 см. Отсюда происходит анатомический термин «двенадцатипёрстная кишка». Длина этого органа см. Пядь – Пядь – это расстояние между растянутыми большим и указательным пальцами. Пядь Веры Пядь Юли
13 Прямая сажень Прямая сажень – это расстояние между кончиками пальцев вытянутых в стороны рук. Косая сажень Косая сажень – это расстояние между пальцами вытянутой вверх левой (правой) руки и носком отставленной правой (левой) ноги. прямая сажень Веры косая сажень Юли
14 Аршин Аршин – длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до конца фаланги среднего пальца. Аршин Веры Аршин Юли
15 Ярд Ярд Фут Фут Дюйм Дюйм
16 С развитием общества росли требования к точности мер и измерений. Очевидно, что каждая мера должна иметь вполне определенную величину, а значит и образец (эталон), который проверен по какому-либо природному значению. В 1771 году предлагалось за единицу длины взять путь, проходимый свободно падающим телом за первую секунду. В 1664 году Гюйгенс предложил в качестве единицы длины использовать длину секундного маятника.
17 Запомни: эта работа не тяжка: Один сантиметр – четверть вершка. Сантиметры тож Легко измерить с помощью ладош. Запомни: эта работа не тяжка: Один сантиметр – четверть вершка. Сантиметры тож Легко измерить с помощью ладош. Запомни, расчёт очень важен: Два метра – приблизительно сажень. Запомни, расчёт очень важен: Два метра – приблизительно сажень. Узнаем, не тратя догадок уйму: 2,5 сантиметра равняются дюйму. Узнаем, не тратя догадок уйму: 2,5 сантиметра равняются дюйму. Принято в торговом народе Аршин отмерять в этом роде: Расстояние от пальца до плеча Привыкли аршином величать. Принято в торговом народе Аршин отмерять в этом роде: Расстояние от пальца до плеча Привыкли аршином величать. В.В.Маяковский
18 Сидит, ходит, словно аршин проглотил. Сидит, ходит, словно аршин проглотил. – О неестественно прямом человеке. Эка верста выросла! Эка верста выросла! – Так говорят о человеке большого роста. Семь пядей во лбу. Семь пядей во лбу. – Об очень умном человеке. Косая сажень в плечах Косая сажень в плечах. – Широкоплечий, высокого роста человек.
19 А.С.Пушкин «ЗИМНЯЯ ДОРОГА» Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег.... На встречу мне вёрсты Только вёрсты полосаты Попадаются одни... П.П.Ершов «КОНЕК ГОРБУНОК» Да игрушечку-конька вершка Ростом только в три вершка, На спине с двумя горбами аршинными Да с аршинными ушами.
20 И.С. Тургенев «Муму»: * И.С. Тургенев «Муму»: «Из числа у всей её гляди самый замечательным лицом был дворник Герасим мужчина 12 вершков» (стр. 209).«Из числа у всей её гляди самый замечательным лицом был дворник Герасим мужчина 12 вершков» (стр. 209). «Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, оказывая на пол-аршина от земли» (стр.230).«Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, оказывая на пол-аршина от земли» (стр.230). «Но Герасим только закивал головою и так сильно принялся грести, хотя и против течения реки, что в одно мгновенье умчался сажание на сто».«Но Герасим только закивал головою и так сильно принялся грести, хотя и против течения реки, что в одно мгновенье умчался сажание на сто». Погорельскй «Чёрная курица и подземные жители»: * Погорельскй «Чёрная курица и подземные жители»: «Отворилась боковая дверь, и вошло множество маленьких людей, ростом с пол- аршина» (стр.134).«Отворилась боковая дверь, и вошло множество маленьких людей, ростом с пол- аршина» (стр.134).
21 п/п Список учащихся Рост, см АршинЛокоть ПядьШаг 1. Альдергордт Кристина Андрейченко Иван … Среднее 142,363,438,616,161,9
22 Знакомы ли вы со старинными единицами измерения длины?
23 Помните ли вы стихи, песни или изречения, в которых упоминаются эти понятия?
24 1. На протяжении всей истории человечества люди использовали различные способы для измерения длин. 2. С развитием общества возникла потребность в создании единой системы мер. Каждая мера должна была иметь определенную величину и эталон. Так появился эталон метра.
25 Метр Эталон метра – металлический брус из сплава платины и иридия Измерить длину – значит сравнить с эталоном! Что значит – измерить длину?
26 1. Презентация 2. Бюллетени: Как измеряли в старину Старинные меры длины 3. Буклет: 3. Буклет: Старинные меры длины в литературном творчестве Старинные меры длины в литературном творчестве 4. Web-сайт Web-сайт Web-сайт
27 1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, – 287 с. 2. Савин А.П., Станцо В.В., Котова А.Ю. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», – 480 с. 3. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, – 192 с. 4. Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В. Математика: Учебник-собеседник для 6 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: Просвещение, – 288 с mosselprom.htm
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.