Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемВера Лебедева
1 « Жизнь – бесконечное познанье, Возьми свой посох – и иди » Волошин Работа ученицы 11 класса Бубелло Анастасии Руководитель : Тарасенко Светлана Ивановна
2 Одухотворяющая сила поэзии Пастернака заставляет дышать и чувствовать. Доминируют монументальные и динамичные объекты : ливень, лавина, лава, обвал, извержение, огнедышащая гора, гроз атака, град, гром, и все это действует « залпом », « взахлеб », « навзрыд », разбивается « вдребезги », бьет наповал. Лихачев
3 1) Свой творческий путь Пастернак начинал в футуристических группах « Лирика » и « Цинтрафуга ». (« Близнец в тучах »-1913; « Поверх барьеров »-1917; « Детство Люверс »-1918) 2) – сотрудничал с литературным журналом « ЛЕФ ». (« Сестра моя жизнь »-1922; « Темы и вариации »-1923; поэмы : « Высокая болезнь », «905 год », « Лейтенант Шмидт ») 3) 1949 г – год перелома в творчестве. « Я не люблю себя до 1949 года » Пастернак
4 каскад метафор многообразность цветной слух музыкальность философичность экспрессивность, энергичность динамизм
5 Февраль. Достать чернил плакать ! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. 1912, 1928 ( передает вьюжность февраля, но вместе с тем радость от прихода весны ) Стрижи Нет сил никаких у вечерних стрижей Сдержать голубую прохладу. Она прорвалась из горластых грудей И льется, и нет с ней ладу ( описывает масштаб водной стихии, дает прочувствовать отчаянность стрижей ) Плачущий сад Ужасный : - Капнет и вслушается, Все он ли один на свете Мнет ветку в окне, как кружевце, Или есть свидетель ( передает плач природы, сырость в дождливую погоду ) Она со мной. Наигрывай, Лей, смейся, сумрак рви! Топи, теки эпиграфом И такой, как ты, любви ! 1917 (радость, эйфория чувствуется в этих строках)
6 Петухи Всю ночь вода трудилась без одышки. Дождь до утра льняное масло жег. И валит пар из - под лиловой крышки, Земля дымится, словно щей горшок 1923 ( восхищение утром ) Памяти Марины Цветаевой Хмуро тянется день непогожий. Безутешно струятся ручьи По крыльцу перед дверью прихожей И в открытые окна мои. 1943( описание серого непогожего дня ) Свидание Засыплет снег дороги, завалит скаты с крыш, Пойду размять я ноги : За дверью ты стоишь ( радость встречи с любимой ) Магдалина У людей пред праздником уборка, В стороне от этой толчеи Омываю миром из ведерка Я стопы пречистые твои ( отчаянность Магдалины, ассоциация с Цветаевой ) Вывод: влечение к воде характерно для раннего периода творчества Пастернака. К 1956 году основное место в лирике поэта займет снег. " Когда-то шли дожди, - отмечает М. Цветаева,- а с 1956 года территорией овладевает снег, как символ безвозвратно уходящего времени".
7 « ПОСЛЕ ДОЖДЯ » « ПОСЛЕ ГРОЗЫ » « За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Все стихло. Но что это было сперва ! Теперь разговор уж не тот и по - доброму. Сначала все опроместью, вразноряд Ввалилось в ограду деревья развенчивать, И попранным парком из ливня – под град, Потом из сараев – к террасе бревенчатой Пронесшейся грозою полон воздух. Все ожило, все дышит, как в раю. Всем роспуском кистей лиловогроздых Сирень вбирает свежести струю. Все живо переменою погоды. Дождь заливает кровель желоба, Но все светлее неба переходы И высь за черной тучей голуба. 1958
8 « После дождя » « После грозы » ярче прослеживаются « водные » интонации, употреблены метафорично ( шипучкой играет, настой, жилы полопались, сверкает ) « водные » слова употреблены, как правило, в прямом значении ( заливает, смывает, буря, дождь ) лидирует описательностьприсутствуют философские нотки, можно провести параллель между не спокойствием природы и общественными потрясениями эмоциональность ( риторические восклицания ) спокойствие размер : трехсложный амфибрахий – плавность, мелодичность размер : пятистопный ямб - динамичность переливчатая экспрессивность « немыслимая простота »
9 Вывод : в поздних стихах своих поэт пришел к естественному совмещению ясности, глубины и емкости. Далеко не легок и весьма сложен был труд поэта к чистоте и гармоничности слога. « Неслыханная простота » пришла к нему в результате долгих и мучительных поисков. А. А. Озеров
10 « НЕМЫСЛИМАЯ ПРОСТОТА » « МНЕ ЧУЖД РАСПАД ФОРМ, ЗАСОРЕННЫЙ И НЕРОВНЫЙ СЛОГ » МЕТОНИМИЯ – АССОЦИАЦИЯ ПО СМЕЖНОСТИ ( НЕ ЛИЦО, А ДЕЙСТВИЕ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ ) ПОЭЗИЯ, СЛОВНО ГУБКА СВЕТЛАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ Высокая нравственность Рифмовка внутри текста вода
11 В свои ранние годы я был поражен наблюдением, что существование само по себе самобытно, необыкновенно и необъяснимо, чем какие - либо отдельные удивительные случаи и факты. Меня привлекла необычность необычного … Из письма Пастернака Спендеру. Москва, 1959
12 Цветаева
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.